Китовра́с

Китовра́с — мифическое существо в древнерусских апокрифах.

Китоврас (др.-русск. китоврасъ) в древнерусских сказаниях — "ди́вий зверь", является существом вещим; изловленный царём Соломоном, он удивляет его своей мудростью. В позднейших сказаниях китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царем над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и гибнет в бою с ним. В еврейских сказаниях, соответствующих русским апокрифам о Соломоне и Китоврасе, вместо него фигурирует демон Асмодей. Черты китовраса в русских и Асмодея в еврейских сказаниях в западной легенде перенесены на Морольфа и Мерлина, в исламе демон именуется шайтан Сахр.


 

Русская версия легенды изложена в "Сказании о Соломоне и Китоврасе" (XI—XII вв.). "Дивия зверя" с помощью цепи с заклятием ловят и приводят к царю Соломону. Китоврас сообщает Соломону, как добыть шамур (алмаз, возможно, волшебный жезл) из оперенья волшебной птицы (в Талмуде фигурирует перстень с изображением могендовида — "Звезды Давида"). С помощью жезла можно обрабатывать и передвигать камни. В одной из версий легенды Китоврас оказывается родным братом Соломона, сыном царя Давида, а также оборотнем. На Васильевских вратах из Новгорода Великого в одном из клейм изображен заключительный эпизод легенды, когда китоврас поднимает царя Соломона в воздух, демонстрируя свою силу

В рукописных текстах Китоврас фигурирует с 14 в. или как имя нарицательное, обозначающее чудовище, или как имя собственное, связанное с персонажем апокрифического сказания. Эти русские апокрифы восходят к легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, в славянских же легендах заменил Асмодея заменил Китоврас. Возможно, в представлениях о внешнем виде Асмодея какой-то группы еврейского населения он сближался с древневосточным керубом, а на Руси этот облик сблизили с известным здесь мотивом византийской иконографии, кентавром: при этом иногда Китоврас наделялся крыльями.

Так же характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства храма, который Соломон построил с помощью Китовраса, Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.

Согласно другой легенде, Китоврас привел Соломону двухголового мужа. Впоследствии у этого человека родились два сына, двухголовый и обыкновенный. После смерти отца двухголовый сын требует двойную долю наследства; Соломон хитроумным способом доказывает, что оба сына имеют права на равные доли.

Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую Китоврас носил в ухе.

Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде "зверя Китовраса" — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу. Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену. В других русских рукописях вместо Китоврас упомянут царь Пор, а в фольклоре — Василий Окульевич. Как и легенда, в которой рассказывается о власти Соломона над демонами, сказание о Соломоне и Китоврасе входит в число повествований, к авторитету которых апеллировала средневековая магическая традиция (в частности, византийский "Завет Соломона").

Популярные черты кентавра Китовраса распространялись в древнерусской традиции и на другие персонажи. Они могли придаваться "девице Горюнии", части людей дивиих смерти, апокалиптической чудовищной "саранче". В виде кентавра изображали также Полкана - богатыря из переводной повести о Бове - королевиче (в исходной версии — . получеловек - полупес). В народном русском искусстве Полкан получает конские копыта, а также, под влиянием популярного образа зодиакального кентавра-стрельца,— лук.

Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь Китовраса к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Резные ворота Феодоровского городка.


 

На резных каменных рельефах собора в Юрьеве-Польском (1230—1234) можно увидеть изображение китовраса с крыльями, что указывает на сходство с ближневосточными керубами или индийскими гандхарвами.

 

Изображение Китовраса на вратах новгородского Софийского собора (1336, вывезены Иваном Грозным в Александровскую слободу, где поныне украшают южный вход Троицкого собора)

 

 

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search