Святобор

В легендах, которые содержит славянская мифология Святобор – это бог непроходимых, дремучих лесов и светлых лесных угодий. Он – воплощение судьбы лесных обитателей, решает - кому жить долго, кому замерзнуть в зимнюю стужу, а кому попасть в силки звероловов или погибнуть от стрелы охотника. Так же он охраняет слабых зверей от посягательств. При этом во власти Святобора находятся не только леса Яви, но и Прави, и лишь в Нави бог не обладает властью.

Бог Святобор 

Древние верили, что любого охотника, который попробует убить зверя с маленьким детенышем, или рыбака, который ловит рыбу на нересте, ждет страшная расплата справедливого Святобора. Он яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева, считали, что таких нерадивых охотников в ближайшее время задерет медведь или загрызет стая волков. Еще в глубокой старине люди знали, что природа – это общий дом, и наносить ей вред во имя своей жадности – не стоит. Славянские охотники никогда не добывали пищи больше, чем ее могли съесть до того, как она испортиться. А вырубка леса в священных рощах или заповедных борах каралась незамедлительной расправой. И не от бога, а от людей. Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Иногда его называли просто Бор, он любит подшутить над человеком — если разозлится — и мучает, сбивает его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие — его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин! Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкуры. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могутнее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Бор все свои владения враз может обозреть и днем и ночью, поэтому не светляки мелькают в ночной тьме — то светятся огненные очи Святбора. Святобор способен полностью менять облик леса и делать это он очень быстро. Бог может заставить траву и деревья расти быстрее, обладает безграничной властью над лесными животными. Так же он способен менять свой облик, превращаясь в зверей и растения.

Славянская мифология указывает, что бог Святобор – это олицетворение сути природы. Он пересекается с другим божеством – Матерью-Землей. Древние считали, что тело человека вышло из земли на время, и затем возвращается обратно в лоно своей матери. Кости его взяты от камня, морская вода дала кровь, роса – пот, корни могучих деревьев стали жилами, а трава – волосами.

Несмотря на принадлежность Святобора к Прави, его прислужники отличались довольно своенравным норовом, были неуемными трикстерами, чьи забавы часто приводили к смерти людей. Среди наиболее известных его помощников известны низшие боги – Свида, Пахма, Стукач и Туросик. Туросик перед охотниками оборачивался оленем с рогами из чистого золота и заводил людей в топи и болота. Стукач имитировал стук топора и люди, которые заблудились в лесу, радостно бежали на стук и погибали. Те же лешие, которые были созданы Святобором для помощи в уходе за лесным зверьем, обладали куда менее крутым нравом и могли помочь заблудившимся путникам, если у них не было прегрешений перед живой природой. Либо заставить охотников заблудиться в трех соснах, если они были замечены в неправедном к ней отношении. Да и от забав лешего всегда можно было спастись, применяя известные народные методы, в то время как от злобных сил божков спастись было не так просто.

Супругой Святобора была богиня охоты Девана, дочь Перуна, которую отец выдал за него в попытке исправить крутой норов дочери и ее гордыню.

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search