Славянские обереги

Ярило

Ярило, Яровит, Яромир - бог плодородия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света, древний бог весны, бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Не случайно, корень слова, в народе, являющегося именем Ярилы, «яр - » - Единство разделенного, которое определяет восходящий (возрождающийся)образ (я – объединяет в себе совокупность осмысленного и р – разделяет понятия: правда – неправда, сухо – мокро, холод – жара, добро и зло и т. п. кроче: одна разумная бесконечность поместила себя в исследование множественности, отсюда и чело(век) – (чело) лоб-мысли-думать... и (век) – 100 разделение, определение изначального (1 - единства) между двумя сферами (00) внутреннего мира и внешнего или небесного и земного в бесконечной вариации своего проявления (множестве). То есть Живые аспекты природы являются результатом нашего собственного творчества, проекций и фрагментов нашей энергии, той энергии, которая приходит к нам от Единства и исходит из нас, формируя свои образные проявления ). «Яр» родил и другие слова, широко распространенные в русском языке. Это и белоярая пшеница ( много зерен в одном колоске, в общем включите образное мышление и вам сразу станет немного понятнее образ этого корня), Яр-ить (так же Яр - свет, изначальное разделяется проявляясь как во внутреннем так и во внешнем т. о. освещает, т. е., яр в действии - ить - действие), и ярица, так называют ячмень, и бычок-яровичок, и гриб-яровик (ранний), и ярый мед, полученный от молодого роя. «Яр-мед» - вешний мед, с цветов одуванчиков, вишен, золотых петушков, пролесков. Весенние всходы – «яровица», «ярь» - зелень. Яро – весна по-чешски. «Ярынь» - вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Все эти слова связаны с плодородием. Да и слово «ярость» означает порыв стихийный, неукротимый, в чем-то схожий с весенним половодьем, первой грозой. Яростный – значит неукротимый, яровать – неистовать, забываясь. «Разъяриться» - впасть в возбужденное состояние. Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего, кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать.

Ярование - пение веснянок в старину, когда еще не была утрачена языческая обрядовая сторона богослужения: танцы, пляска, состязания, гадание, пение, игра на музыкальных инструментах, на сопелях, дудках и гуслях, принесение жертвы в лесу, обычно на белом камне. Приносили чаще всего ярого агнца, непорочного ягненка, который и был символом единения людей с Небом. Люди на этих Ярованиях обычно радовались, пели, пили, ели и воссылали хвалу божеству Весны.


Ярила (Ярило)

 

Ярило представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого, быстроногого, и голова его была покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Среди цветов Ярилы были и фиалки. Вишневый цвет – Ярилин цвет. Ветка черемухи – Ярилина ветка. «Тронуть девушку черемуховой веткой» - считалось объясниться ей в любви. «Ярилин венок», надетый на шею возлюбленной, означал предложение. Влюбленные клялись именем Ярилы в вечной верности друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка «Вокруг куста венчаны», ибо оба надевали на головы венки и были таким образом «увенчаны». Так же Ярилу представляют разъезжающим на белом коне и в белой мантии, на голове у него венок из весенних цветов, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги босые. Шел он по лугам, и по следам его цвели цветы; где ступала его нога, там они и расцветали. Там, где ступал старинный бог своими босыми ногами, тотчас вырастала густая рожь, а куда обращались его взоры – там цвели колосья.

Ярило - сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой. Его день - вторник. Его месяц - март, его камень - янтарь, его металл - железо, камни - рубин, гранат, гематит.

Ярила был, кроме того, богом весеннего сева. Именно из-за отца Ярило стал земледельцем, ведь его отец могучий Велес. Как и его мать, он стал воином (матерью была Дива-Додола). Родился Ярило от того, что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес.

Иногда Ярило вместе со снопом в одной руке, держал череп в другой. У Островского, в "Снегурочке", Ярило так же появляется как небесное божество, держащее голову.

Что можно сказать об этом? Ярило уравновешивает жизнь и смерть, давая в первую очередь путь жизни. Символ мертвой головы многозначен. Тут он означает и власть Ярилы над Смертью, над Мореной, и предупреждение о том, что жизнь ограниченна. И все, что началось, кончится. Потому надо все делать вовремя, и раз пришло время цветения и любви, то надо любить и радоваться насколько это возможно, и это будет правильным мудрым выбором. Для других дел неизбежно придет другое время.

Ярило

КАКО БЫЛО ДИВО ДИВНО ПО ВЕСНЕ – СЛАВА!

СОЕЗЖАЛ ЯРИЛА К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА КОНЕ – СЛАВА!

СО НЕБЕС НА СЫРУ-ЗЕМЛЮ СПУСКАЛСЯ – СЛАВА!

КРАСНЫМ СОЛНЫШКОМ ЯРОЙ РАЗГОРАЛСЯ – СЛАВА!

ЯРЫМ ВЕСЕНЕМ МЛАДОЙ НАЗЫВАЛСЯ – СЛАВА!

С ЛЕЛЕЙ-ДЕВОЮ ОГНЕМ ОБРУЧАЛСЯ – СЛАВА!

ПО СЫРОЙ ЗЕМЛЕ ВОДОЙ РАЗЛИВАЛСЯ – СЛАВА!

ДА ПО ВСЕЙ РУСИ СВЕТЛОЙ ПРОСЛАВЛЯЛСЯ – СЛАВА!

ГОЙ! ЯРЕ-ЯР! СЛАВА!

КАКО БЫЛО ДИВО ДИВНО НА КУПАЛУ – СЛАВА!

ВЫХОДИЛ КО ЛЮДЯМ СТАРЕЦ СТАРЫЙ – СЛАВА!

СТАРЕЦ СТАРЫЙ ЯКО ВЕЛЕС МУДРЫЙ – СЛАВА!

РОСОЙ ОРОСИЛ КОЛОСЬЯ ПОУТРУ – СЛАВА!

КАК ЛОЖИЛСЯ ОН НА КРАДУ СВЯТУЮ – СЛАВА!

КАК РОНИЛСЯ ПЕПЛОМ В ЗЕМЛЮ СЫРУЮ – СЛАВА!

А ИЗ ПРАХА ЖИВЫМ ВНОВЬ ВОЗРОДИЛСЯ – СЛАВА!

УРОЖАЕМ ДОБРЫМ ОБОРОТИЛСЯ – СЛАВА!

ГОЙ! ЯРЕ-ЯР! СЛАВА!

В НЕБЕСАХ СВЯТЫХ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

ВО РОДАХ ЗЕМНЫХ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

ВО ОГНЯХ ЯРЫХ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

НА ЗЕМЛЕ РОДНОЙ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

ВО ПОДЗЕМИИ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

ВО СНОПАХ ЗЛАТЫХ ЯРИЛУШКЕ – СЛАВА!

В УРОЖАЯХ ЯРОВЫХ ЯРУ – СЛАВА!

А ПРЕБОЛЕ ВО СЕРДЦАХ НАШИХ – СЛАВА!

ГОЙ! ЯРЕ-ЯР! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ЯРИЛА: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ярила (Ярило) – Бог Вешнего Ярого Солнца и мужской силы – Солнечной Яри. Согласно Славянским Сказам, Ярила-Весень – Сын Велеса – приезжает к людям весной на Зелёном (либо Золотом) Коне, держа в руках зелёную ветвь (либо сноп колосьев – «Велесову бороду») и мёртвый костяк (череп) и «отмыкает» – пробуждает от зимнего сна Землю-Матушку. На Купалу чучелко Ярилы с ярко выраженными мужскими принадлежностями шутейно оплакивают как умершего, воскладают на краду и сжигают, а пепел «хоронят» в поле, ожидая в будущем своевременное возрождение Ярого Бога и богатый урожай. Также Ярила – Бог воинской ярости, Покровитель окруты (оборотничества), а в ночи – грозный Волчий Пастырь. Колославы для Ярилиных радений:

АЗ: ГОЙ ЯРЕ-ЯР!

БОГОВ: ГОЙ ЯРЕ БОЖЕ ДАРЕ!

ВЕДАЮ: ГОЙ ЯРЕ-ЯР ВЛИКЕ БОЖЕ ДАР!

ГЛАГОЛЮ: ГОЙ ЯРЕ-ЯР! ЯРЕ-ЯР! ЯРЕ-ЯРЕ-ЯРЕ-ЯР!

ДОБРО: ГОЙ ЯР-ЯРИЛО ОДАРИ НЫ СИЛОЙ!

ЕСТЬ: ГОЙ ЯРЕ СВЯТЕ БО ЖИВЕ ДАТЕ!

ЖИЗНЬ: ГОЙ ИСТО ЯРИ ЖИВУ ДАРИ!

ЗЕЛО: ГОЙ ЯР ЯРИ СВА!

ЗЕМЛЯ: ГОЙ ВЕЛЕ-ЯР!

ЯРИЛА КОЛОГОДНЫЙ

Кологодный (Явленный в Годовом Круге) Лик Ярилы: Ярила-Весень – Юноша Младой с колосом живым, с мёртвою главой (черепом белым во руках Его). Во деснице (правой руке) Его – колосья да ветви живые, зелёные; во шуйце (левой руке) – кости хладные, мёртвые. Восседает Он на Златом Коне-Огне, ко людям сходит – Земле Свят Зарод чинит по весне. Со Девою-Лелею обручается, со Весной-Красной Яр – венчается. А на Купалу Яр – Стариком обращается, смерти не ведающий – вдруг скончается! Лишь схоронят Его, оплачут; глядь – Он опять по полю скачет! Яр – Ярью Марь поправший, колосом златым воспрявший, Добрым Приплодом ставший! Гой, Яре-Яр!

ЯРИЛА – КРАСНО СОЛНЫШКО

По весне разгорится Ярилушко – заиграет с Небес Красно Солнышко! Красно Солнышко, Свет-Дажьбожушко, по весне прозываем: Ярилушко! По весне закликаем: Ярилушко! По весне прославляем: Ярилушко! Гой, Яре-Яр!

ЯРИЛА – ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ

Рекут в народе: «Что волк взял, то Ярила дал!» Грозен да лют в Нощи Вещей Ярила Окрутный – Велесу Попутный – Сам Волчий Пастырь, Звероликий – Оборотный. Белым Волком – Зверем Вещим – ведёт Он стаи волчьи; берегись Его, всяк прохожий, бо зрят тебя Волчьи Очи! А для тех немногих, кто сам в волшбе окрутной да во потворе кощной силён, для них Пастырь Волчий – яко брат старшой – николиж не страшной! Гой, Яре-Яр!

ЯРИЛА – ВОИН

Во сече лютой на поле бранном Ярила ратаям-воям Своим во жилах Кровь-Руду ярит, во Сердцах их Огнём Жгучим горит – в бой идти без страха велит! Рекут в народе: «С кем Ярила, с тем и Сила!» Ратай-воин Ярилин – один во поле сотню ворогов побивает, сам для мечей да стрел их – неуязвим бывает. Ибо люб Ярому Богу ратай-воин ярой – радарь Ярилин честной, и хранит Он его в бою, облекая во Свою Броню! Гой, Яре-Яр!

ЯРИЛИНЫ ДНИ

Оных во Кологоде два основных: Ярила Вешний – 23 цветеня-месяца (апреля) да Ярила Мокрый – 3 кресеня-месяца (июня). На Ярилу Вешнего – 23 цветеня-месяца (апреля) – Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. «Православные» христиане отмечали о сию пору День Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий с росой, а Никола с травой», «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый – зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса – не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья – начало сева яровых». По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз – будет просо и овёс», «На Егория мороз – под кустом овёс», «На Юрия мороз – гречихи воз», «На Егория роса – будут добрые проса»...

Ярила Мокрый – 3 кресеня-месяца (июня) – праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. «Православные» христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов День (Пятидесятницу). В народе говорили: «С Духова Дня не с одного Неба – из-под Земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов День открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной...

Тако же Ярилу чествуют на Сороки – 9 березозола-месяца (марта), когда творят заклички Весны с Ярилиных Плешей – вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) – 25 березозола-месяца (марта), когда встречают Весну-Деву; а тако же – во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета – Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет Праздник Макушки Лета – Честна Купала – 24 кресеня-месяца (июня) – Ярилу «провожают» во Ино: шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино Воскрешение и богатый Урожай... Гой, Яре-Яр!

ГОЙ! ЯРЕ-ЯР!

ЯРИЛО ЯРИЛО ЯРО!

ГОЙ! ЯРИЛО ЯРИЛО ЯРО! ГОЙ!

ЯРИЛО ЯРИЛО ЯРО!

ГОЙ! ЯРЕ-ЯР!

СЛАВА!

СЛАВА!

СЛАВА!

Ярь – это жизненная сила, это оплодотворяющая энергия бога. И олицетворением этой энергии как раз и являлся Ярило. От яри происходит и слово арии, которое многие переводят как «благородные», на самом деле речь идет просто о мужчинах, способных к продлению рода. Причем в понятие «продление рода» наши предки вкладывали еще и способность человека прокормить рожденных им детей. А следовательно – умение «орати» землю, то есть пахать ее и вбрасывать в нее семена для получения урожая. Словом, арием назывался тот, кто оплодотворял не только женщину, но и землю. Кроме того арий обязан был защищать как свою семью так и возделанную землю. Естественно и в первом, и во втором, и в третьем случае помощь бога не бывала лишней. Кроме того этот бог, в данном случае Ярило, символизировал еще и неразрывную связь Неба и Земли и даже прямое родство людей с богами, в том числе и с самим Создателем-Родом. Таким образом в лице Ярилы мы видим не только бога оплодотворения, бога плодородия, но и бога-воина.

Ярилу долгое время считали солнечным богом, но само понятие ярь вовсе не тождественно солнечным лучам, хотя энергия солнца безусловно входит составляющей частью в это понятие. Богом, олицетворяющим солнце, являлся у славян Даджбог или Даждьбог, он же считался родоначальником всех славянских племен. Их небесным отцом и покровителем. Таким образом Ярила, Даждьбог и Перун являли собой небесную, светлую, сияющую триаду, которую в совокупности называли Белобогом. У каждого из этой триады были свои четко обозначенные обязанности и своя доля ответственности перед Родом и людьми. Ярило отвечал за оплодотворение, а следовательно и вешнее тепло. Именно он побеждал Дракона, сковавшего землю ледяными оковами, являя себя миру как победоносного воителя. Справедливости ради следует заметить, что празднества в честь Ярилы носили характер буйный и далеко не всегда благопристойный. Супружеская неверность в эти дни если и не поощрялась, то во всяком случае не осуждалась. Считалось, что помощь людей в оплодотворении Земли-Лады не будет лишней даже богу. Едва ли не каждый мужчина считал себя частью Ярилы, а каждая женщина детородного возраста сопрягалась с богиней Ладой.

Время сбора урожая заканчивается бурными празднествами в честь бога Велеса , являвшегося в представлении наших предков покровителем как земледелия, так и скотоводства. Но кроме этих весьма значимых функций у Скотьего бога была и еще одна, не менее важная. Велес олицетворял собой власть. Именно в Велесовы дни власть «вежливо» и настойчиво напоминала о себе. Надо делиться. Так что Велесовы дни были, конечно, праздником, но не без примеси горечи. Делиться не хотелось. Социальный фактор все более властно вторгался в жизнь общинников-ариев, а следом менялись и функции их богов.

По началу Ярило считался сыном Даждьбога и Дивы-Додолы . Последняя являлась ипостасью Великой Матери, и известна еще и под именем Живы. Но, в благостную картину вмешалась власть в лице Велеса и, Ярило, стал сыном Велеса. Собственно, неожиданностью это стало и для его матери Дивы-Додолы, которая всего лишь понюхала ландыш, не зная ни сном ни духом, что коварный Скотий бог использовал ее страсть к цветам в своих неблаговидных целях. Распаляемый животной страстью к прекрасной Додоле он превратился в ландыш исключительно для того, чтобы соблазнить богиню.

При этом, однако, следует учитывать, что, согласно представлениям наших предков, и Ярило сын Даждьбога, и Ярило сын Велеса являются носителями божественной яри, без которой мир погрузится в неподвижность, а следовательно погибнет. Выражаясь современным языком, оба Ярилы означают перемены, но в случае с сыном Даждьбога речь идет об эволюционных переменах, а в случае с сыном Велеса – о революционных.

загрузка...

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search