Медитация Абулафии

Абулафия разработал систему основой которой служит еврейский алфавит. Основываясь таким образом на духовной, то есть не нематериальной природе письма, он разрабатывает теорию мистического созерцания букв и их комбинаций в качестве элементов, образующих Имя Бога.

Буквы еврейского алфавитаОн называет эту систему хохмат ха-церуф, то есть "наукой комбинирования букв". Это особая дисциплина, можно сказать руководство к медитации с помощью букв еврейского алфавита и их комбинаций. Но главное заключается в том, что отдельным буквам в этих комбинациях, медитирующий не должен придавать какой либо смысл, потому как в процесс тут же включается анализ ума, и как следствие эго человека становиться вовлеченным. Врата остаются закрыты. Нет входа божественному откровению.

Абулафия сравнивал свой метод с музыкой, где алфавит заменяет музыкальную гамму. Потому как Вселенная, что нас окружает – великий музыкальный шедевр. Галактики, звезды, планеты, люди – части одного музыкального произведения. Вот что писал об этом сам Абулафия:

"Знай, что метод церуф можно сравнить со звучанием музыки. Ибо ухо воспринимает звуки в различных сочетаниях, в зависимости от характера мелодии и инструмента. Кроме того, два различных инструмента могут составить комбинацию, и, если звуки соединяются, то ухо слушателя испытывает наслаждение, замечая их различие. Струны, которых касается правая и левая рука, приходят в движение, и звук ласкает слух. И через ухо звук проникает в сердце и из сердца в селезенку (средоточие чувств), и внимание различным мелодиями доставляет все новое наслаждение. Это чувство можно вызвать лишь сочетанием звуков, и то же справедливо в отношении комбинирования букв. Оно затрагивает первую струну, которую можно сравнить с первой буквой, и переходит ко второй, третьей, четвертой и пятой, и различные звуки образуют различные сочетания. И тайны, выражаемые в этих комбинациях, услаждают сердце, которое познает таким образом своего Бога и наполняется все новой радостью".

Абулафия, называет этот метод комбинирования букв и данную практику управляемой медитации "мистическая логика". Абулафия видит в начертании букв некий отпечаток Высших сил, облаченных в проявленные формы, и посредством методических упражнений в медитации душа привыкает к восприятию высших форм, которыми она постепенно пропитывается. Медитирующий начинает с произнесения букв, что позволяет прикоснуться к звуковой вибрации в их перестановках и комбинациях. Далее следует переход к их написанию, то есть к облачению волновых вибраций в четко определенные формы и к созерцанию написанного и, после, от написания к размышлению с подключением функций анализа ума и уже только после всего проделанного к чистой медитации. Произнесение - мивта, написание - михтав и мысль - махшав таким образом составляют три последовательно налагаемых друг на друга слоя медитации. Буквы являются элементами каждого из этих слоев. Численное значение слов, гематрия, после проделанной практики, обретает при этом особое значение. При этом, хоть Абулафия и считает иврит неким праязыком, он также считает, что и все остальные алфавиты также есть отпечаток Высших форм на белом листе бумаги и поэтому также годятся для медитативной практики.

Абулафия оставил после себя множество рекомендаций для желающих прикоснуться к данному методу. Существенную роль в его системе играет методика дыхания, он предписывает определенные положения тела, определенные сочетания согласных и гласных звуков в продолжение одного вдоха, определенные формы чтения вслух – эти рекомендации устанавливают связи между формой написания букв волновой вибрацией и положением тела. Также, его медитативный метод, который Абулафия и его последователи называют дилуг или кфица, "скачок" или "прыжок", подразумевая переход от одной ассоциации к другой в процессе медитации. Переход определяется довольно свободными правилами. Каждый "скачок" открывает новую сферу, характеризуемую формальными, а после и материальными признаками. В пределах такой сферы разум может свободно ассоциировать формы до и после облачения в материю. Поэтому "скачок" объединяет элементы свободной и управляемой ассоциации, и ему приписывают необычайно большие достижения в отношении "расширения сознания" мистика. "Скачок" ведет и к выявлению скрытых процессов в душе, как Высшие формы поступенчато по лестнице миров нисходят в наш материальный мир, таким образом открывая мистику обратный путь - "он освобождает нас из темницы природной сферы и подводит к границам Божественной сферы". Все другие, более простые методы медитации служат только подготовительными этапами к этой высочайшей ступени, содержащей в себе и завершающей собой все остальные ступени.

Абулафия описывает подготовительные упражнения к медитации и принятия божественного откровения, равно как и то, что происходит с практикующим, достигшим определенных результатов в данном методе. Вот одно из описаний, принадлежащее перу самого Абулафии:

"Будь готов встретить своего Бога, о сын Израиля! Настройся обратить свое сердце к одному Богу. Очисть тело и найди уединенный дом, где никто не услышит твоего голоса. Сиди в своей каморке и не открывай своей тайны ни одной душе. Если можешь, делай это днем, дома, но лучше, если ты завершишь это ночью. В час, когда ты приготовишься говорить с Творцом и пожелаешь, чтобы Он раскрыл тебе Свое могущество, постарайся отвратить все свои мысли от сует мира сего. Покройся молитвенным покрывалом, наложи тфиллин на лоб и руки, дабы исполниться благоговения перед Шхиной, которая подле тебя. Почисть свои одежды, и, если это возможно, да будут все твои одежды белыми, ибо это способствует тому, чтобы сделать твое сердце богобоязненным и боголюбивым. Если будет ночь, зажги множество свечей, пока все не озарится светом. Затем возьми чернила, перо и дощечку в руки и помни, что ты собираешься служить Господу в ликовании сердечного веселия. Теперь начинай комбинировать немногие или многие буквы, переставляя и сочетая их, пока не разогреется твое сердце. Следи за их движением и за тем, что из этого получается. И когда ты почувствуешь, что сердце твое уже согрелось, и когда ты узришь, что посредством комбинаций букв ты можешь постигать новые вещи, которые с помощью человеческой традиции или своими собственными усилиями ты не смог бы узнать, и когда ты таким образом подготовишься к приятию притока Божественной силы, вливающейся в тебя, тогда обрати все свое истинное помышление на то, чтобы вызвать Имя и Его высочайших ангелов в сердце твоем, как если бы они были человеческими существами, которые сидят или стоят вокруг тебя. И почувствуй себя подобным посланцу, коего царь и его министры отправляют с миссией, и он ожидает услышать что-либо о ней из их уст, либо от самого царя, либо от его министров. Представив себе все это очень живо, обратись всей своей душой к познанию своими помышлениями многих вещей, что войдут в твое сердце через явленные тебе в воображении буквы. Помысли о них в целом и во всех частностях, как человек, которому рассказывают притчу или сновидение или который размышляет над трудным вопросом в ученой книге, и попытайся таким образом истолковать то, что услышишь, чтобы это как можно лучше согласовалось с твоим разумом... И все это случится с тобой, когда ты отбросишь дощечку и перо или когда они упадут сами, не выдержав напряжения твоей мысли. И знай, что чем сильнее будет приток Божественного разума, тем слабее станут твои наружные и внутренние члены. Все твое тело охватит неуемная дрожь, так что ты решишь, что настал твой конец, потому что твоя душа в избытке радости своего знания покинет твое тело. И приготовься в этот миг сознательно избрать смерть, и знай, что ты продвинулся достаточно, чтобы принять приток Божественного разума. И затем, дабы почтить славное Имя, служа Ему жизнью тела и души, покрой свое лице и остерегайся взглянуть на Господа. Затем вернись к делам плоти, поешь и вылей или освежись приятным благоуханием и верни дух свой в его оболочку до следующего раза, радуйся своей участи и знай, что Бог любит тебя!"

Main page Contacts Search Contacts Search