Вселенная Викингов

Вселенная в скандинавской мифологии, имеет многоуровневую основу и построена детально, логично и связно. Скандинавский мир это не просто плоский круг с безликими границами и территориями, это результат гармонии и сосуществования множества сущностей, которые являются основой мира. Вселенная состоит из девяти (!) миров уровней, где каждый уровень это определенная частота существования сущностей их населяющих и имеющих свой разум. Каждому уровню доступна своя мера понимания общей картины мироздания.

Миры скандинавы выделяли следующие - Митгард (мир людей), Йотунхейм(мир великанов), Муспельхейм (мир огненных великанов), Нифльхейм(мир снежных великанов), Ванахейм(мир добрых духов) - эти миры находятся как бы на одной вертикали. Выше - Лёссальфахейм- мир эльфов, еще выше - Асгард, обитель богов. Ниже уровня Митгарда- Свартальфахейм (мир черных карликов - гномов), еще ниже - Хел, мир умерших.

Вселенная – это место, где произошло вселение жизни. Вселенная создана для жизни, в ней все живет, и сама она – живая. Это средоточие всех сил стремящихся к равновесию и гармонии, что бы противостоять хаосу и разрушению. Это порядок, которым определяются как организация Мироздания, движение звезд, смена времен года и лет, так и взаимоотношения между людьми и богами и, наконец, взаимоотношения самих людей.


Вселенная в скандинавской мифологии

 


 Муспельхейм и Нифльхейм

 Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм - изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны - огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем "царство снега". Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика - пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Поэтому о нем сказано, что это земля льдов и туманов, местообитание ледяных великанов, один из первомиров. Лед это уже некая структура способная впитывать, для застывших вод характерно образование многочисленных полых отверстий, и поэтому если выливают на них воду лед впитывает ее принимает их в себя. И таким образом благодаря застыванию становятся воды емкостью для получения других вод. Таким образом туман, влага застывая становиться структурой способной воспринимать, впитывать в себя как губка.

В древних сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гинунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.

Нифельхейм - это фабрика материального мира. Эта фабрика создает материю. По преданиям, в начале в Нифльхейме забил источник Хвельгельмир. Мороз превращал воду в лёд, но источник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельхейму. Когда лёд подошёл близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы, структуры, ведь что бы талая вода была способна произвести что либо она должна быть структурирована. В условно-пространственной структуре миров, Муспельхейм соответствует южной стороне, сторона, которая топит лед, но сама по себе огонь – максимум свойств и энергии для реализации в любой сфере. Огненная земля (Muspelheim), огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт ("Чёрный"). Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир людьми потому и чернота является преградой, охранной, у человека в нем нет восприятия, это темный лес для него. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Муспельхейм поглощает материю, это как черная дыра, своеобразный туннель, где нет восприятия, потому как там максимальная активность энергии, и все протекает на скоростях превышающие скорость света, которой ограничена материя и сознание проскакивает там «неосознанно», если можно так выразиться, в темноте, а в конце только видится воспринимаемый свет. И только в конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический "Тёмный Лес") к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.

В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.

По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Потому как холод, лед остужает огонь, а значит активность энергии, её мощь понижается до такой которую могут воспринять материальные миры. Также из искр асы создали звёзды. Часть звёзд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя - погасить лед. Но ничего подобного не случалось - обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Результат взаимодействия этих миров - Творение Земли. Нифльхейм предоставил "материал" - глыбы льда, которые огонь Муспельхейма превратил в живительную влагу.

Йотунхейм

Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны - воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий - грубая сила и коварство. Стихия этого мира - Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны - воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Забегая вперед, скажем, что викинги признавали за природой мудрость. В чем это проявлялось? Прежде всего, в том, что источник истинной мудрости находился именно в Йотунхейме. Йотунхейм, ментальный мир, который конструирует материальный мир, впоследствии воплощенный структурой Нифельхейма. Но, Йотунхейм дает общие наброски, идею, методы воплощения этой идеи. Нужна структура, которая дает детальную прорисовку идеи. Эта структура непосредственно руководит производством материи миром - Нифельхеймом. Ведь одно движение состоит из множества мельчайших движений. "Большой ум", ментальный мир, Йотунхейм не воспринимает мельчайших движений. Он воспринимает только одно, общее движение, общую идею.
 

Асгард

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей - они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. В общем Асгард – это царство богов, но богов смертных. Верховное положение Асгарда означало, что это место достижимо лишь после решительных, настойчивых усилий и с помощью валькирий. Мифологические валькирии были дочерьми Одина, сопровождавшими души погибших героев-викингов в царство счастья и вечной жизни. Слово "валькирия" означает "тот, кто выбирает среди мертвых". Валькирия символизирует совершенствование человеческого "я", которое, доблестно сражаясь в земной жизни, заслужило для себя счастливую загробную жизнь.

Свартальфахейм и Лёссальфахейм

Это миры карликов - черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфом. Таким образом была создана структура, которая и обеспечивает "прорисовку" деталей эта структура и есть Свартальфхейм, подсознательное, низшее подразделение ментального плана. Йотунхейм дает посыл. Этот посыл непонятен для мира Нифельхейму. Он его просто не замечает. Они "говорят" на разных скоростях. Свартальфхейм "разбирает" этот посыл на импульсы, понятные для Нифельхейма и теперь Нифельхейм может воплотить этот посыл. Свартальфхейм это царство "становления", где будущее формируется из мыслительных образов настоящего; оно ассоциируется с подсознательной активностью, происходящей под поверхностью сознания и поддерживающей структуру нашей "обычной" реальности. Подсознательный аспект Разума, слуга сознательного "Я".

Поэтому в легендах говориться: Гномы населяют мир под землей. Они - искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. О области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете - Квазир - был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов - то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья, но это они дают подсказки через Подсознание (Свартальфхейм). Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу - делать мир веселым и радостным. Это царство Высшего Разума. Это не Сознание, которое призвано воплотить в существующей реальности через материю некую Идею, подсказанную ему Душой (Альфхейм). Это Высший Разум, генерирующий эту Идею, как некую веху в стратегии реализации Глобальной Задачи воплощения человека, диктуемой Духом.

Митгард

Это еще одно творение Асов. Митгард - Серединная Земля - жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард - это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой - Рагнарек - произошел в Митгарде.

Мидгард – это точка равновесия, точка гармоничного сочетания всех сил и гармоничного влияния всех миров. Именно здесь очень важно время. Ибо время характеризует неизбежный отчет. Здесь в равных количествах присутствуют силы, которые мы называем Добром и Злом.

Ванахейм

Это мир, о котором трудно что то сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Это мир населенный добрыми, умными и очень богатыми духами.

Теперь о Ванах. Ваны - добрые духи природы , которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды - тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма – Воздух и земля. В сферу действия которй входит все, что касается сбора урожая или пожинания плодов, то есть те результаты, которые приносит труд и затраченные усилия. Воздух это уже не пустота, это уже потенциальная возможность для проявления чего либо, поэтому в легендах говорится, что это мир населенный богатыми духами, но проявлению на земле. Есть конкретная физическая реальность – Ванахейм (конкретность и приземленность – стихия Земля) и есть Сознание, которое свободно (стихия Воздух) и призвано осуществлять Творческие процессы, создавая идеи по преображению физической реальности.

Хел

Хел - это царство неподвижности и инерции, место покоя. Хел – это нечто, что было, но умерло. Это то, что не должно возникнуть снова. Хел – это не нечто переменное, которое когда-то возникало, менялось и исчезло, чтобы возродиться вновь. Это то, что было, причем было в конечном, виде. Некая точка отсчета. Некая ситуация, которая является конечной. Далее будет не поступательное изменение этой ситуации, а скачок. Очищение ситуации, от того, что не должно больше повториться, что нельзя использовать в последующем развитии. Будет нечто совершенно новое. В то же время, Хел – это сокровищница Опыта. Ибо есть положительный опыт, который переходит в следующий цикл Эволюции, и есть отрицательный опыт, который остается в Хел. Таким образом Хел это проявление низшего плана, и физический мир для Хел это что то наподобие фона, но вид его там лишь частичный и искажённый, поскольку все светлое, доброе и прекрасное там представляется невидимым. Этот мир не имеет объективного существования. Т.е., он не является матрицей физического мира.

В Хел правит дочь Локи - великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину - разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета - наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых "соломенных мертвецов" - те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах - это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение - это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Хел выполняет сразу три функции - страдание, трансформация и возрождение.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными. Хел - одна из природных сил, куда входят также миры Ванахейма и Йотунхейма (Йотунхейм - злая природа, Ванахейм - добрая, Хел - неизбежная).

 

Main page Contacts Search Contacts Search