Облик Перуна

У древних славян бог-Громовник играл весьма существенную роль в процессе миро творения. Они понимали, что творец молний, является владыка над всем, что под небом, который устанавливает устои, где мечом, а где милостью и соответственно, карающий за несоблюдение и дарующий благо тем кто живет по устоям.

 

Это функция соединяла в Перуне атрибутику воинского начала со свойствами управителя весенне-летнего цикла природы. Поэтому в символических изображений Перуна присутствуют эти два элемента власти: в одной руке — ритон с "хлябями небесными", то есть, с оплодотворяющим дождем, в другой — молния, стрела, реже — палица или топор.

Образом Громовержца, как Вседержителя так же является "царь-дерево" — дуб, мифологический держатель Оси Мира. Понятие Оси Мира, или вертикальной его гармонии, оправдывается необходимостью держать в равновесии мировой Коло-Круг, колесо времени и пространства, вращающееся на этой Оси. Таким образом, Коло, вращается никем иным, как самим Перуном. В славянском символизме Перуну посвящена целая «серия» символов – свастик.

Наиболее известным из символов Громовержца является, несомненно, "розетка Юпитера", шести или восьмилепестковый узор, вырезаемый внутри круга. Розетка символизирует колесо солнечной колесницы, у славян она была оберегом от молнии и вывешивался на конек избы.

Ведь удар молнии это удар света, озаряющий темное сознание, и, как правило, бьет в « голову» не в простых жизненных ситуациях. Согласитесь не самый лучший способ познания, гораздо приятней, гармонично следовать по жизни коло вращению, питая солнечным «светом» свое понимание жизни, законов Вселенной, что и есть символическое Древо. Поэтому такое же колесо вешалось и на сам дуб, также признаваемый священным. Дуб славяне так же, причисляли к символу Громовержца. Известно и использование дубового венка — венок вообще — солярный символ, но венок дубовый — вещь особая. Теперь задумаемся, почему колесо солнечной колесницы прикрепляли на самое высокое место своего дома (избы)?

Дом непосредственно связан с человеком как его обитель: Человек – одеяние – дом, далее двор, забор, степь - эти категории пока еще внешние, относительно человека. Внутреннее связано с домом там его Семь-я. Поэтому и крепили знак на крыше, как оберег от молнии, мол, следуем данным Тобой Перун, устоям.

Духовную основу, ряда символов Перуна, составляет именно смысловая (образная) нагрузка. Перун не позволяет стоять на месте все символы "громовики" вращательные. От земли люди должны были только питаться. Земной Лад сопрягался с Великим Кругом Путей – Колом. Свет мог существовать лишь там, где была гармония Лада и Коло, - это распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть или на всё явление в целом, а также выявление тенденции и пропорции для перспективных расчётов. То есть жить в ладу и с перспективой на будущее, а не ждать, неожиданных поворотов и ударов судьбы. Весь этот образный ряд обусловлен явлением Перуна как явления Прави. Правь — обоснованный централизм, суть которого сводится к уравновешиванию всякого рода противоположностях в том числе и в обществе. Правь выполняет свою роль, когда ставит полярные силы, находящиеся в естествен-ной конфронтации, в зависимость друг от друга. Отсюда две свастики. Первая, с лучами движения по солнцу, означала Свет и день для живых; вторая, с лучами против солнца – ночь для живых, но день для мертвых. Свет и Тьма, две силы, два начала мира, способные существовать лишь в неразрывной связи и в вечном поединке, как день и ночь.

Поэтому создание семьи и потомства является правью в отношениях между мужчиной (мужское начало - небеса) и женщиной (женское начало - земля). Наличие двух равнозначимых бортов у судна позволяет ему иметь ходовые качества. Равенство духовного и физического начала в человеке создает подлинно гармоничную личность. МИР ПРАВъ – это МИР ПРАОТЦОВ. ПРАВъ складывается из двух корней ПРА и АВА, где АВА на старославянском означает – ОТЕЦ, а ПРА – это первоПРичинА всему сущему и несущему (ПРАщур, ПРАвДА, ПРАведНИК...) первоисточник из которого образуется РЕЦИ – РЕЧи – речь.

Мир был создан как соединение различных форм существования Энергии (Сварожич). Как факт этого соединения выступает слияние духовного начала, Дух; (Стрибог) и физического (Род). Пораздельное их культивирование есть нарушение гармонии и причина крушение мирового этического баланса и равновесия.

Поэтому другим определением Перуна является "клятвогарант". В этом своем качестве он выступает как грозный судья над преступниками. Ведь понятийно клятвопреступник рассматривается как "не Правь" (прав — неправ). Сторона же правого в споре обретает смысловую основу — "Правь", и Перун выступает не только как каратель нарушителей клятвы, но и — в более общем смысле — как бог Правды, хранитель вселенского порядка и равновесия.

Но основной функцией Перуна является змееборчество. Змей — явление неоднозначное.

Известно, что Змей играет не последнюю роль в таинстве зачатия, он несет в себе сакральные начала. Неслучайно у славян существует понятие "змиева узла", которым подвязывается живот женщины при срывах беременности. И обряд ночных женских купаний при русалиях в полнолуние, время активности Змея.

Вместе с тем, однако, Змей остается и символом мирового Зла, с которым борется Громовержец, Змей — властитель мировых вод. Все живое, как известно, вышло из воды. Отсюда и связь Змея с детородными культами.

Существуют понятия: вода земная — вода небесная, ведь Перун также подчиняет себе стихию воды. И для воды земной существует его женский аналог — Макошь.

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search