Мир в болгарской мифологии

По болгарским преданиям небо раньше находилось низко, так что его можно было достать рукой, и бог ходил среди людей. Но в результате того, что люди неосторожно задевали его руками или орудиями труда, небо рассердилось и поднялось выше.

 

Небо и Земля традиционно считаются мужским и женским началом, от союза которых идет дождь и появилась Луна.

Существовало предсталение о трех мирах верхнем, среднем, и нижнем, как и у многих других народов. Они похожи между собой, но люди в верхнем носят пояс на шее, а в нижнем - на коленях.

Солнце имеет антропоморфные характеристики, традиционен мотив проглатывания его змеем или драконом. в сказках часто присутствует мотив женитьбы солнца или его соперничества с кем-то из людей. Напрмер, в песне Солнце и Добринка рассказывается о представлении, что на небе светят два солнца, одно из которых весной - девушка, появившаяся из белого камешка, а другое летом.

Солярные символы, такие как круги, кресты, розетки во множестве наносились на предметы одежды и домашнюю утварь для обеспечения защиты и плодородия.

Луну чаще всего считали существом женского рода,реже мужского. На новолуние в некоторых местах существовала традиция раздавать свежий хлеб с солью и сыром по соседям, для девушек считалось хорошей приметой, увидев новую луну танцевать, а для детей - подпрыгнуть.

Так же сохранилось присутсвие мировго дерева, в качестве которого мог быть дуб, кипарис, клен, на ветвях часто находится птица, а у корней змея и наличие радужного моста.

Болгары и сербы гадали по радуге об ожидаемом урожае, причем разные цвета радуги обозначали разные культуры. Хорваты говорят: «Белое означает хлеб, красное — вино. зеленое — жито и пшеницу», или: «синяя полоса — это капуста, овощи, желтая — растительное масло, красная — вино; какая полоса шире — того и уродится больше». Ср. южнославянское название радуги «вино — жито» и т.п. Болгары считают, что зеленый цвет — это трава, желтый — просо, красный — вино. а оранжевый — жито.

В восточной Сербии двойную радугу (обращенную концами к земле и к небу) называли «близнец» и по яркости и широте полос дуги, обращенной к земле, предсказывали урожай на земле, а по дуге, обращенной к небу,— урожай на «том свете».

Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии верили, что «если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга „пьет воду", на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину». Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка. «Если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики»

 Персонажи и культовые объекты болгарской мифологии:

Аджер - в болгарских мифах злой демон

Божич - в южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла

Быдник - в южнославянской мифологии персонаж, воплощаемый «рождественским поленом»

Вырколак - в славянской мифологии человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка

Джерман - в южнославянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие

Додола - в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя

Караконджалы - у южных славян водяные демоны

Коледа - в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Авсенем (или с Божичем)

Крачун - в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника

Кукер - в южнославянской мифологии воплощение плодородия

Купала - в славянской мифологии главный персонаж праздника летнего солнцестояния

Навь - в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное с погребальной ладьей, на которой плывут в царство мёртвых

Палезник - в славянской мифологии и новогодней обрядности персонаж, приносящий плодородие и счастье, и соответствующий ему ритуал

Самовилы - в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись

Святая Петка - персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши

Суденицы - у славян мифические существа женского пола, определяющие судьбу человека при его рождении

Хала -у южных славян дракон или змей

 

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search