Персонажи сербской мифологии

Аждайя - в сербских мифах злой демон. В наиболее распространённом мифе об Аждархе (известном в нескольких вариантах, в том числе и русском) он угрожает городу гибелью. Чтобы спасти народ, заселяющий город, ему регулярно отдают на съедение девушку. Герой побеждает Аждарху, спасая очередную жертву (обычно царскую дочь), на которой и женится ( и получает пол царства с приданым).

 Гвоздензуба (баба яга)

Бадньак - в южнославянской мифологии персонаж, воплощаемый поленом, деревом), пнём или веткой, сжигаемой в ночь на Коледу. Называют старым богом, старым Бадняком, в противоположность Божичу, соотносимому с молодостью, новым годом. Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение Бадняка в конце старого года знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие.

Божий - в южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью (сербское Мали Божиh), новым годом, в противоположность Бадняку, старому году.

Вештицы - обладательницы магического знания, то есть ведают что грядет, наделены способностями прорицания, также знахарки.

Вилы - в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями, одеты в волшебные платья: кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Вилы могли летать, как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами и обладали способностью «запирать» воды. Если отнять у вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные, вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, вилы относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вилу, она может жестоко наказать, даже убить одним своим взглядом. Вилы умеют лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

Волкулак - в славянской мифологии человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих солнце и луну.

Дабог - в южнославянской мифологии мифологизированный образ земного царя, противопоставляемый Богу на небе. Дающий земные богатства.

Додола (додола, дудулейка, додолице, додилаш)- в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя.

Доля - в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля»

Здухач - у южных славян человек (реже животное), обладающий сверхъестественной силой, которая проявляется только, когда он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведёт за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими здухачами. Здухач охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего села, рода. Здухач — чаще всего взрослый мужчина, но им может быть и ребёнок (особенно родившийся «в сорочке»), женщина и даже пастушеская собака, вол, корова, конь, баран козёл и др. Здухач-животное защищает только стада и животных.

Змей Огненный Волк - в славянской мифологии герой, персонаж сербского эпоса. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью». Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.

Караконджалы - у южных славян водяные демоны. Выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Игнатьева дня, 2 января до Бабина дня, 21 января. Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли. Приманивают людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека.

Коледа - в славянской мифологии воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо, сходное с Божичем. Рождение нового цикла

Крачун - в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника, переходный день, день солнцеворота

Мороз - образ Мороза кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами, и этим закаляя ее (калить)

Огненный Змей - в славянской мифологии змеевидный демон. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует её), после чего родится существо змеиной породы (или Змей Огненный Волк), сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный Змей — воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает

Планетники - у южных и западных славян мифические существа, пребывающие в дождевых и градовых тучах, управляющие движением туч, осадками, ветром, погодой.

Полазник - в славянской мифологии и новогодней обрядности персонаж, приносящий плодородие и счастье, и соответствующий ему ритуал

Сава - В сербском фольклоре Сава связан с возвышенными местами. Ему приписывается оживление мёртвых, исцеление слепых, несгораемость его собственного тела, способность превращать борзых в волков, людей в животных, иссечение железом воды из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами. Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град; гром.

Стригонь - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных

Суденицы - у славян мифические существа женского пола, определяющие судьбу человека при его рождении. Суденицы ходят вместе как три сестры, младшей из которых лет 20, а старшей — 30—35. Они бессмертны и приходят издалека, обычно в полночь на третий (реже — на первый или седьмой) день после рождения ребёнка в его дом, чтобы «судить» или «наречь» ему жизненную судьбу. Старшая обычно предлагала новорождённому смерть, средняя — физические недостатки, а младшая, по желанию которой обычно и сбывалась судьба, оказывалась самой милостивой и говорила, сколько жить ребёнку, когда ему идти к венцу, с чем столкнуться в жизни и каким счастьем обладать. Установленная судьба оказывалась неумолимой.

Усуд - в славянской мифологии существо, управляющее судьбой. В дни, когда Усуд рассыпает в своём дворце золото, рождаются те, кому суждено быть богатыми; когда Усуд рассыпает в хижине черепки — рождаются бедняки.

Хала - у южных славян дракон или змей. Змеи в болгарской мифологии

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search