Осенние Деды

Сегодня мало кто знает, что современный американский праздник Хэллоуин (Halloween), имеет корни, уходящие в глубь языческих традиций многих народов. Правда, теперь он является такой своеобразной смесью  чествования злых духов и  поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древними обрядами не имеющим. Приведу пример древних названий этого праздника у разных народов.

Россия: Осенние Деды; Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda; Кельты: Samhain

И так, ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Славянских Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица поминовения Предков (с 21 по 27 Листопада -октября), проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий - до будущей весны. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ)28 листопада(октября) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Так же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а так же предрекают будущее.

Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры?

По ним и прорекают судьбу.

В пору двоеверия на Руси отмечали Осенье Макошье, как день Параскевы Пятницы, почитаемой в народе Земляной и Водяной Матушкой.

 

В След за ДЕДАМИ наступает ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЧЬ — чародейная ночь (31 листопада-октября на 1 груденя-ноября), когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день (1 груденя-ноября) иногда называют Мариным днём.

Подробнее о ДЕДАХ.

 

Это день поминовения своих родных, наших общих славянских предков, пращуров. Деды – души (духи) предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». 

Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведённый обряд – всё это делалось с целью порадовать души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходили и приходят на помощь в нужное время.

 

Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.

В числе обязательных поминальных блюд: блины, а так же первая ложка со всякого явства.

 

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство навлечь и всяческие беды, так как бытует мнение, что может отойти благодать от Рода того.

 

К празднованию Осенних Дедов активно готовились. Всё старательно чистили, мылись, прибирали.

Делали это с той целью, чтобы душам, которые приходили на ужин, было ладно и ничто не мешало, а так же, чтобы показать предкам, сколь хорошо поддерживается порядок в хозяйстве, которое перешло к ним по Роду.

 

В это время поминают всех членов рода, которых уже нет на Этом Свете.

 

Обычно в дни «дедов» люди идут к могилам родных, чтобы почтить их памятью. Подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей (для того, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся пар от пищи, приготовленной в их честь).

 

Предание:

 

С днём Осенних Дедов связан ещё один интересный обычай – вписывание и выписывание с семейной хроники членов семьи. Новорождённых вписывали, а умерших выписывали.

 

Хроники эти вели на балках хаты в святом углу. На балках вырезали имена с датами рождения и смерти родичей. Имена тех, кто ещё жив, имеют даты рождения, а напротив оставлено место для вписывания даты смерти.

Рассмотрим подробнее  представление наших пращуров по данной теме.

 

Вот как описывается смерть и жизнь  в «Велесовой книге»:

«Смерти мы не боимся, так как сейчас  есть жизнь  земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту  вечную добыть хотим , так как земная    против  нее  ничто.  Мы на земле как искры, и те искры  исчезнут  во тьме,  яко  и не было нас никогда…

Так  слава наша  пойдет к матери Славе  и пребудет в ней до конца концов земных и иных  жизней. Это у нас с вами  по свойски не боятся  смерти, потому  как мы потомки  Славные, и Дажьбог  породил нас – корень наш Корова Земун (Дажьбог сын Роси и Перуна, Рось  дочь Гвидона-Дона, Гвидон  сын Макоши (Даны) и Велеса, а Велес сын Рода -Сварога и Земун, так же в соответствии со славянской астрологией наше Ярило-Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица)). И вот  мы  коровичи – и  Скифы, Анты,  Русы,   Борусины  и Сурожцы. Так мы с пением  идем в небо во Сваргу синию….

И знаем, аки  Правь  есть с нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому молимся  Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе воинской. И та Перуница летит до нас и ту  ругу дает,  полную воды  живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют,  и ныне же жизнь у них вечная….

…Как умрешь, ко Сварожьим лугам  отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна)  речет:  « То никто иной – Руш (рус) гордый  и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел  сюда воспевая   матерь Сва ( сва это по древне русски—небесная,  одно из имен богини  Лады)  нашу, до твоих  лугов, о великий Сварог!» И Сварог  небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой,  до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов!  Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины)  Ясуни (Света) имеют  иные места, нежели  греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные). И   имеют славу иную и так  иди до Ирия нашего и смотри  красоту ту прекрасную, и деревья и луга  с травами пахучими,  и жатву в полях  собирай , ячмень , пшено, просо, до закромов Сварожьих, то  блага иные , яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»…..

И  омытые  идем на заре, поднимаемся со славою  и  там идем, яко то  Матерь Сва (богиня Лада  часто принимает образ птицы)   бьет крылами  охватывая  всех , и сияет  возженным светом до нас всякое перо её –  червленое, синее,  мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так  светит , как только  солнце- царь умеет, когда по  кругу  Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как  завет о богах наших.  Так узрим, как  мгновенно  отсекают  жизнь  старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….

…..А в ночи Велес ( славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге  по молоку  небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои , и к заре  приводит нас (души умерших)  до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни  и  славить Велеса  от века до века и хоромы (храм ) его , которые блестят  огнями многими и становимся  агнцами (огнями) чистыми….

И течет  та река времени сын мой,  растрачиваясь, и нынче  вечны предки наши. И увидим  Пращуров  своих и матерей  которые уже в Сварге,  и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют,  и ждут нас. Там нет ни Гунов ни Эллинов. Правь, княжит там, и та Правь есть истина,  так как Навь (темная Навь-Пекло)  совлечена ниже Яви (не в смысле пространства, а энергетически),  и это дано Свентовитом и пребудет  так  во веки  веков…..

…..И так  речем  славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле  брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся  к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги.  И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так  живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века…»

Некоторые особенности празднований.

Во всех славяно- арийских землях существуют праздники в честь мертвых. После смерти делались  третины , девятины , сорочины  и поминки сопровождались пирушками.  На праздник Радоницы  (гробки) в  Саксонии,  Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки  тоже совершали подобное  торжество, и в память усопших проводили представления  и песнопения. Радоницу  ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед славяно-арийцев в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца,  вино и поминают с пиршеством  покойников. Потом  льют на могилку  вино из рюмок, и оставив  на могиле  2-3 яйца, очищенных на половину,  и ещё чего ни будь на долю  покойника, уходят. Так как театрализованные представления в старину давались в основном в память  усопших  отсюда и пошло название С-ко-моро-х  (Се Который Морене Хвалит покойника).

Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну ( Познавание третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои) , показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве  и Беларусии  перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают  стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету  пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь  душечка, чтобы попасть на небо?»  Иногда пир устраивают не на кладбище , а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит  рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. “Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом обряд всегда проводится в субботу.

У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят “без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.

Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, “чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.

Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.

Как этот праздник отмечали Кельты

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search