Скандинвские обереги

Колесо Трота

Колесо Трота это восемь основных праздников Асатру. Часто символически его рисуют в виде колеса с 8 "спицами". Асатру (Asatru) - это система верований древней Скандинавии. Переводится это слово как "вера в асов" или "верность асам". Асы - это один из двух божественных родов скандинавского пантеона, а тру переводится как вера, верность. С философской точки зрения, можно сказать, что Колесо Трота или календарь Асатру, символизирует жизнь человека, рождение, укрепление, зрелость, старение, смерть, переход в мир мертвых и вновь рождение. Внутренний круг мировоззрения человека, каким бы оно ни было, выражается в его отношении к окружающей действительности. Внешний круг – проявление внутреннего, и он выражается в поведении человека относительно тех или иных событий в его жизни. Приверженцы Асатру стремятся к гармонии с окружающим миром, они не отделяют себя от природы, а потому стараются жить в едином ритме с ней. В данном случае будем рассматривать Колесо Трота как систему праздников. Особенностью календаря в скандинавских странах было то, что он  делил год на два основных сезона - зиму и лето.

Рождение

Рост

Взросление

Расцвет

Зрелость

Плоды

Старение

Смерть

Это – моменты годового цикла, которые приверженцы Асатру выделяют в качестве особо сильных, переходных моментов, отмечаемых как праздники. Праздник – это особый день, который выделяется из будней особыми действиями, носящими обрядовый характер. В праздничном обряде символическим образом отражается происходящее в природе, так, чтобы каждый его участник прочувствовал момент и ощутил единение с природным процессом. Иными словами, задача праздничного обряда – достижение единения с ритмом Колеса Жизни.

 

1) Йоль. Зимнее солнцестояние в 20-ых числах декабря.

Из всех празднеств Йоль (Англ. Yule от др.-сканд. iul, "колесо") , несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. Йоль длиться 14 дней, а лучше сказать ночей. Йоль это начало нового года, смерть старого солнца и рождение нового. Ночь Матери это ночь до Йоля. В это время нельзя делать никакую работу, особенно не должны крутиться никакие колёса – ни ручные жернова, ни мельницы и ни им подобное. Вся подготовка к Йолю должна быть закончена до наступления темноты. Эта ночь- своеобразная духовная подготовка к Йолю, эдакое затишье перед бурей. Далее начинается сама Ночь Йоля. Проводится ритуал, жертвы приносятся всему пантеону богов и духов, устраивается пир. Далее 12 ночей, символизирующее 12 месяцев в году. Время колдовства, гаданий. И 13 ночь- Ночь Судьбы или Ночь Норн. В эти 13 ночей мир как бы замирает и вновь начинает движение после Ночи Судьбы. 13 ночь это верхняя точка влияния сил Смерти и богов-асов. Хозяином Йоля считается верховный бог Один. В эти ночи  все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei – “наездники Асгарда”), или же становятся вервольфами и прочими духами.

 

2) Дисаблот. В период с 1 по 15 февраля.

Слово блот означает жертвоприношение. Таким образом, Дисаблот - жертвоприношение дисам. Дисы - существа женского пола, которых иногда называют "младшими божествами". Они чем-то напоминают норн, Великие Матери, помощницы при родах. Дисаблот это время, когда боги плодородия еще не вернулись, Земля еще не проснулась, но уже появляются первые признаки того, что скоро зима закончится и вновь в Мидгард вернется Жизнь. Можно сказать, что это праздник подготовки к пробуждению. Во время, приходящееся на этот праздник, возродившаяся в Йоль природа набирает силу. Одним из атрибутов этого праздника является хлеб, испеченный в форме быка. Он символизирует жизненную силу, не знающую преград, заключенную в руне Uruz. Эта сила позволит земле пробудиться от ледяного сна.

 

3) Остара. Весеннее равноденствие в 20-ых числах марта.

Праздник назван по имени германской богини весны и рассвета Остары (Англ. Easter) . Праздник Остары это пробуждение природы от зимнего сна, возвращение летнего солнца, тепла и света. Обычно в этот день сжигают чучело Зимы, провожая ее обратно в подземное царство. Людей и животных в этот период очищали от «скверны зимы», от дыхания смерти, которое могло их коснуться, пока зима правила миром (дымом, прыжками через огонь, метанием огненных стрел, огненными кругами и колёсами, обливанием водой и т.п.), и проводили множество разнообразных ритуальных действий, призванных уберечь их от болезней. Символ Остары - крашеные яйца, яблоки, круглый хлеб, все это символизирует солнце (круг) и возвращение сил Жизни. Великая Богиня Остара, освободившая Землю от ледяной тюрьмы зимы, теперь покрывает ее зеленью. Это начало. Богиня благословляет Землю на плодородие, буквально взрывающее ее изнутри после зимнего сна. Ветхость старого очевидна перед торжествующей молодостью богини. Преобразование, начатое в Йоль, совершилось. Миновало очищение Имболка. Богиня предстает обновленной и юной, чтобы Невестой встретить Своего бога. Остара двойственна в Своих проявлениях. С одной стороны, Она - Хранительница и Помощница обновляющейся жизни, целомудренная и строгая Властительница Женских (в первую очередь, лунных) сил Природы. Она содействует всему, что способно расти и развиваться. С другой стороны, Она - беспощадная Воительница, враждебная всему искусственному, противоестественному, гиблому. При кажущемся противоречии созидательная кротость Девы и буйный нрав Воительницы служат единому жизнеутверждающему замыслу.

 

4) Вальбург (Англ. Walburga / May-Day (ночь с 30 апреля на 1 мая и день 1 мая)).

Этот праздник означает окончательное пробуждение природы, возвращение бога Бальдра из царства Хель. Празднуется он обычно в два этапа. Первый- ночь 30 апреля, которая еще называется Вальпургиевой. В эту ночь силы Тьмы последние часы до рассвета могут ходить по Мидгарду. Ночь гаданий и колдовства. Другое название – майский день, которому предшествует так называемая Вальпургиева ночь. Промежуточная точка между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Это время, когда возрождается прекрасный Бальдр, и вместе с ним силы Жизни входят в свою полную силу. Утро 1 мая означает начало Лета, устанавливает Майский шест, являющийся фаллическим символом. Иногда устанавливают шест в виде женщины. В любом случае шест символизирует плодородие. Смысл этого праздника – выявить то, что устарело, надоело и мешает дальнейшему росту и реализации новых планов, избавиться от этого и приготовиться к новой ступени развития. У древних скандинавов существовал обычай сжигать старые корабли на Вальбург. Время пробуждения заканчивается, начинается время бодрствования. Обычно проводится два ритуала. В первый, ночной, с 30 апреля на 1 мая, проводится блот и ритуальное избавление от старого в виде сжигания корабликов или стогов сена. Эта традиция связанна с тем, что в этот день обычно избавлялись от сена, оставшегося с зимы, поджигали сухую траву и сжигали старые корабли. Корабль – не только средство передвижения в Мидгарде, но и между мирами (вспомним Скидбладнир Фрейра и Нагльфар Локи), т.е. в духовном смысле – некий приобретенный опыт, позволяющий совершать какие-то действия на том уровне развития, на котором ты находишься в данный момент. Поэтому сжигание старого корабля, разумеется, с намерением постройки нового, – символ перехода на новый уровень развития, открывающий новые возможности.

 

5) Мидсаммер. Летнее солнцестояние в 20-ых числах июня.

Мидсаммер (Англ. Midsummer) - середина лета. Это празднование окончательной победы солнца в годичном цикле и полного проявления жизненных сил природы, зародившихся во время зимнего солнцестояния. Момент, когда силы Жизни находятся на своем пике. В этот день Солнце перерождается на подобии перерождения в Йольскую ночь (только на Йоль оно умирает и рождается, а на Мидсаммер как бы «взрывается», доходит до пика). В праздник устраиваются ночные гуляния, большие костры. Раньше в этот день праздновали свадьбы, давались самые крепкие обещания и клятвы, проводились различные посвящения. В эту ночь, аналогично Йолю, жертвы приносятся всему пантеону, устраивается большой пир.

 

6) Фрейфакси (Freyfaxi грива Фрейра). В период с 1 по 15 августа

Промежуточная точка между летним солнцестоянием и осенним равноденствием. Праздник хлеба и меда. Судя по названию главным "лицом" этого праздника является Фрейр. Это время когда силы Жизни уже потихоньку начинают ослабевать, но еще есть время радоваться теплу. Устраивались ярмарки, гуляния и конечно же пиры. Символом Фрейфакси является испеченный хлеб в виде круга, символизирующий Колесо или Солнце, и конь, символ сбора урожая и приближения сил Смерти. Поскольку Фрейфакси праздник Жатвы, то самое первое всегда отдается в жертву богам, первый колос, первый хлеб. Этот праздник особо связан с рассказом о том, как Локи обрезал волосы Сив, за что он расплатился, не только принеся ей новые волосы из настоящего золота, но и обеспечив создание нескольких величайших сокровищ богов (Молот Тора, копьё и кольцо Одина, вепрь и корабль Фрейра).

 

7) Праздник урожая. Осеннее равноденствие в 20-ых числах сентября.

В этот день Лето начинает уступать место в Мидгарде Зиме. Кульминация природного цикла, когда одни вещи появляются на свет, а другие исчезают, чтобы потом снова возродиться. Урожай собран, земля готовится ко сну, приходит время и свои собственные мысли приводить в порядок, собирать "урожай" того что было сделано за лето, готовить себя к зиме. Вообще осень это время раздумий, умиротворенности, спокойствия. На ритуале последний раз обращаются к Ванам, богам плодородия, проводят похороны Бальдра (иногда для этого сжигают майский шест).

 

8) Зимние ночи. В период с 15 октября по 1 ноября.

Это последний праздник в году перед Йолем. Ветрнэтр ("зимние ночи"Англ. Winter Night ) который приходит в конце периода сбора урожая. Стихия перестала расточать свою жизненную силу. Пришло время, когда люди должны направить свои мысли к более духовным вещам. По сути это праздник когда силы Зимы окончательно берут верх над силами Лета.    Человек перестает принадлежать целому. Он уже сам по себе, мать-Природа ему дала все что ему необходимо, и он уже самостоятельно решает о своем житие бытие. Он еще раз проверяет, мир, в который он помещен и насколько окружение ему соответствует. Человек должен решить до наступления Йоля  остаться в прежнем или изменить свою идентичность, ориентируясь на свое состояние бытия. Это период непринадлежности. Это некий порог способности к собственным деяниям. Ритуалы этого времени включают в себя тренировку концентрации внимания, способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также обретение нового мастерства. Основное переживание этих обрядов - это ощущение свершения чего-либо. Замысел воплощен и доведен до конца дальше дело за новым началом. Стихийный элемент этого периода и обрядов - Огонь.

 

 

Важно отметить, что праздники имеют достаточно четкое строение, два солнцестояния, два равноденствия и четыре "промежуточных" праздника. При этом праздники, которые имеют разницу в полгода, близки по значению. Например, Йоль и Мидсаммер. Оба праздника - это наступление определенного пика, переломный момент, точка максимума. Только на Йоль умирает старый и рождается новый год, а на Мидсаммер этот год достигает своего пика. Вальбург и Зимние Ночи. Оба праздника носят мистический характер, оба праздника можно назвать "Ночь Духов". Только в Вальбург они уходят из Мидгарда, а в Зимние Ночи наоборот. И так со всеми остальными праздниками.

Main page Contacts Search Contacts Search