Клиповое мышление

В современном мире молодёжь несколько иначе смотрит на мир. В последнее время восприятие меняется, оно уже становиться не последовательным, а обрывочным, нарезанным на фрагменты, то есть  молодые люди видят картинку и воспринимают информацию по принципу клипа не углубляясь в детали. А как известно сокрытие всегда в деталях. Такое мышление можно назвать на современный лад – клиповым. Оно не дает проникновения в суть, хотя позволяет улавливать главное и быстро ориентироваться в информации и обстановке. Но есть в нем существенный недостаток, уж очень оно поверхностное, и тем самым не способствует развитию духовных качеств. Потому как нет в нем глубокого и связанного уровня понимания, всего происходящего и самой сути в целом.

 

Но все же в это же время, сохраняется определенное количество людей с понятийным типом мышления, последовательным, которые разбирают информацию последовательно, чтобы прийти к какому-то заключению. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового – людьми экрана. И следует заметить, что в краткосрочной перспективе обладание клиповым мышлением, приносит быстрые результаты.  Люди, обладающие им на первых порах даже успешнее, чем с понятийным, так как они моментально ухватывают главное и просматривают возможные выгоды. Но в бизнесе, даже если присутствует хорошо развитое клиповое мышление но нет глубокого понимания сути того, чем занимаешься, долго не удержаться.

 

Хотя клиповое мышление является неизбежным, как следствие развития современного общества - это направление цивилизации. Но те, кто пошел по линии только клипового мышления, как принято сегодня говорить, «элитой» не станет, не говоря уже о духовном развитии,  происходит ослабление чувства сопереживания. А что касаемо молодежи, то в массе, она мыслит клиповым мышлением, ни на чем не хочет заморачиваться, кроме получения удовольствий от жизни, а то, что хоть немного напрягает, загоняется в подсознание. Такое мышление очень поверхностно, оно не только не развивает чувства, но и ухудшает память, потому что в нем нет глубокого проникновения в суть вещей и явлений, то есть, более глубокого понимания мироздания.  С таким мышлением можно быстро охватить анонсы и заголовки газет и сориентироваться  в надвигающихся переменах, если таковы имеются, но без анализа причин и отсутствия полного виденья ситуации. Так и в жизни, можно быть в курсе куда дует ветер, но самому не прожить по настоящему даже абзаца, не прочувствовав в полной мере, что же представляет из себя сама жизнь.

 

Ведь если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель к-липового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

 

От природы, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. Происходит деградация, люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи. Представители массмедиа, которые и внедряют клиповое сознание, преподносят это как некую эволюцию в мышлении. Но это не совсем так, хотя безусловно что мыслить картинками намного быстрей, чем мыслить словами, это можно сравнить как мылить со скоростью света и со скоростью звука, слова тормозят.

 

Поэтому клиповое мышление в общем то само по себе не смертельно, но и не безвредно, оно необходимо как зачатки образного мышления. А для этого необходимо  научиться самому из мыслефраз создавать картинки, это первый шаг к так называемому равновесному мышлению. Что бы им овладеть для начала нужно научиться сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Это из разряда духовных практик, а наиболее доступный вариант это чтение, естественно что не комиксов с картинками. Как говорилось выше, клиповое мышление оперирует не словами – они для него – тормоз, а картинками. Это дает понимание, но не дает конкретики. А понятийное мышление дает конкретику, но оно слишком медленно и консервативно.

 

При прочтении художественного произведения в отличие от телевиденья, которое пичкает уже управляемым восприятием, приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. И при умении выстраивать образную систему можно научиться охватывать «сразу все», мгновенно оценивать обстановку и проникать сразу в суть, не теряя при этом, связь с целым. Быть одновременно сконцентрированным и расслабленным, понимать и управлять событиями быстро и безошибочно.

 

Вот здесь мы уже подходим к равновесному мышлению, оно мыслит бессловесно и в то же время, конкретно, сразу видит и знает, слова уже не помеха. Несмотря на свою гибкость, раскованность, оно не поверхностно, а сочетает охват с проникновением в суть. Скорость мысли равновесного мышления намного опережает скорость мысли мышления клипового. При равновесном мышлении, эмоциональное возбуждение в голове останавливается и возникает явление «сверх проводимости» (отсутствует сопротивление, препятствующее перемещение мысли), и мысль мгновенно перемещается в любую область пространства – памяти, почти без затрат энергии. Время, при этом, становится единым.

 

Человек, владеющий равновесным мышлением, преуспеет в любой области человеческой деятельности. Особенно такое мышление нужно молодежи, у которой нет точки отсчета правильности. Она останется прежней и сможет вести привычный образ жизни – смартфоны, телефоны, компьютерные игры, социальные сети, но при этом, не будет происходить убегания от реальности, так как она перестанет быть страшной. Ведь что более всего страшит человека – это неопределенность будущего, которая возникает из фрагментарного восприятия, не дающего картинки в целом, а только нарезками – клипами. Когда реальность не страшит, то появляется желание не вариться в виртуальном мире, изыскивая в нем искусственные удовольствия, которые разрушительно воздействуют на психику, а удовлетворять свои желания напрямую в реальном мире. И память, и чувства будут тогда на высшем уровне.

 

Не стоит бояться слова «равновесное». Равновесие – это не что-то застывшее, раз и навсегда устоявшееся, лишенное эмоций, взрыва чувств, всего их многообразия. Равновесие основано на сбалансированности чувств и при нем они не только полностью раскрепощены, но и надежно защищены от травмирования. Равновесие это еще и разум и неограниченные его возможности. Это сохранение главных человеческих ценностей, таких, как любовь, семья, сохранение мира на Земле, сохранение нормальных человеческих отношений со всеми людьми. Равновесное мышление направлено на созидание, так как осознает важность этого.

 

 Без постоянного самосовершенствования, человек обречен на вымирание. Все, что останавливается в развитии, начинает загнивать и разрушаться. Саморазвивающаяся система должна быть открытой. И она должна постоянно переосмысливать прошлое, с целью исправления допущенных ошибок, иначе они будут формировать ошибки в настоящем и будущем. Равновесное мышление позволяет быть самим собой, настоящим, каким задумала природа. Оно раскрепощает фантазии, мечты, делает здоровым душой и телом.

 

Когда исчезают страхи, человеку легче становиться самим собой, как в детстве. А для этого, направьте свое внимание в реальность, в мир, в которым живете, что бы он стал для вас понятным, а потому, не страшным, и ваше восприятие мира полностью изменится в положительную сторону. Как раз этому и способствует равновесное мышление, которое не разделяет чувства, а объединяет их в одно целое. Устойчивое внимание (видение), способствует стабилизации равновесия и проникновению в суть. Именно оно есть разум, который может находиться одновременно везде и в конкретной точке. Видение способно сжать всю информацию во Вселенной до объема точки и из точки развернуть информацию до объема Вселенной. Потому так важно быть внимательным и расслабленным одновременно. Этому надо учиться, но в самой механике нет ничего сложного. От степени вашего внимания, будет зависеть правильность  и объем воспринимаемой информации. Как воспримите, так и воспроизведете.

 

Так что читайте детям сказки, они хоть и основаны на мифах, но хорошо помогают научиться мыслить образами. А каждый образ несет в себе и смысловую нагрузку, ведь нет бессмысленных сказок, каждая чему-то учит и любую можно привязать к реальности. Хотя мифы это прошлое, но в одно и тоже время это будущее. Роль мифа не история, он лишь служит дверью проникновения внутрь природы, в ее систему управления. А поскольку человек сам состоит приРОДе, то миф углубляет его в мир внутреннего анализа, и уводит от клипового мышления. 

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search