О книге Зоар

Как читать Зоар (подход к содержанию)

Как нужно изучать Книгу Зоар

Нужно распахнуть себя так, чтобы текст Книги Зоар легко и беспрепятственно протекал сквозь нас, и в нас возникли ощущения, происходящего в том, ином мире. Мы ожидаем ощутить в себе картину, составленную из чувств, но без фантазий и зрительных образов.
Текст Зоар - это ручей, вытекающий из "Райского сада" и протекающий сквозь сердце человека. И любой человек, раскрывая свое сердце, омоется его водами, очистится и прозреет.
Начиная изучать Книгу Зоар
Мы начинаем изучать Зоар. Как это надо делать? Необязательно читать текст, достаточно просто слушать, но стремиться, чтобы все, что я слышу, прошло внутри меня, чтобы я ощутил картину, о которой рассказывает мне Зоар. Пусть я совершенно ничего не понимаю, как будто со мной говорят на чужом языке – но я очень хочу знать, о чем мне говорят. Так из ничего, из совершенной пустоты и бесчувственности у меня вдруг начинают пробуждаться ощущения, и тело начинает как-то реагировать. К этому надо стремиться прийти.
Книга Зоар написана на двух уровнях, на двух языках. Язык чувства описывает мне будто происходящую предо мной историю. А другой язык вводит меня в духовные определения, показывая два мира, параллельные один другому. Но эти два уровня восприятия существуют только относительно меня – на самом деле, есть лишь один уровень, лишь картина духовного.
Это я пока разделяю эту картину надвое. Вернее сказать, я воспринимаю только одну картину – ту, которую понимает мое эго. Но я должен представить себе еще один уровень - духовный, чтобы два эти уровня существовали во мне параллельно, и я хотел поднять себя от материального рассказа к духовному.
Не нужно фантазировать и представлять себе какие-то физические образы и путешествия. Это путешествие вглубь моей души, а образы – мои свойства, мое отношение: Рабби Хия, Рабби Йоси, дерево, холм, осел... Эти слова должны вызывать во мне не физическую картину – а внутренние ощущения, попытки догадаться, что на самом деле означают эти свойства.

Что стоит за словами Зоар

Мы читаем Зоар, нам мешают знакомые слова. Вместо того чтобы искать в себе то, что описывается в Зоар, как свои свойства, мы представляем себе исторические личности и события.
Но слова – это только символы. Они складываются из букв, каждая из которых символ, который означает некое духовное свойство. Сумма нескольких духовных свойств образует небольшую систему, которая называется "буква" (на иврите "от" – символ, знак).
Буква выражает свойство, действие, духовную структуру. Но она состоит только из желания определенной формы. Желание – материя, а формы, которые она принимает – подобие Творцу.
Таких подобий Творцу 4 – в малхут, 9 – в ЗА, 9 – в Бине. Итого 22. И еще 5 ограничительных форм на 5 уровней желания (0 – 4 авиют) – еще 5 букв МНЦПХ, означающих парсу-границу между Ацилутом и мирами БЕА.
Отсюда алфавит иврита - 22 основных буквы и 5 дополнительных, заменяющих в конце слов обычные буквы МНЦПХ на конечные.
Во всех этих словах нет материального вкуса, запаха, связи с историей, с людьми, – это только желания, силы желания, свойства желания.
Поначалу, для меня все слова ничем не отличаются, неважно, имена это людей или названия животных или действий, или растений – я все равно не знаю, что они значат. Я только стараюсь понять! Для меня это символы с незнакомым смыслом.
Это должно быть подобно восприятию иероглифов: я ничего не ощущаю, не могу их различить. Ведь слова и иероглифы – это символы, обозначающие состояния моего желания.
Когда мы читаем Зоар, нам надо оторваться от всех стереотипов, ощущений и отношений, связанных со знакомыми нам словами, и заново искать – их духовный смысл.
Я только знаю наверняка, что это происходит во мне. А больше мне ничего неизвестно, ведь речь идет о мире, который мне еще не раскрылся, о явлениях, которые существуют во мне скрыто.
Мне нужно усилиями раскрыть их в себе, оторвавшись от всех материальных образов, которые эти слова будят во мне.
Конечно же, я сам не смогу своими усилиями рассмотреть в себе эти свойства, но своими усилиями я вызываю на себя воздействие высшего исправляющего света.
Он исправляет мои намерения на использование желаний на отдачу вместо получения. И в мере обретения таких свойств, я начинаю ощущать смысл слов Книги Зоар.

Зоар помогает нам расти

Читая Книгу Зоар, каждый должен стараться найти в себе более внутреннее состояние. Мы никогда не можем представить себе состояние выше ближайшей к нам внутренней ступени. Я могу фантазировать, воображая себе мир Бесконечности. Для меня это будет якобы мир Бесконечности, но на самом деле я обнаружу, что это всего лишь мое следующее внутреннее состояние, чуть выше меня. Только его я могу раскрыть!
Поэтому все свои силы, все старания нужно направить на то, чтобы за каждым словом, написанном в Зоар: "город", "башня", "поднимаются", "спускаются", "ангелы", "черти", "духи", "Эфраим", "сыновья Эфраима" и т.д. - различать свои внутренние желания и свойства.
Все они находятся во мне. А Высший - это книга, которую Он представляет мне. Он рассказывает мне, как взрослые младенцу - только подходящее ему. Больше этого мы ничего не прочитаем в Книге Зоар, не сможем представить себе, услышать и увидеть.
В ней написано гораздо больше того, что мы видим сейчас. Но пока мы не можем этого увидеть. Мы увидим только чуть-чуть, будто находимся в руках опытного воспитателя, который может дать нам только полезное для нас и не более того.
Поэтому надо не бояться, нужно изо всех сил стараться отыскать внутри себя внутренние определения, о которых говорится в тексте перед нами. Мы поднимемся к этим определениям, распознаем их и проживем с ними какое-то время, как младенец, который вырос за день, неделю или месяц и уже чуть больше понимает, раскрывает более глубокие, более внутренние вещи. А раньше он этого не видел, не распознавал, это не попадало в его поле зрения.
Так и мы - в том же самом тексте мы раскроем новые внутренние свойства, новые связи. Ведь все они - относительно человека, постигающего духовную реальность.

В стране желаний - в стране чудес

Изучая Зоар, надо сконцентрироваться только на внутренней картине, где все соединяется в единое целое. Я вхожу внутрь нее и не думаю ни о чем из того что осталось вовне. Я полностью погружаюсь в нее, будто попадаю в страну чудес и путешествую по ней, желая увидеть и узнать все, что там есть.
Я слышу какие-то голоса, вижу разные цвета, хоть и не понимаю, что тут происходит, кто воздействует на меня и как. Я попал в мир своих желаний и брожу между ними. Словно в фильме, в котором человек проник внутрь своего тела и, путешествуя по кровеносным артериям, видит, как у него внутри все устроено и взаимодействует.
Так и мы, проникая внутрь себя, попадаем в окружение своих желаний. Этот мир состоит из моих свойств и желаний, светов, келим и экранов, которые мне нужно себе представить. Я могу представить, будто нахожусь среди них, а они меня окружают. А могу представить, что они внутри меня, и я разбираюсь, что там происходит внутри. Но главное - не привязывать эту картину к своей сегодняшней обычной реальности.

Книга Зоар – входной билет в духовное

Всем известно, что Книга Зоар – особенная. Это единственная книга, которая может служить человеку входом в духовное. Не просто так она обрела такую известность, и человечество по-особому относится к ней.
Человек рождается в этом мире, ничего о нем не зная. Природа уготовила ему очень странное вхождение в мир – ему ничего не объясняют заранее, ни от отца с матерью, ни от предшествующих поколений ему не передаются разум и ощущения. Он рождается как кусок плоти и начинает получать впечатления от этого мира – тепло, холод, свет, темнота, звуки, шум, тишина. Вначале он ничего не ощущает. Затем постепенно начинает различать звуки, свет, отношение матери. Он начинает реагировать – смеется или плачет в ответ. Он начинает познавать мир, стремится узнать, что его окружает, начинает осознавать свое тело. Так он растет.
Это удивительно – детеныш животного уже через несколько дней все знает и может, хоть и с трудом, самостоятельно выжить в этом мире, а человеческий детеныш без заботы взрослых ни на что не способен – даже чисто физически. К тому же, если оставить его в лесу, он вырастет таким же, как окружающие его животные.
Все развитие ребенка в нашем мире происходит на основе полученных впечатлений, примеров, моделей поведения и форм, которые взрослые показывают и объясняют ему. Есть музыка для детей, есть игрушки, детские площадки с песочницами и горками, разнообразные конструкторы и игры – чтобы дети учились собирать и разбирать, различать цвета, звуки. Все это – для развития человека, чтобы подготовить его к жизни в нашем мире.
Родители и окружение готовы дать ребенку все, чтобы он вырос соответствующим своему поколению и миру, в котором он живет. Мы так устроены, что желаем дать ребенку все, что есть в нас. Иначе он не будет готов к жизни.
Такое воспитание очень естественно, исходит из нашей природы, и мы не можем его разрушить. Мы не можем напичкать человека информацией, подключив к компьютеру, наполнить его энциклопедическими знаниями. Мы не можем сразу же после рождения воспитать его, развить в нем ощущения, реакции, чувствительность. Это происходит постепенно, поэтапно, по мере накапливаемых им впечатлений.
На это уходит 20 лет и даже больше. И даже будучи взрослыми, мы тоже продолжаем учиться, разочаровываемся в своих знаниях о мире. Вдруг в возрасте 40-50-60 лет мы начинаем что-то понимать и сожалеть: «Если бы я знал это раньше, если бы я чувствовал…». Человек развивается на протяжении всей жизни.
То же самое происходит в духовном. Только где же в духовном мои отец и мать? Где мое окружение? Где модели, которые они должны мне дать, где игрушки, звуки, цвета? Где это все?! Ведь если я не получу этих моделей восприятия, то не буду готов к духовному миру. Он не откроется мне, я не распознаю его.
Представьте себе, что новорожденного младенца оставили лежать в кроватке, не обеспечивая ничем, кроме необходимого для существования. Он остался бы куском плоти. Мы не сможем развиваться, если не будем получать каждый раз новые, разнообразные впечатления от всевозможных внешних воздействий. Пусть мы не понимаем их, как не понимает младенец, но они нас наполняют, и так мы растем.
То же самое происходит и в духовном. Мы должны наполнить себя различными впечатлениями от внешних воздействий – приходящими действительно извне, из духовного мира вне нас. И именно такое воздействие оказывает на нас Книга Зоар. Поэтому эта книга – особенная. Никакая другая книга не оказывает на человека такого влияния как она.
Если человек читает эту книгу или слушает, как ее читают другие, то неважно, понимает он то, о чем в ней говорится, или нет. Эта книга наполняет его различными впечатлениями, воздействиями, чем-то неизвестным ему. Постепенно, по мере изучения Зоар, он будет получать от этой книги все большие впечатления, накапливать их. Они войдут в него и сами по себе займутся его продвижением.
Разумеется, нужно сопровождать чтение Книги Зоар небольшими пояснениями, чтобы дать человеку какую-то связь с ее повествованием. Но человек может читать ее и без объяснений, с одним лишь желанием понять – подобно ребенку, который с широко распахнутыми глазами стремится познавать мир, желая все знать, не оставаясь в покое ни минуты.
И если мы распахнем свои чувства, сердце и разум – только чтобы впитать в себя все исходящее из этой книги подобно младенцу, впитывающему мир восторженными глазами, – мы будем продвигаться к духовному.
Неважно, обладает человек блестящим умом или ему трудно учиться, ленив он или проворен, рационален или чувствителен – каждый получит оптимальное для него развитие, согласно его характеру и свойствам.

Main page Contacts Search Contacts Search