Развенчание мифов

Следует учесть, для того что бы понять мифологию, необходимо прежде всего задумываться над смыслом, который заключен в мифах,  и конструировать его в процессе прочтения, а не просто тривиально представлять образы заключенные в них без всякой глубины, необходима провокация, инициирующая мысль и освобождающая скрытые смыслы заключенные в тексте.

 

Вместо того чтобы это принять во внимание, многие современные исследователи предпочитают деконструкцию. То есть занимаются развенчанием мифов, занимаються поисками артефактов подтверждающих в истории "мифологическое со-бытиё". Им мало того факта, что бытиё действ(о)ительно было, потому как осталось то действо или иначе влияние, которое оно оказывает до сей поры. А как может оказывать влияние на события в настоящем то, чего просто нет и не было никогда? Раз уж есть влияние, то есть следствие, от какого либо события, произошедшего в прошлом пусть даже мифическом , значит событие имело место быть. Если, допустим, какая то группа исследователей "докажет" что Христа не было - это мол не подтверждено никаким историческим документом, что все христиане мира, Его последователи, возьмут и исчезнут просто так? Хотя в прочем некоторые "материальные" последователи возможно и отрекутся, но это потому, что они никогда и не были Его истинными последователями.

 

Или если допустим, с библии, снять мифологический налет, что останется в сухом остатке?  Историю о том, как Моисей спасая свой народ от преследователей фараона и с божьей помощью море развел и по дну переправился с ним на другой берег, следует с ходу отмести, потому как научно это не доказуемо, как и многое другое. 

 

Таким образом при таком подходе, любое апокрифическое свидетельство будет считаться повествованием, перегруженным мифологическими компонентами, которые необходимо отсеять. Но мифология входит составной частью и в Ветхий Завет: история о сотворении мира, и т. п.. И следует заметить, что подобное создано и в рамках других причем сильно разнящихся культур. Вернемся опять к Христу: мифологема, заключающаяся в том, что божественное не может быть рождено в обычных условиях и простыми, от мира сего, родителями, а непременно рожденный должен быть не от сего мира, а посредством духа святого нисходящего свыше. Также и "перерождение" простого "смертного" происходит не как иначе как посредством духа нисходящего свыше, а не простого изучения академических дисциплин. Эта мифологема непорочного зачатия. Победи в себе пороки, тем самым очистишь во круг себя святое место, своего рода утробу для непорочного зачатия, в которую и войдет, подобно семени святой дух, или божественный свет, в разных культурах свои ассоциации зачатия.  

 

В связи с этим на протяжении истории появлялись проповедники от религии, которые клеймили буквальное толкование мифологемы рая и ада, утверждая, что небеса и преисподнюю следует воспринимать как ипостаси, как духовное состояние, а не как географическую точку. Однако же конечно есть условное разделение на то, где кончается мифология и начинается религия. Сторонникам развенчания мифов все же следует быть поосторожнее, поскольку вместе с мифами может исчезнуть и сами религии, однако зачастую они не знают чувства меры, придерживаясь принципа, гласящего, что развенчание мифологии никогда не бывает достаточным. В авангарде движения развенчания мифов — историки. Одно за другим разоблачаются или отрицаются как мифы сложившиеся исторические представления. Но количество людей, готовых, подобно Святому Георгию, сражаться с драконом мифологии, не убывает. Исследования человеческого поведения, отталкивающиеся от внешних критериев и статистических данных, не гарантируют нам новых сведений о душе. Сведения о том, сколько часов в день тратил в XVI веке крестьянин  для того, чтобы заработать себе на кусок хлеба, или сколько калорий в день потреблял римский раб, любопытны и способны обрисовать историческую ситуацию, но это еще не история. Миф — это история в символах. В мифотворчестве выражается процесс осознания индивида и общества. В мифах как в зеркале отражена индивидуальная и коллективная составляющая познания себя взаимодействующего с обществом.

 

И еще, не только религия мифологична, это можно отнести и к психологии и ко всем академическим дисциплинам, включая и физику, как это не парадоксально, но парадоксов тут нет.  Поскольку мифологичен по своей сути сам коммуникативный процесс, то есть  обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.. Ведь мир мифа всегда "заточен" под человека, в этом мире человек находится как бы в своей тарелке, и способен увидеть в нем ориентиры которые способны вывести его на "чистый" путь своего развития не только человеческий но и как божественной личности. Мифологией оперируют все притчи, сказки и метафоры, это прежде всего внутренний самоанализ, анализ и его производные.

 

Поэтому отрадно видеть, что рьяная демифологизация все-таки не проникла во все сферы как повседневной так и духовной жизни. Несмотря ни на что, находятся люди, которые тщательно исследуют мифы не однобоко а отыскивают, собирают и подробно комментируют с географической, исторической, культурологической и духовной точек зрения мифологии народов, развитие которых проходило на значительном удалении от признанных центров цивилизации.

 

Конечно же следует учесть, что чрезмерное "поклонение" мифологии или наоборот, полное ее отрицание, не есть "как хорошо". С одной стороны, мифы несут в себе элемент  иллюзии, отупляющий народ и разжигающий всевозможные страсти, но если их будет меньше, или они вообще исчезнут это не лучший вариант. Мифы — неизбежный и специфический элемент человеческой жизни. С их помощью можно побороть в себе страсти не дожидаясь воплощении их в реальности. Прежде всего к мифологии следует отнестись как к осмыслению реальности.

 

Человек воспринимает мир как минимум двумя способами: субъективно, когда речь идет о восприятии собственной личности, и объективно, когда дело касается окружающих людей. Человек ощущает реальность изнутри, внутри себя и извне, выступая в роли наблюдателя, созерцателя, постороннего. На этом основывал свои выводы, в частности, швейцарский философ Пауль Геберлин, который утверждал, что существуют лишь две фундаментальные науки: психология и физика. Психология стремится осмыслить внутреннюю реальность, а физика — реальность внешнюю.

 

 

Психология и гуманитарные науки начинаются лишь тогда, когда наблюдения, статистические данные, так называемые объективные факты и т. д. подвергаются интерпретации, когда исследователь задается вопросом о мотивах, стоящих за поведением и чувствами индивида, группы и общества. Однако именно на этом этапе возникает мифология, поскольку зафиксировать психологический феномен можно только с помощью метафор, образов и т. п. И обратным же способом разъяснение сущности мифологических метафор, происходит при конкретной прикладной технологии их использования.  Ведь любой отстраненный образ может стать ориентиром для нового, более ресурсного способа перекодировки структуры субъективного опыта – независимо от того, будет ли эта метафора кратким сравнением или развернутым повествовательным сюжетом. Все сводится к тому, что, слушая историю наделенную еще и мифологическими метафорами, человек на том или ином уровне бессознательно ассоциируется с ее героями. И если герою метафоры удается реализовать цели, созвучные с актуальными целями слушателя, то слушатель с большой вероятностью спроецирует на себя и тот способ их достижения, который помог герою метафоры. Естественно, что  ситуация в сказке не точная копия ситуации слушателя  и связь с героем метафоры не совсем прямолинейна.

 

Но все же  путь достижения цели в сказаниях всегда достаточно ясен для того, чтобы понять, куда двигаться, но при этом сказка оставляет достаточно простора, чтобы легко интегрироваться в ситуацию и позволить слушателю самому найти итоговое решение. Все ресурсы, необходимые для достижения цели, находятся внутри человека , а сказание - это «чудесная помощь» волшебных сил, заложенных в мифологии. Причем сами волшебные силы без усилий самого человека, здесь не помощники.

 

В последнее время интернет все чаще начал пестрить инопланетными цивилизациями и якобы гуманоидами под видом "богов" посещающими нашу землю. Но в целях саморазвития и самопознания  "инопланетные вмешательства" в сознание  постигающего суть мироздания  неуместны. В сказаниях все действия герой (а, соответственно, и человек) должен совершить сам, найдя в себе все необходимое для этого, а не ждать что боги с космоса каким то чудесным образом тебя спасут, а твое дело лишь сражаться с рептилоидами, с других, "нехороших" планет. Здесь уж недалеко и до "реального" "джихада" против неверных - вот уж полное мракобесие. Просто нужно научиться слушать мифологических персоналий населяющих сказочные миры. Ведь как описывается в том же "ветхом завете" -вдохнул жизнь в лицо его, это в общем, а в частности лицо это уши, нос и рот. Имеется в виду передача духовного постижения, то есть состояния - слышать, чуять и непосредственно передача из уст в уста, когда уста передающего (бога) на уровне уст постигающего то и глаза оказываются на одном уровне, это высшее постижение - увидел. Так и в жизни, для того что бы действительно жить и наполняться ее полнотой и великолепием необходимо - УВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ.

 

Но увы, проблема современной цивилизации в том что для того чтобы только лишь услышать хорошее  надо иметь чуткое, большое ухо добра и света. Два раза вам никто повторять не будет. Повторять не будут вообще. Здесь еще проблема в том, что прямых указаний к действию нет, а понять необходимо всевозможные импритации мифологического сюжета. И отыскивать эти указания в мифологеме следует самому. В чем отличие мастера от профана, неофита-любителя? Профан склонен к конспирологии. Он будет выяснять, «кто за этим стоит», светлые боги с летательных апаратов или рептилоиды, хотя все апокрифы пронизаны мыслью что нет ничего спасительней кроме как духа. Мастер же, в отличие от профана, знает, что мир правит (исправляет) Дух, чьи пути неисповедимы. Этот Дух надевает на свои бесплотные пальцы самых разных персонажей, мифологических и реальных тоже – а потом сбрасывает их, как хирург резиновую перчатку. Поэтому мастер интересуется лишь четко оформленной тенденцией – и, когда она делается ясна, с этого момента идет работа изнутри, эта работа духа, призванного мастером и она невидима миру внешнему.

Есть ли у профана шанс в таком случае? Нет, пока он будет оставаться профаном не желая править себя, свой внутренний мир.  Для получения такого шанса надо лишь дать знать о себе, пробудить свой внутренний голос - глас вопиющего в пустыне о своем спасении – и у них шанс появился. Появляется альтернатива, все просто –лишь тот достоин жизни и свободы, кто подключает внутренний ресурс. Последние тысячелетия мерилом человеческого достоинства была сила духа а сегодня, что, оно устарело? Действительно, как тут не приплести конспиралогию, что  стоят, за всем этим одурманиванием масс рептилии, потому как людьми их назвать язык не поворачивается а вернее всего нужно сказать силы – ибо насчет их биологической природы окончательной ясности нет.

Но все же это пустая трата времени и энергии, которое можно и лучше направить в ПРАВИльное русло, необходимо сконцентрировать свое внимание на хорошем и вот тут появляется шанс для того что бы слышать. Такая направленная работа в высшей степени экономична – все мифологемы начинают расщепляется в голове и внутренние, более глубокие смыслы непременно найдут свое применение, в то время как при труде в поисках внешних виновных во всех человеческих бедах угробила себя не одна цивилизация, в мусор при таком подходе уходит пятьдесят процентов времени и энергии, а остатков свободной энергии уже увы недостаточно, что либо слышать а тем более что либо видеть окромя носа собственного.

В работе над собой важна сила не растраченная, разбросанная по окраинам внешнего восприятия, накопление личной силы способствует проявлению слуха. Слышать голос мифа, а лучше выразить: -  просто "Его голос", тут уже не важно мифический или мистический, все лишние интерприцации отпадают сами собой, остается только он - имеющий голос. Его голос это не в прямом смысле, это хоть и необычайная но своего рода коммуникация. Это возникающая в сознании цепочка образов, заряженных эмоцией и волей, которые несут в себе мифологемы, смысловой разряд, пронзающий сознание до глубины, где один лишь непроглядный мрак. А потом вверх, к светлым слоям осознанного...

 

Ведь суть кто мы? Мрачный ум, который может светится лишь сумраком или именно эти глубинные разряды света? И воссиял РАМХА ... . 

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search