Лурианская Каббала - стр 2

Продолжая дальше вспомним, что у нас появилось сокращение "эйн соф" двух видов. Изначально был "эйн соф", а дальше он сократился в два вида. Один вид - это авир, это уменьшение по степени мощности, по всем параметрам. А кав - это уменьшение по ширине, зато бесконечной силы. Кав и авир друг друга дополняют в смысле сокращения. Ведь сокращение Божественного света, которое произошло, для того чтобы сделать авир, - это уменьшение по мощности, с бесконечной мощности на конечную мощность. 3ато всюду, все это пространство занимает этот самый авир. Он бесконечен в смысле границ. В смысле мощности, он конечен. Рассмотрим простой вопрос. Пространство окружности - оно ограничено или безгранично? Окружность - она ограничена или безгранична? Она не имеет границ, она как бы безгранична в этом смысле. А этот мир внутренний - он тоже безграничен. Но при этом ограничен. Он ограничен чем-то в следующем измерении по отношению к тому, к чему он безграничен. В своем измерении он безграничен, в следующем измерении он ограничен. Поэтому в своем измерении, в измерении внутренности в нем авир безграничен. 3ато он низок по плотности, по пересечению. зато кав в этом внутреннем измерении ограничен по объему, он тонкий, он даже бесконечно тонкий, но зато он бесконечной мощности. Это как в нашем мире есть самосвал гальки, и бриллиант, где бриллиант по качеству значительно превосходит гальку, и ценнее один бриллиант, чем одна галька, но самосвал гальки обладает объемом, и в этом её ценность, и она нам так же необходима, чтобы построить дом, куда мы и поместим этот бриллиант. Т.е. это сокращение двух видов: бриллиант - это сокращение в объеме, а галька- это качественное сокращение, но в количественно качественном отношении они могут быть равны. Иными словами, "эйн соф" раскладывается на две составляющие - кав и авир, которые затем, естественно, интегрируются. Как все происходит?

Под воздействием кава в этом пустом пространстве начинает образовываться верх и низ. Он его структурирует. Когда он его структурирует, то вместо равномерного авира, однородного и изотропного, вместо него этот авир структурируется, и поэтому появляется вокруг кава некая начальная структура. Первая структура, которая здесь возникает, - эта та структура, которую принимает авир под воздействием кава. И вот эта структура называется Адам кодмон.
Таким образом, Адам кодмон - это структура, которая возникла из авира, т.е. из этого решимо, из этого Божественного света низкой плотности под воздействием кава, который сформировал его, который является узким, но Божественным светом высокой плотности. Вот эта начальная структура Божественности, которая здесь создалась, называется Адам кодмон. Как соотносятся Адам кодмон и Адам ришон? Адам кодмон - это Божественная структура. Т.е. иными словами, Адам кодмон - это Божественность, а Адам ришон - физическое творение. Адам ришон создается в шестой день Творения, а Адам кодмон творится задолго до этого. Адам кодмон, - это все процессы, о которых мы говорим, процессы, происходящие задолго до сотворения Адам ришон. А эти вещи возникли на значительно более позднем этапе. Иными словами, это еще не Творение мира, а это предтворение мира. Это еще план, по которому мир будет развиваться, создаваться. Поэтому Адам кодмон состоит из законов Божественного управления миром. Он состоит из законов, по которым мир дальше работает, переживает и создается.

Если он совсем не является никаким Адамом ришоном, т.е. не является Адамом, который был создан в Эдемском саду, а это некая начальная Божественная структура, то что означает фраза, что он - Адам? "Эйн соф" снаружи, а Адам кодмон - начальная структура внутри этого пространства, начальная, первая структура. Какой же смысл в том, что эта структура - Адам? Эта структура называется Адам кодмон в том смысле, что после нее все творится в каком-то смысле по ее образу и подобию. Эта самая начальная структура, матрица, с которой начинается развитие мира, и поэтому все дальше это повторение во всех мирах по ее образу и подобию. Иными словами, уподобление человеческой форме. Это - то, что весь мир создан под человека. Он создан таким, чтобы человек мог в нем жить. Он создан таким, чтобы человек мог его познавать. Он создан таким, чтобы человек мог в нем находиться как бы "в своей тарелке". И вот это ощущение, что мир создан под человека, - это есть принцип "Адам кодмон", - "проточеловек". Именно к этому в своем осознании должно прийти все человечество, что бы построить мир в котором мы могли бы существовать как один человек, ведь он изначально и создан под человека, создана одна душа, душа Адама

Раби Меир учил: - Со всех концов земли слетелись пылинки, частицы того праха, в который Господь вдохнул животворящее начало, душу живую и бессмертную (Санг.,38).
Сотворен был только один человек. Это должно служить указанием, что: тот, кто губит хотя одну человеческую душу, разрушает целый мир, и кто спасает одну душу, спасает целый мир; не может один человек возгордится перед другим человеком, говоря: мой род знатнее твоего рода; каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир (там же,37)

Когда говорится, что человек создан по образу и подобию, то это говорится про Адама ришона, что он создан по образу и подобию Адам кодмон. И поэтому каббалисты говорят: "Да, есть у Бога структура, да, человек подобен этой структуре". Эта структура, с другой стороны - это внешняя структура, это не внутренняя структура Божественности, которую мы не можем познать, это ее внешняя структура, в которую она одевается. Одевается в эту структуру - т.е. то, как она проявляется во внешности, то, что видно снаружи. Снаружи Божественность видна в ее действиях. Поэтому в некотором смысле это структура проявления Божественности. Итак, начальной структурой, которая нужна для Сотворения мира, т.е. начальной структурой, которая потом дает проявление Божественности, является структура, называемая Адам кодмон.

Этот Адам кодмон имеет протяженность весь кав. И вдоль него расположены миры разного уровня. Есть более высокие, есть менее высокие. И поэтому миры ниспускаются из разных точек Адама кодмона. Есть миры, которые ниспускаются из глаз, ушей, рта, или просто вдоль всего тела; есть разные структуры: как бы на каждом уровне свет из Адам кодмона раскрывается в разных мирах. И у каждого мира в отдельности есть свое локальное время, и своя мера Божественного Света.

Самое главное, что есть в Каббале, самое существенное, самая сердцевина Каббалы, - это то, что все процессы, которые она описывает, постоянно происходят в нутри нас. Т.е. самая сила Каббалы в том, что те структуры, которые она описывает, их можно элементарно в себе, и вокруг себя буквально ощущать. А поскольку их можно ощутить и в не себя, то это и есть чувство единства мироздания. Когда структуры, которые описываются как бы при Сотворении мира, мы сможем ощутить, то мы видим, насколько этот язык Каббалы является универсальным языком описания структур. А ведь это самое сложное. Ведь самое сложное, чтобы связать две вещи, нужно увидеть в них единство.
"Акудим, некудим врудим", как три стадии процесса Создания Мира
В Торе рассказана история с Яаковом и овцами Лавана, где среди последних встречаются пятнистые, крапчатые и пестрые. В оригинале это звучит, как "акудим, некудим врудим". Иными словами, в этом рассказе про Яакова упоминаются три породы овец. И поскольку их названия нужно было как-то перевести на русский язык, что невозможно осуществить дословно, то их перевели как "пятнистые, крапчатые и пестрые". Но на иврите эта фраза имеет совершенно иное значение. Так вот, "акудим, некудим врудим" в Каббале интерпретируются как три стадии процесса Создания мира. Света, относящиеся к гуф А"К(к телу Мира Адам Кадмон- миры это всевозможные меры ощущения света, которые создают в нас внутреннюю картину, называемую наш мир ), от пэ до табур, называются акудим.

Не знающим иврит намного проще изучать Каббалу, потому что они не воспринимают дословно каббалистические термины: пэ - рот, рош - голова, гуф - тело, табур - пуп и т.д., а могут понимать эти каббалистические термины абстрактно, т.е. такие люди не рисуют себе согласно этим терминам материальную картину. Им легче воспринимать сказанное как силы, желания, намерения, а не части какого-то тела. Ведь в духовном мире нет тел, а есть только желание насладиться, то есть удовлетворить себя, намерение, ради чего или кого можно получать наслаждение, и само наслаждение. В каждом парцуфе, парцуф это духовное тело состоящее из головы, тела и конечностей, нужно определить два вида 10 сфирот:рош и гуф, рош - это голова, та часть где принимаются решения и гуф - это где они воплощаются, то есть получающая часть .

Сказано: «И видел во сне, и вот вожаки, поднимающиеся на стадо : акудим, некудим и врудим ...» Еще сказано: «...так как видел я все, что делает тебе Лаван.» В этом отрывке указано на все те свойства, о которых мы здесь говорим. Так Лаван означает «ловэн элион - высшая белизна», который предваряет все это нисхождение, и из него исходят все эти качества: акудим, некудим, врудим - для нужд мира Ацилут, чтобы он производил вслед за этим. И тогда он зовется Яков. Мир Ацилут - это личное частное управление, там "Сам Творец вершит всем, и всё, что в нём происходит - это непосредственно Его действия". Поэтому мир Ацилут является свойством самого света (ор), безо всякого совершенно участия в этом творений. Начало этому - акудим, т.к. это света, выходящие из (пэ) рта Адам Кадмон, вначале было слово, сопровождающееся выдохом воздуха (авир). И этими светами началось проявление воплощения желаний (келим), чтобы быть 10 светами: пними - внутренние света, это та, структура и процессы, которые описывает каббала, постоянно происходят в нутри нас. И макиф - окружающие света, т.е. те, что мы можем ощутить в не себя, и пропустив их через осознание, мы можем воспринимать в воспринятое ранее, как бы окружающие света становятся нашим внутренним качеством. И внутренние и окружающии , связанные, и соединенные в одно желание (кли), по этой причине называются акудим. Как сказано: «И принес в жертву Ицхака...», т.е. связал его.

И сила Каббалы в том, что те структуры, которые она описывает, их можно элементарно в себе, и вокруг себя буквально ощущать. А поскольку их можно ощутить и в не себя, это и есть чувство единства мироздания. Выходит, что Его абсолютное единство - это все, что действительно проясняется для нас из беспредельности Его неисчерпаемого совершенства. Ведь если вглядишься внимательно во все происходящее под небом, увидишь единое движение, осуществляемое в мире, и завершение его - раскрытие этой истины.
И нам необходимо понять это единство, и как мы должны выполнять то, чего желает от нас Творец. И это заповедано нам писанием (Дварим 4:39): «И примешь сердцем своим, что Создатель - это Всесильный». Слышится отсюда, что необходимо полное понимание и верный подход к этому. И вопрос этот широтой подобен морю, по которому нам придется плыть, утоляя нашу жажду познаний.

И так, первая стадия - это акудим. Слово "акудим" означает связанные, завязанные ("лаакод" - связать; например, животное, если его - стреножить, то оно не может идти, потому что оно связано). Поэтому стадия "акудим" - это стадия, когда все Сфирот друг с другом завязаны, они, безусловно, образуют единство, но не могут двигаться. Они - акудим. Их единство является, безусловно, высоким уровнем ценности. Единство является ценностью безусловной, особенно в Божественном мире и особенно в идее. Но при этом они не могут продвигаться, потому что они акудим, они настолько завязаны в единое, что они ходить не могут: ноги завязаны. И поэтому, чтобы двигаться, эти Сфирот переходят из стадии акудим в стадию некудим. Перейдя в стадию некудим (слово "некудим" буквально означает "точечные"), они могут прекрасно двигаться, каждая совершенно независимо от остальных. Они были акудим, их развязали, теперь они могут двигаться. Т.е. первый уровень это, акудим, он есть, но никак не развивается. Чтобы мир мог развиваться, нужно Сфирот перевести из акудим в некудим. В мире некудим каждая Сфира идет последовательно, независимо от других: сначала высшая, потом более средняя, потом низшая. По старшинству они градуированы. Но каждая с другими не связана, а поэтому каждая ощущает себя абсолютно независимой. И не просто независимой, а центром мира. Таким образом, разница между тремя мирами, о которых пишет Ари, такова: в мире Акудим 10 светов были сведены и связаны только в одном кли. Поэтому в мире Некудим в его голове уже проявилась личная мера суждения. Мир некудим распространяется от пупа и ниже до конечностей т.е. ощущает себя не просто центром мира, а стремится вобрать в себя как можно больше Божественного света. Из-за того что каждая из Сфирот пытается вобрать в себя больше, чем позволяет ее емкость, естественно, происходит процесс разбиения. Она лопается, она пытается съесть слишком много, после чего она лопается, и происходит "швират-келим",то есть разбиение желаний, сосудов для получения света. Слишком много было впитано Божественного света. Сфирот хотят абсолютизировать себя, а ведь уже произошел цимцум, и из-за этого цимцума они бесконечно съесть не могут, ведь они ограничены, поэтому они разбиваются. И беда такого мира не в том, что Божественный свет не совершенен , а от того, что каждая Сфира в нем отделена от других, и отдельно взятый, каждой сфирой, ограниченный мир подвержен разбиению. В этой отдельно взятой сфире, не хватает места, для безграничного и совершенного мира, и разбиваясь сфира умирает, и созданный ею мир умирает.

Как это спроецировать на наше состояние, этот мир рушится, но это не конец, если принять допущение, что весь окружающий мир находится в нашей голове, что мешает сделать ещё один шаг вперёд и примириться с чуть более смелым предположением - что, если голова эта не наша, а чужая? Что вместилище мироздания - некое великое, всеобъемлющее божественное сознание. Тут вполне может сказываться присущая человеку гордыня: собственным эгоизмом он согласен поступиться, только если таким образом приобщится к чему-то невыразимо более могучему, прекрасному и величественному, чем он сам, такой маленький и одинокий в своем воображении, что вместилище это - заполненное нестерпимо ярким светом безграничное сознание Творца.

Когда мы осознаем, что наши мысли и чувства не просто наши, а являются частью синхронизированной паутины жизни, мы больше никогда не будем считать себя отделенными от других. Человечество в целом будет рассматриваться как форма организма, окружающего поверхность Земли и взаимодействующего с планетами, астероидами, кометами, Солнцем и самой Галактикой самым наиболее выгодным для себя образом. Возникнут странные вопросы: где начинается свободная воля и где она кончается, поскольку могут существовать силы воли, шире, чем наша, которые двигают нас по заранее намеченному курсу, на который мы согласились в более высоком смысле, курсу, сейчас достигшему поворотного пункта.

Ведь сфирот, как и наше частное сознание, являются келим по отношению к Божественному свету. Божественный свет - это то, что в Сфирот содержится. А сами они - келим, т.е. сосуды для того, что в них содержится, для Божественного света. Каждая из них обладает своим цветом, и окрашивает свой Божественный свет в один из частей спектра. Светофильтры - не просто светофильтры, а именно сосуд со светом. Он как бы поглощает Божественный свет, а выдает цвет определенного оттенка. Один - милосердие, другой - суд, третий - равновесие, четвертый - реализацию и т.д. Каждая Сфира выдает мудрость или волю, каждая Сфира из Божественного света выделяет собственный цвет этого света. Они активны, свет пассивен по отношению к ним. Они келим, но в то же время они активны. Они пытаются в себя впитать как можно больше Божественного света, и происходит швират-келим, т.е. сосуд разбивается, то мир становится "Олам-том", буквально мир хаоса. Что является причиной возникновения мира хаоса? То, что мир был некудим, т.е. каждая Сфира чувствовала себя независимой, отдельной, пыталась реализоваться по максимуму, не обращая внимания на всех остальных. То, что она пыталась реализоваться по максимуму, не обращая внимания на всех остальных, приводит ее к собственному слому. Потому что, будучи ограниченной, она не может в себя вобрать много, а пытается.

Продолжая дальше, вспомним, первая стадия, создания мира, была акудим, затем - некудим, дальше - врудим. Мир акудим не может двигаться, некудим двигаться может, зато не может вобрать слишком много и разбивается, потому что весь состоит из точек. А вот дальше переходим на уровень мира врудим, когда Сфирот, включенные в него, составляют не точки, а структуру. Т.е. они теперь расположены не вертикально, по старшинству, а расположены они подобно схеме, которая называется "эц-хаим" ("дерево жизни"), и она - классическая схема, как рисуют Сфирот в любой книжке. В этой структуре важно то, что в ней есть правая линия, есть левая линия, есть средняя линия, есть равновесие структуры. 3десь каждая из Сфирот не существует независимо, а связана с другими Сфирот тем, что каждая из них (описание связи одних Сфирот с другими в Каббале очень напоминает описание в химии ковалентной связи) забирает себе кусочек из другой Сфиры. Т.о. каждая из них имеет близкую окрестность, в которой есть представительство других Сфирот, через которую она с ними завязана «И окрест Его великое великолепие...». Т.е. каждая из Сфирот немножко проникает в другие. Некая диффузия происходит из внешней оболочки Сфиры в другие Сфиры, соседние. После этого в каждой из Сфирот есть не только она, а кусочки из другой, при доминантной, конечно, роли первой Сфиры. Доминантной, но не абсолютной. Поскольку теперь у нее доминантная роль, но не абсолютная, а есть также учет других параметров, то она с ними уравновешивается и связывается. И теперь уже Сфирот существуют не каждая сама по себе, а все в виде единой структуры. Это и есть состояние Врудим. Они разломались, а дальше их чинят, склеивая нужным образом.

А кто же их чинит? Ответ - чиним мы. Чиним мы, как нашим познанием, так и нашим действием: и физическим, и духовным, и всяким прочим. И вот это, конечно, уже типичный аспект не теории, а практики. Т.е. человек вмешивается в высшие миры, своего "Я", правильно их склеивая. Что же происходило в некудим, это не значит , что там отсутствовали три линии, нет они там были, только мы судили о миропорядке от своего имени, в зависимости в какую сторону направлялись, и право это было абсолютное право, а лево - абсолютное лево. Но мы ведь это и так знаем, что судим, в сущности, сами себе. Поэтому, в принципе, мы могли бы и молчать. Но в нашей природе, заложенной Творцом, существует потребность восполниться до ощущения целого, полного объема мироздания, и эта потребность в нас с детства, и мы так привык к ней, что она никогда не заставляла нас задуматься, о новом мире, мире полного совершенства, восполненного до краев абсолютным светом Творца.

Нам кажется, что незачем мечтать, о новом мире, абсолюта быть не может, но вместе с тем, в настоящем мире каждый шаг дается ценой невероятных усилий и обжигающей боли. И пусть, те времена единства (акудим) ушли безвозвратно. Тот волшебный, прекрасный мир умер. Его больше нет. И не надо скулить по нему всю оставшуюся жизнь. Надо плюнуть на его могилу и не оборачиваться никогда больше назад. Надо исправлять настоящее, что бы не вернуться в прошлое, надо идти в будущее.

Вернем к интерпретации каббалой мира грядущего, врудим - буквальный перевод "крапчатый", т.е. когда не отдельные маленькие пятнышки, а как бы общая сеть, т.е. они не отдельными пятнышками идут по коже, а в некую сеть расположены. Что здесь самое существенное? Эта идея развертывается в истории. Ее можно совершенно разным образом спроецировать на историю. Например, можно спроецировать так. Швират-келим - это когда Адам сорвал плод с дерева познания. Это будет одна интерпретация, тоже вполне правильная, а можно интерпретировать так, что Божественные миры разбились еще до Сотворения мира, что начальная стадия предсуществовала до Творения. Так можно тоже интерпретировать, но в принципе, поскольку это начальная схема до Творения, то она интерпретируется в самые разные моменты истории. Кстати, можно, например, интерпретировать так: что первый человек Адам ришон сломал (согрешил), сделав швират-келим, а потом мы чаще всего это чиним. Это будет другая интерпретация.

Сотворение мира - это уже когда сфирот были отдельно. Иначе мир не мог твориться, не мог двигаться. Конечно, и акудим, и некудим, и врудим были еще до Сотворения мира, потому что до Сотворения мира есть вся схема, по которой мир потом раскручивается. Ведь мир реализует тот начальный потенциал, который был создан до его начала. В этом плане вся структура, включая исправление, была создана изначально. Развернула себя изначально, а потом реализовалась на другом уровне. Но, проецируя на наш уровень, можно вполне считать, что Адам ришон - это разбиение. Эта структура динамически развертывается постоянно на своем уровне. На своем уровне она развертывается у каждого человека.

Рассмотрим типичный пример. Из этой схемы следует, что как только какая-нибудь Сфира, она же на простом языке правильная идея, начинает абсолютно доминировать, то она ломает весь мир вокруг себя. Явление, хорошо знакомое нам ежедневно. Как только какая-нибудь правильная идея - не неправильная, неправильным идеям не под силу такие вещи - как только какая-нибудь правильная, и хорошая, и замечательная идея начинает доминировать, не обращая внимания на все вокруг, она ломает мир вокруг себя. Рассмотрим типичные примеры, начав с примеров отрицательных. Например, идея социального равенства. Очень правильная и хорошая идея. А там идея социальной защищенности. Между прочим, в раю, исходно, никаких, конечно, нет богатых-бедных, все общее. Как только эта идея, вполне правильная и хорошая, начинает доминировать, она, естественно, приводит к коммунизму, со всеми его ужасами и катастрофами.
Какая хорошая и правильная идея - мир. Мир - это идеал иудаизма, более того, мир - это мессианский идеал, придет освободитель, в каббале это Машиах-Свет знания, постижения, котрый освобождает. Безусловно, одно из главных свойств Машиаха - это то, что он перекует мечи на орала и не будут больше воевать. Итак, эта замечательная идея мира, как только она движется, не обращая ни на что внимания, приводит к катастрофе. То же самое, с идеей Эрец-Исраэль. Если идея Эрец-Исраэль будет доминировать до такой степени, что она не будет обращать внимания ни на что, она приводит мир к развалу. Потому что ни один сосуд, ни одно кли, ни одна Сфира, самая хорошая и самая правильная, не может в себя вобрать весь Божественный свет.

Искусство состоит в том, чтобы разные Сфирот уравновешивались в системе. Просто уже понятно, что процесс швират-келим(разбиение приготовленного места для получения благ) происходит вокруг нас постоянно, и более того, не какая-нибудь там мелочовка ломается, а самая что ни на есть хорошая идея. И разломается непременно. Какая бы ни была правильная и хорошая идея, она ограничена ввиду исходного цимцума. А будучи ограниченной, она не может вобрать в себя жизнь целиком.

И поэтому в этих вопросах нужна не золотая серединка, и не взаимные уступки, и не компромисс, а интеграция. Таков путь мудрости - постигать идеи одну за другой, до тех пор, пока в конце они не соединятся воедино в свете совершенного знания, ради которого потребовались все введения и предпосылки. И исходя из этого можно постич, насколько важны поступки человека! Ведь именно они служат причиной раскрытия единства - центральной идеи Творения. В силах человека приблизить или отдалить достижение цели творения! И это превращает любой отдельный поступок «частного лица» в деяние общемирового значения - всеобщее исправление

Это как бы существует сознание индивидуума - и это вход, доступ к безграничному сознанию творца, и его беспрестанно атакуют какие-то чудовищные желания, из мира хаоса, еще не познанного, и индивидуум в одиночку сдерживает натиск, и если не выдержит, не уравновесит эти желания, согласно общей цели, заключенной в единстве всего сотворенного, то они распространятся во всех сознаниях, так что роль «частного лица», это деяние мирового масштаба. И единство, может открыться нам и проясниться во всей полноте. И недостаточно того, что оно прояснится нам само, а обязаны мы обратить сердце к знанию этому, дабы укоренилось оно там прочно, без всяких оговорок. И это именно то, что заповедал нам Моисей от имени Всемогущего: (Дварим 4:39)

И уста самого Всевышнего свидетельствуют и провозглашают, что все собранное по крупицам из всех круговоротов событий, происходящих по воле Всевышнего в мире, - все это раскрытие Его абсолютного единства.

Main page Contacts Search Contacts Search