Структура мифа

Структура мифаДля первобытного человека мифология являлась объективной действительностью. Такой же, как для нас, ощущение дня и ночи. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это, что ночь это на самом деле ночь, а день это день. Ощущение дня и ночи кажется нам свойством самих вещей, попросту природным явлением. Это еще и потому, что мы не ощущаем автора, создателя этих явлений. И мифы - как раз являются анонимными произведениями, если точнее, то они являлись сознанием, древнего человека, его состоянием, которое для него было ощущением окружающего мира.

Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно. То есть в первобытные времена человечество находилось в родстве душ, в понимании, не нуждающимся в словах; состояние, представляющее собой форму взаимозависимости, вплоть до слияния, в которой теряется индивидуальность. Это состояние когда все растворено друг в друге, то есть единое целое или мир бесконечности, и вот из этого единства произошло отделение самостоятельного желания получить, познать то есть появляется индивидуальность. Это можно выразить как образование самостоятельного желания получить, это материал творения, из которого появляется некто индивидуализированный, или попросту личность.

До этого мифологические представления носили в основном коллективный характер и входили в сознание практически каждого члена первобытного коллектива. Мифология – это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания еще не различены и не обособлены друг от друга.

 

Мифологическое сознание первобытного мира включает в себя все восприятие жизни древнего социума, в котором все еще слито, не отделено друг от друга то, что впоследствии стало разными формами восприятия, – философия, обыденное сознание, религия, мораль, наука, искусство. Отделение произошло в следствии развития человека как независимой личности, причем этот процесс не носит массовый характер а начинается с развитием личного желания познать, то есть с развитием эго, сказано: кто эгоистичней тот больше своего товарища.

Ведь эволюция подразумевает возникновение независимого желания у человека уподобиться первичному состоянию единства и гармоничной взаимосвязи со всеми индивидуальными частями, не теряя свою уникальность личности. Ведь именно своим неповторимым богатством жизненного опыта он привносит в целостность творения дополнительное изобилие красок и ощущений, сливаясь своим ощущением с ощущением остальных, таких же уникальных созданий . То есть сливаясь в одно где нет различия, а есть ощущение того, что Ты это другой Я.

В древних манускриптах сказано: «И видел во сне, и вот вожаки, поднимающиеся на стадо : акудим, некудим и врудим ...» Еще сказано: «...так как видел я все, что делает тебе Лаван.» В этом отрывке указано на все те свойства, о которых мы здесь говорим. Так Лаван означает «ловэн элион - высшая белизна», который предваряет все это нисхождение, и из него исходят все эти качества: акудим, некудим, врудим - для нужд мира Ацилут. И тогда он зовется Яков. Мир Ацилут - это личное частное управление, там "Сам Творец вершит всем, и всё, что в нём происходит - это непосредственно Его действия". Поэтому мир Ацилут является свойством самого света (ор), безо всякого совершенно участия в этом творений. Начало этому - акудим, т.к. это света, выходящие из (пэ) рта Адам Кадмон, вначале было слово, сопровождающееся выдохом воздуха (авир). И этими светами началось проявление воплощения желаний (келим), чтобы быть 10 светами: пними - внутренние света, это та, структура и процессы, которые описывает каббала, постоянно происходят в нутри нас. И макиф - окружающие света, т.е. те, что что находятся в не нас, и пропустив их через осознание, мы можем воспринимать в воспринятое ранее, как бы окружающие света становятся нашим внутренним качеством. И внутренние и окружающии , связанные, и соединенные в одно желание (кли), по этой причине называются акудим. Как сказано: «И принес в жертву Ицхака...», т.е. связал его.

Не мир вне человека, а мир в восприятии непосредственно человеком стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать об образе, это то что находится в не нас, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз - образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния.

Мифологическое мышление - мышление коллективное, родовое. В нем закреплены исходные, родовые отношения людей друг к другу, когда каждый из них не мыслил себя вне рода, сам являлся скорее родовым существом, а не индивидуальным. С другой стороны, и род мыслился не как множество людей, а как большое индивидуальное существо.

И так, первая стадия это мышление родовое, коллективное - это акудим. Слово "акудим" означает связанные, завязанные ("лаакод" - связать; например, животное, если его - стреножить, то оно не может идти, потому что оно связано). Поэтому стадия "акудим" - это стадия, когда все Сфирот друг с другом завязаны, они, безусловно, образуют единство, но не могут двигаться. Они - акудим. Их единство является, безусловно, высоким уровнем ценности. Единство является ценностью безусловной, особенно в Божественном мире и особенно в идее. Но при этом они не могут продвигаться, потому что они акудим, они настолько завязаны в единое, что они ходить не могут: ноги завязаны.

Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Отделившись, эти формы в отдельные и независимые, они стали являться своего рода одиночками, которые и стали разрушителями мифологического целостного сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые уединялись, чтобы уйти из-под власти коллективного сознания и изобразить в каком-нибудь потаенном месте свое, а не общепринятое, видение мира, свое собственное сознание.

То есть вторая стадия, освобождает мышление от стереотипов навязанных социумом, что дает возможность движению, языком каббалы эти Сфирот переходят из стадии акудим в стадию некудим. Перейдя в стадию некудим (слово "некудим" буквально означает "точечные"), они могут прекрасно двигаться, каждая совершенно независимо от остальных. Они были акудим, их развязали, теперь они могут двигаться. Т.е. первый уровень это, акудим, он есть, но никак не развивается. Чтобы мир мог развиваться, нужно Сфирот перевести из акудим в некудим. В мире некудим каждая Сфира идет последовательно, независимо от других: сначала высшая, потом более средняя, потом низшая. По старшинству они градуированы. Но каждая с другими не связана, а поэтому каждая ощущает себя абсолютно независимой. И не просто независимой, а центром мира. Таким образом, разница между тремя мирами, о которых пишет Ари, такова: в мире Акудим 10 светов были сведены и связаны только в одном кли. Поэтому в мире Некудим в его голове уже проявилась личная мера суждения. Мир некудим распространяется от пупа и ниже до конечностей т.е. ощущает себя не просто центром мира, а стремится, желает вобрать в себя как можно больше Божественного света. Из-за того что каждая из Сфирот пытается вобрать в себя больше, чем позволяет ее емкость, естественно, происходит процесс разбиения. Она лопается, она пытается съесть слишком много, после чего она лопается, и происходит "швират-келим",то есть разбиение этого желания, сосуда для получения света. Слишком много было впитано Божественного света. Сфирот хотят абсолютизировать себя, а ведь уже произошел цимцум, и из-за этого цимцума они бесконечно съесть не могут, ведь они ограничены, поэтому они разбиваются. И беда такого мира не в том, что Божественный свет не совершенен , а от того, что каждая Сфира в нем отделена от других, и отдельно взятый, каждой сфирой, ограниченный мир подвержен разбиению. В этой отдельно взятой сфире, не хватает места, для безграничного и совершенного мира, и разбиваясь сфира умирает, и созданный ею мир умирает.

Мифология - это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил помимо мифов. Он находил их в практической деятельности. Иначе, он бы просто не выжил. Древний человек понимал природу ничуть не хуже, чем мы ее понимаем сегодня. Процесс разбиения и крушения мира созданного в разделении просто необходим, что бы осознать, что наши мысли и чувства не просто наши, а являются частью синхронизированной паутины жизни, мы больше никогда не будем считать себя отделенными от других. Человечество в целом будет рассматриваться как форма организма, окружающего поверхность Земли и взаимодействующего с планетами, астероидами, кометами, Солнцем и самой Галактикой самым наиболее выгодным для себя образом.
Мифология играла роль идеологии первобытного общества, в каком то смысле "социального клея". Идеологическое сознание - такое сознание, когда идеи или фантазии становятся реальностью для человека. Руководствуясь какими-то идеями или принципами, человек может действовать вопреки обстоятельствам, которые считает менее реальными или существенными, чем порождения своего же сознания. Мы знаем о влиянии среды обитания, в данном случае это влияние образов, порожденных сознанием.
Мифологические образы служили представлениями о качествах или поступках, которые в иной форме нельзя себе представить. Попробуйте представить необходимость исполнения долга. А если вы знаете мифы о Геракле или об Илье Муромце, если вы их понимаете и верите им, то у вас уже готово представление о долге как высшей доблести мужчины. Попробуйте представить себе возмездие, которое ждет всякого, кто совершит преступление против общественного порядка. Можно представить возмездие в виде тюрьмы или эшафота. Хотя все это частности, и преступник всегда надеется их избежать. Но есть образ Немезиды - богини возмездия, от которой невозможно спрятаться, поскольку она находится в сознании самого преступника. Немезида и идея возмездия будет жива, пока жив преступник. Боги мифологии есть олицетворение определенных качеств, будь то суда или милосердия. Кажется, что идеи нельзя видеть, потому что они есть порождение самого сознания. Но если идеи становятся образами, то их уже можно видеть и они оказывают существенное влияние на становление общественного сознания.

Продолжая дальше, вспомним, первая стадия, создания мира, была акудим, затем - некудим, дальше - врудим. Мир акудим не может двигаться, некудим двигаться может, зато не может вобрать слишком много и разбивается, потому что весь состоит из точек. А вот дальше переходим на уровень мира врудим, когда Сфирот, включенные в него, составляют не точки, а структуру. Т.е. они теперь расположены не вертикально, по старшинству, а расположены они подобно схеме, которая называется "дерево жизни", и она - классическая схема, как рисуют Сфирот в любой книжке. В этой структуре важно то, что в ней есть правая линия, есть левая линия, есть средняя линия, есть равновесие структуры. 3десь каждая из Сфирот не существует независимо, а связана с другими Сфирот тем, что каждая из них (описание связи одних Сфирот с другими в Каббале очень напоминает описание в химии ковалентной связи) забирает себе кусочек из другой Сфиры. Т.о. каждая из них имеет близкую окрестность, в которой есть представительство других Сфирот, через которую она с ними завязана. Т.е. каждая из Сфирот немножко проникает в другие. Некая диффузия происходит из внешней оболочки Сфиры в другие Сфиры, соседние. После этого в каждой из Сфирот есть не только она, а кусочки из другой, при доминантной, конечно, роли первой Сфиры. Доминантной, но не абсолютной. Поскольку теперь у нее доминантная роль, но не абсолютная, а есть также учет других параметров, то она с ними уравновешивается и связывается. И теперь уже Сфирот существуют не каждая сама по себе, а все в виде единой структуры. Это и есть состояние Врудим. Они разломались, а дальше их чинят, склеивая этим мифическим социальным клеем нужным образом. И чиним их мы.

Чиним мы, как нашим познанием, так и нашим действием: и физическим, и духовным, и всяким прочим. И вот это, конечно, уже типичный аспект не теории, а практики. Т.е. человек вмешивается в высшие миры, своего "Я", правильно их склеивая, и соединяя с остальными. Таким образом теперь он становится непосредственно сам творцом единого и неделимого мира. И в этом есть большая разница, между единым миром древних, в котором они существовали изначально без собственного выбора, и миром единства после разбиения, который воссоединим собственными усилиями и своей волей.

Видео: Индивидуалист

Main page Contacts Search Contacts Search