Школьное образования в том виде, в котором оно есть - Воспитание

П.Позвонков
Г.Протасова

Энциклопедия, разъясняя понятие «Воспитание», считает достаточным заявить:
«Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связана с образованием и обучением…»
Четко и убедительно, но не делает различия от других процессов в человеческом обществе, как-то: процессы управления, процессы экономического развития и т.д.
И нужна историческая ретроспектива, чтобы увидеть какую роль в действительности играл процесс воспитания всю историю человечества и понять, во что это перерастет в будущем.
Появившийся в жестком окружении гоминид – вид «Homo Sapiens», мало чем отличался от них. Зато относительно внутренних возможностей вовсе мог считаться дефектной мутацией. Любой из троглодит был совершенной биомашиной с программой на всю жизнь. Их детеныши росли быстро физически и слегка скорректированные стадным влиянием вступали в очередь поколений. Новички же – наши предки - рождали детенышей с «открытой» программой, которая наполнялась обучением и зависела от опыта взрослых и их способности передавать этот опыт. Мы знаем, что противостояние выиграли наши предки. Это был особый путь независимости от природы, позволяющий формировать особую среду – «искусственную природу». Это и обеспечило победу. Даже из очень краткой справки можно понять, что детеныши человека появляются на свет с телами животного и с потенцией к развитию через обучение. Но если он не попадает в руки своих сородичей, то Маугли из него не получится. Человеческий ребенок, но не человек. Тигренок, вскормленный собакой, вырастает в тигра. Человеческие детеныши, оказавшиеся не в своей среде, так называемые «Каспар Хаузеры» становятся никем - ни животное, ни человек. Они копируют движения тех животных, с которыми обитали, но не способны преуспеть из-за явного несоответствия тела необходимым функциям того вида животных. Вернуть их в родную среду тоже не удавалось. Был сделан вывод, что именно в раннем возрасте закладывается основа человеческого образа жизни, и делается это самыми близкими родственниками, в первую очередь матерью, и только потом отцом и всеми остальными.
Итак, мы знаем, что человечество с первых дней своего возникновения занимается проблемой воспитания по причине природы своей. Человеческий детеныш в отличие от других млекопитающих не становиться представителем своего вида по рождению. Он становиться человеком только в общении с себе подобными. Отсюда уже понятно – нет воспитания, нет человека! Таким образом, сохранение рода основано на воспитании, а развитие зависит от воспитания. Нельзя сказать, что в обществе, как ранее, так и сейчас не уделялось этой проблеме внимание. Есть даже научные организации, занимающиеся этими вопросами.
Почему же тогда известные факты не выводили исследователей на кардинальную важность воспитания как основы сохранения рода человеческого? Причина заключается в следующем:

1. Природная программа предусмотрела человечеству в начальном периоде защитный предохранитель в виде мощного инстинкта материнства, возложив на мать основные функции по воспитанию. Физиологического воспитания вполне хватало.
2. Возникающие вследствие исторического развития классовые общества не были заинтересованы в развитии всех в равной мере.
3. Внутри любого классового общества между индивидами не было интереса усиливать конкурента – противника.
И нигде не связывается наша социальная зависимость от воспитания с будущим человечества по причине нечеткого видения будущего.

Можем ли мы, наконец, осознать серьезность поднятой темы? Да! Если будем чувствовать, что будущее, каким оно будет, если будет, зависит от следующих за нами поколений. Все, что можно сделать плохого, мы уже сделали, красная черта перед нами. Следует задать себе вопрос по теме: «Нас плохо воспитывали? Кто все это сделал: загрязнил реки, воздух, землю?» Но мы не можем сказать, что у нас были плохие родители и плохо нас воспитали, и что у нас была плохая окружающая среда. Мы просто выполняли природную программу бессознательно.
30-тысячелетнее освоение и закрепление своих общественных возможностей, «человек разумный» увенчал первой социальной формой: первобытнообщинным коммунизмом. Эти сообщества в основном состояли из родственников, и хозяйство их ограничивалось деревней из нескольких хижин. Основной промысел - собирательство, но благополучие рода зависело от охоты. Окружающий мир был огромен, загадочен и пугал. Выживали с трудом, и нужда сплачивала, пожалуй, больше, чем родственные узы. Забота о каждом члене рода, будь то младенец или старик, были не обязанностью по принуждению, а искренним проявлением, хотя и не без корысти. Об этом говорят дошедшие до нас мифы и легенды, и даже факты. Например: жертвование своих жизней чукотскими и эвенскими стариками в голодные годы ради молодого поколения рода.

Но ничто не стоит на месте, и тенденция к расширению влияния сталкивала и соединяла роды в племена. В результате ослаблялось родственное влияние, но «облегчалось» существование. Теперь меньше беспокоили «Лесные и Горные Духи» - больше люди. Назревала необходимость организации общества по-другому, и это, видимо, удалось тем, кто согласился быть в подчинении одаренных предводителей, использующих лучшие достижения каменных технологий. Не так просто было освободиться от старых родовых связей и привычек, приобрести новые, основанные на подчиненности и здоровом соперничестве. Потому-то археологические данные фиксируют культурные проявления городищ около 6700г. до н.э., а первый шумерский город Урук появился в 3700г. до н.э.
История Вавилонской башни началась в г.Уруке. Там был первый Зиккурат, но не в этом дело. Дело в том, что это история донесла до нас в иносказательной форме суть происходящих тогда общественных процессов. Это был первый формационный кризис смены первобытнообщинного строя на рабовладельческий. Именно тогда окончательно включилась программа развития общества на основах индивидуальной конкурентности и порабощения одного другим и всех - государственными образованиями в лице выдвинувшейся элиты. Программа успешно работала до нашего времени, корректируясь дважды формационными перепадами - когда рухнул рабовладельческий Рим, и когда буржуазные революции смели феодальную аристократию. Все это время усиленно развивалась техника на базе сознания, расширяющегося в сторону индивидуальной свободы. Чем больше свободы обретал индивид, тем больше технически прогрессировало общество. Забылись уже давно великие достижения шумер, да и они сами. И никто с дрожью не вспоминал о давних днях, когда люди:
«…еще не знали хлеба, пищи,
не знали еще одежды,
как овцы зубами срывали траву,
воду пили из ям в земле» (Глиняные таблички Шумера).
Капиталистический уклад жизни привел к рассвету человеческой мысли, выразившейся грандиозными достижениями в науке, технике, искусстве. Развитие достигло апогея в 20 веке. Все заговорили о силе человеческого созидания, и назвали эту историческую эпоху научно-технической революцией. Вот с этого момента и началось что-то непредвиденное. Технический прогресс обещал светлое будущее человечеству: меньше работы, больше отдыха и развлечений. Ожидалось общее повышение культуры и благосостояния, вместо этого женщины расхотели рожать детей, а родившихся стали бросать, и даже убивать. Мораль пала до аморальности на общественном уровне. Трудиться стали еще больше.
А «красиво жить не запретишь» оказалось лозунгом не для всех. Окружающий нас искусственный мир городов стал превращаться в мусорную свалку. И кто-то собрался вернуться в пещеры. И вдруг, приунывший передовик науки, физика через свое высшее достижение последних лет – квантовую теорию, объявила, что человечество неправильно видит мир… и вообще мы «как рыба в воде, плаваем в Б-ге. А тут и вовсе разразился финансовый, экономический, политический, экологический, короче системный кризис с окраской всемирного недоверия из-за всеобщей глобализации. Мир превратился в одну большую деревню на подобие той, с которой мы начали описание, с той лишь разницей, что уйти некуда. Стоит обратить внимание, что смена всех формаций происходила на пике своего развития, после которого наступал кризис (как траектория полета снаряда).
Кризисы были и раньше. Но этот кризис необычный, связан с глобализацией общества. Он говорит не только о необходимости сменить в очередной раз ценности в сторону свободы, но и о том, что программа, построенная на конкуренции, исчерпала себя. Почему этот кризис и смертельно опасен - необходим переход на сознательное программирование будущего, а наше сознание находиться на прежнем уровне. Надо понять, что общество, бережно сохраняя свои природные автоматизмы, базируясь даже на них, будет вынуждено формировать свои действия в сторону будущего на основании законов природы человеческой сути, в которой Творец и Творение находятся в тесном взаимодействии. Чтобы эту программу увидеть нам необходимо оттолкнуться от обобщенных представлений. Мы имеем аксиому: человек – «продукт» социума. Из нее вытекают следующие следствия:

1.Производственной базой этого «продукта» является искусственная среда.
2.Род репродуцируется через воспитание
И эти два следствия тесно связаны друг с другом, буквально не существуют одно без другого. До настоящего времени схема работала хорошо, что подтверждает неуклонное увеличение населения на земле и растущий комфорт. Почему сейчас это начинает беспокоить?
Теперь можно по-новому взглянуть на то место, где заканчивается старая программа и начинается новая, чтобы понять: аксиома и два его следствия сохраняются, а значимость воспитания выходит на передний план и становится главенствующим фактором. Как пример, если какой-то процесс управления не способствует воспитанию общества, то он устраняется.
Итак, мы имеем кризис по всем признакам формационный. Нам нужна другая свобода существования, даже знаем какая - мы ее неудачно опробовали на так называемом социалистическом лагере, и знаем причину неудачи. Даже очень красивые и правильные идеи, не принятые в «сердце», т.е. без желания ими руководствоваться, результата не дают. Человек живет желаниями, а потом только измышлениями, и на данный момент это есть главная проблема. Жить по-старому мы уже не можем, а по-новому толком не знаем как. Манипулировать предметами в технологических процессах дело давно привычное, но воздействовать на себя, менять на другой знак свои желания – это из области фантастики. Патовая ситуация, осложненная тем, что «большинство» по инерции остается в старых представлениях. Итак, мы стоим в исходной позиции включения новой программы. Идеологически общество можно представить в виде трех слоев осветляемого раствора. Первый – самый светлый слой – это люди с окончательно оформившемся желанием к духовному развитию, занимающиеся самовоспитанием, но они нуждаются в методике воздействия на себя для прохождения в «духовные миры». Это человеческий материал будущего и сейчас может рассматриваться как показатель возможного роста.
Третий слой составляет «большинство», и их желания не претендуют на высокую «духовность» и пойдут за всеми, кто обеспечит им нормальное существование и возможность какого-то роста.

Второй слой – самый проблематичный и самый важный. Это так называемая интеллигенция всех разрядов и мастей. Они являются носителями рыночного мировоззрения, они идеологически поддерживают прежнюю программу, основанную на эгоизме. Поэтому в предвоспитательный период, назовем его периодом просвещения, среди них и должна быть произведена основная работа. Несмотря на их консервативность взглядов, в них заложена потенциально потребность в смене мировоззрения. А так как духовные корни имеют свое представительство во всех проявлениях культуры, то через вскрытие этих корней в доступной для интеллигенции форме (их языком), можно помочь им развить свое мировоззрение в сторону духовного и получить проводники для передачи этих знаний в третий слой.
Схема умышленно утрирована из-за сложности представлений, но мы должны параллельно помнить, что мы живем в особенное время, и любые общественные процессы могут иметь повсеместное ускорение. Собственно вопросы воспитания будущих поколений могут спокойно разрабатываться только после того, как нормально закончится просветительский период. Мы живем в смутное время, но, тем не менее, смута не в экономике, а в наших головах. И пока мы не осознаем это, новая программа не заработает.

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search