Школьное образования в том виде, в котором оно есть - Воспитание – общее понятие

Воспитание, в принципе, является процессом включения программы внутреннего роста (не только физиологического) в ребенке всей той наработанной в прошлых жизнях потенции (памяти) через «трехмоментное предметное действие», описанное И.А. Соколянским и А.И.Мещеряковым.
В чистом виде воспитание существует от момента рождения до четырех лет. Это контакт в основном с матерью и другими близкими родственниками. Но уже от 4 до 7 лет ребенок, находясь в детсаду, охвачен образовательным процессом подготовки к школе. Тесная связь воспитания с образованием начинает проявляться, когда семейное влияние начинает уступать общественному. Школа дает образование по элементарным видам знания, учит мыслить, приучает к общественному поведению. Все большее значение в это период приобретает обучение совместному действию с особо тонким моментом полового поведения. Школа доводит «воспитание-образование» до 18 лет, после чего молодой человек должен получать профессию. Это тоже «воспитание-образование», только практическое. Обществу нужны сменщики по всем родам деятельности, потому что уходит поколение и ему необходимо замещение. Человек с 18 лет уже способен самостоятельно выполнять работу, изготавливать продукцию и, самое важное, находиться в сотрудничестве. Общество нуждается в людях с большей теоретической подготовкой, потому что нужны руководители технологических процессов – инженеры, нужны ученые, обеспечивающие технологический прогресс, а также ученые, которые вырабатывают новые знания. Поэтому образование продолжается с 18 до 23 в вузах для тех, кто способен, т.е. чувствует в себе желание большей учености. К 23 годам линия воспитания - образования заканчивается и, хотя есть еще период молодого специалиста, когда он учиться работать в коллективе по типу, как рабочий учиться работать в цеху - этот срок окончательный. Таким образом, очевидный процесс воспитания заканчивается к 23 -25 годам. Человек воспитан, образован, имеет специальность, готов взять на себя бремя цикла «воспитание-образование» для нового поколения детей. Считалось, что дальнейшее образование и обретение дополнительных навыков было нерациональным, и только по собственной инициативе для себя кто-то получал второй диплом или увлеченно занимался чем-то. Так было. 
Мы описали воспитательный процесс, как он существует в настоящее время и все, что наработано предыдущими поколениями для формирования личности, активно действующей в социуме, не отменяется. Все наработки выдающихся педагогов (И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Ж..Пиаже, А.С.Макаренко, Л.С.Выгодского, а также наших современников И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова, которые практически доказали на слепоглухонемых детях, что из себя представляет человек, и других), остаются востребованными, как и раньше. Меняется только идейное направление и усиливается цель. Это новый ростовой всплеск культуры за счет духовного резерва, который всегда находился рядом, но не мог быть использован. Теперь процесс внутреннего роста человечества удлиняет образование, т.к. духовный рост предполагает совершенствование человека в течение всей его жизни, и не только для своего индивидуального роста. Каждый повзрослевший член общества становиться «воспитателем» для подрастающих, «воспитателем» не по профессии, а по социальной обязанности. Основная задача будущего общества не экономика, не культура, а воспитание людей с целью выработки у них способности духовно развиваться. 
И за счет удлинения индивидуальной продолжительности жизни, количество и качество «воспитателей» будет увеличиваться, чтобы каждый уходящий из этого мира, видел грудь четвертого человека.

Заключение. 
Как уже сказано выше, мы не должны отказываться от любых опытных методик в воспитании, их нужно использовать. Поэтому необходимо поднять весь материал по воспитанию и педагогике, наработанный человечеством, трансформировать, наполнив его идеями  в новом целеполагании, опираясь на  принципы  Природы. Кроме того необходимо учесть уже наработанный каббалистический материал по воспитанию.
Опираясь на модель пирамиды , весь процесс может проходить в два этапа: снизу вверх, а потом сверху вниз. 
Схема снизу вверх:
1. Сбор материала
2. Систематизация по возрастным группам, по направлениям и т д.
3. Анализ, т.е. выявление важных моментов из всех классификаций и направлений
4. Синтез, т.е. соединение в единую картину выявленных важных моментов  
5. «Имя» или принцип рассматриваемого явления
Проработав таким образом материал, имея новую концепцию воспитания, можно приступать к разработке воспитательного и педагогического материала, пользуясь той же схемой модели пирамиды.
Схема сверху вниз:
1. Новые основы или принципы воспитания 
2. Инструктивный материал
3. Методические пособия и руководства
4. Учебный материал, обогащенный новыми представлениями о мире. 
5. Хрестоматийный материал и различные практические пособия 
Это громадный труд, который посилен только большему коллективу специалистов, которые сами должны быть в ощущении законов природы . И если учесть скорость, с какой меняются события, то уже сейчас нужно приступать к этой грандиозной работе, сознавая великую ответственность перед будущим поколением, на ходу учиться, переучиваться и самое главное духовно развиваться.



Приложение:
Прилагаем выдержки из статей «О воспитании» Мирры Алфассы (Мать), соратницы индийского философа Шри Ауробиндо, в которой изложены основы теории воспитания. 
Они были написаны в 1952г. специально для «Бюллетеня физического воспитания»
(«Bulletin of Phisical Education»). Мы остановили свой выбор на этих статья, как на наиболее близких к каббалистическим представлениям, которые могу послужить канвой для разработки программ по воспитанию в системе нового мировоззрения.


Из статьи «Воспитание»:
«Воспитание человека должно начинаться с момента рождения и продолжаться всю жизнь.
На самом же деле, чтобы воспитание имело наибольший эффект, начинать его надо еще до рождения; и это дело матери, которая может действовать двумя путями, во-первых, работая над собственным усовершенствованием, и, во-вторых, заботясь о ребенке, которого она формирует внутри себя физически. Несомненно, что природа ребенка до того, как он родился, во многом зависит от матери, от ее стремления и желания, а также от ее физического окружения. Часть воспитания, которая касается самой матери, предполагает, что она будет следить за тем, чтобы ее мысли были всегда возвышенными чистыми, чувства – благородными и добрыми, физическое окружение было бы по возможности гармоничным и отличалось предельной простотой. И если у нее есть к тому же сознательное и ясное желание создать ребенка в соответствии с высочайшим идеалом, на который она способна, то ребенку будут обеспечены самые благоприятные условия для того, чтобы лучше всего подготовиться к встрече с этим миром. Как много тягостных усилий и ненужных сложностей можно было бы избежать тогда!
Полное воспитание включает в себя пять основных видов воспитания, связанных с пятью основными проявлениями человека, то есть физическое, витальное (чувственное), интеллектуальное, психическое и духовное. Обычно эти разделы воспитания следуют друг за другом по мере роста человека. Однако это вовсе не означает, что они обязаны последовательно сменять друг друга; напротив, они должны не прекращаться, а дополнять друг друга в течение жизни…»

Из статьи «Физическое воспитание»
«Никакое другое человеческое сознание так не зависит от определенного метода, правила, дисциплины, схемы, как физическое. Недостаток пластичности и восприимчивости материи должен быть восполнен детальной организованностью, принятой и понятой. Но организуя ее, не стоит, однако, забывать, что все части существа взаимосвязаны и взаимозависимы. Равно как и то, что интеллектуальный или витальный (чувственный) импульс, чтобы получить физическое выражение, должен пройти через точный и конкретный процесс. Вот почему воспитание тела, если мы хотим, чтобы оно оказалось действенным, должно быть строгим и идеальным, предупредительным и методичным. Оно закрепиться в привычках: тело – существо привычек. Их необходимо контролировать и дисциплинировать, но они в то же время должны быть достаточно гибкими, чтобы приспосабливаться к внешним условиям и потребностям роста и развития существа. 
Воспитывать тело нужно начинать с самого рождения и продолжать в течение всей жизни: никогда не рано начать и никогда не поздно продолжить.
Воспитание тела включает три основных пункта: (1) контроль и дисциплину функций, (2) полное, методичное и гармоничное развитие всех частей и движений тела и, (3) при наличии недостатков и искажений, избавление от них.
Можно сказать, что с первых же дней, даже с первых часов жизни ребенок должен подчиняться первой части программы в отношении еды, сна, естественных потребностей и т.д. Если ребенок с самого начала жизни приобретет хорошие привычки, это избавит его от многих трудностей и беспокойств в течение всей его жизни. И те родители, которые постараются об этом позаботиться в течение первых лет жизни ребенка, обнаружат, что это сильно облегчит им их задачу в дальнейшем.
Естественно, физическое воспитание, если мы хотим, чтобы оно было разумным, просвещенным и действенным, подразумевает какой-то минимум знаний о человеческом теле, его структуре и функциях…»

Из статьи «Воспитание витальности»
«В деле воспитания, пожалуй, самой важной и необходимой вещью будет воспитание витальности (чувственности). В действительности, витальность человека деспотична, она в сущности – тиран. Вот почему очень важно начинать воспитание витальности ребенка как можно раньше, по сути, сразу же, как только он будет в состоянии пользоваться своими органами чувств. В этом случае можно будет избежать многих вредных привычек и исключить дурные влияния.
Воспитание витальности подразумевают два главных аспекта. Они сильно отличаются друг от друга и по конечной цели, и по исполнению. Первый – это развитие и использование чувств, второй – обучение осознанию собственного характера, постепенному овладению им и в конце концов его изменение.
Воспитание чувств, в свою очередь, тоже включает несколько аспектов; они постепенно добавляются по мере роста человека. В действительности же воспитание чувств не должно прекращаться никогда. Деятельность органов чувств может быть развита до такого совершенства и силы, что намного превзойдет привычные представления о них.
К общему воспитанию чувств и их активности можно добавить, желательно как можно раньше, обучение проницательности, развитие эстетического вкуса, способность выбирать и воспринимать все красивое и гармоничное, все простое, здоровое и чистое.
Последовательно развиваемая культура чувств может, внося ясность, мало-помалу освободить ребенка от вульгарных, заурядных и грубых влияний: такая культура будет оказывать благотворное влияние даже на характер.
Ребенка нужно учить исследовать себя, распознавать свои реакции, побуждения, причину, их вызвавшую, быть проницательным свидетелем своих желаний, своих неистовых страстных движений, инстинктов завладеть, присвоить и распоряжаться и их обратной стороны – тщеславия, которому противостоят их двойники в виде слабости, обескураженности, уныния и отчаяния. 
Очевидно, этот процесс будет иметь пользу, только в том случае, когда вместе с ростом исследовательской способности будет также расти стремление к прогрессу и совершенству. Такое стремление должно быть заложено в ребенка, как только у него появиться способность им овладеть, и, надо сказать, это возможно в гораздо более раннем возрасте, чем обычно принято считать.
Существуют разные способы для пробуждения такого стремления к преодолению и победе: для каждого случая он особый. На кого-то подействуют разумные доводы, на кого-то чувство и доброжелательность, в каком-то случае полезно воззвать к чувству собственного достоинства и к самооценке: но личный пример, демонстрируемый постоянно, остается самым действенным средством для всех.
Тогда все будет зависеть от того идеала, во имя которого мы прилагаем усилия, чтобы овладеть своим характером и изменить его. Ценность усилия и его результатов будет зависеть от ценности идеала. 

Из статьи «Интеллектуально воспитание»:
«Интеллектуальное воспитание – это самый известный и чаще всего используемый раздел воспитания. И тем не менее, за редким исключением, обычно используется далеко не все его возможности, что делает его неполным и в конечном счете малоэффективным.
И когда ребенка подвергли, посвятив этому известное количество лет, строгому курсу обучения, тренировки – что больше похоже на загружение его ума всякой всячиной, а не на действительное воспитание его – считается, что все необходимое было сделано. Но в действительности никакого воспитания не было предпринято вообще.
Настоящее же воспитание ума, то есть такое воспитание, которому под силу подготовить человека к более высокой жизни, предполагает пять существенных моментов, пять ступеней:
1. Развитие силы концентрации, способности сосредотачивать внимание.
2. Развитие способности к широкому охвату, к комплексному подходу и богатству восприятия
3. Организации представлений вокруг центральной идеи, высшего идеала или данного свыше образа, который будет руководить жизнью.
4. Контроль мышления, отказ от нежелательных мыслей, так чтобы каждый мог научиться в конечном итоге думать только о том, о чем он хочет и когда хочет.
5. Развитие тишины ума, совершенного покоя и все более полной восприимчивости тех влияний, которые приходят от более высоких сфер существа.
И тогда искусство воспитателя будет состоять в том, чтобы приучить постепенно ребенка к способности дольше поддерживать усилие внимания и к возможности все глубже и глубже погружаться в выполняемую работу.
Более всего необходимо следить, чтобы росло его понимание. Мы знаем только то, что поняли. Вещи, воспринятые на веру, механически, постепенно затуманиваются и в конце концов забываются.
Самая лучшая школа это повседневная жизнь, каждый ее момент: она наполнена разнообразными, сложными, непредвиденными опытами, проблемами, ждущими решения, ясными и точными примерами и очевидными последствиями.
Полезно каждую проблему рассматривать с разных точек зрения, чтобы избежать их частностей и ограниченности. 
Но изучение это только одна часть активности ума; другая, не менее важная, это созидательная активность, способность придавать форму и тем самым готовить к действию. Овладение этой формирующей деятельностью ума остается одним из самых важных моментов в самовоспитании: можно сказать, что без него невозможно никакое интеллектуальное мастерство. И только те, которые согласуются с общим направлением центральной идеи, вокруг которой построено интеллектуальное обобщение, могут быть допущены к возможности выразиться в действии. Это значит, что каждую мысль, проникшую в сознание ума, нужно проверять центральной идеей.
Такую интеллектуальную чистку нужно проделывать регулярно, чтобы поддерживать постоянный контроль над всеми действиями, тогда активное внешнее сознание будет соглашаться только с необходимыми мыслями, и тогда они станут более динамичными и действенными. А если в процессе интенсивной сосредоточенности понадобиться совсем перестать думать, то можно будет остановить всякое движение в уме и добиться практически полного безмолвия. В этом безмолвии можно постепенно открыться более высоким зонам ума и научиться воспринимать влияние идущие оттуда».

Из статьи «Психическое и духовное воспитание»:
«До сих пор мы касались воспитания, которое может быть дано всем детям, родившимся на земле: оно связано с чисто человеческими способностями. Но на этом нельзя останавливаться. Каждый человек скрывает в себе возможности более высокого сознания, превосходящего пределы его обычной жизни, с помощью которого он может участвовать в более возвышенной и менее ограниченной жизни. То, чего не дано знать и исполнить человеческому разуму, ведомо и выполнимо для этого сознания. Оно – подобно сияющему свету в глубинах человеческого существа, проникающему наружу сквозь толстые покровы его внешнего сознания.  
Три направления воспитания – физическое, витальное и интеллектуальное – относятся к тому, что может быть названо средствами построения личности, пробуждения индивидуальности из бесформенной подсознательной массы, превращение ее в хорошо выраженное сознающее себя целое. В психическом же воспитании мы сталкиваемся с проблемой истинного смысла жизни, с причиной нашего существования на земле, к открытию которой должна вести вся жизнь, и, как следствие этого открытия, с посвящением ее вечному принципу. Чтобы научиться сознавать присутствие своей психики, и состоит задача психического воспитания.
Духовное воспитание зависит от поставленной цели и избранного пути».

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search