Психология воспитания часть 1

Множество людей из поколения в поколение пытаются выяснить эти болезненно преследующие нас вопросы. И происходит это из поколения в поколение и говорит о том, что до сих пор мы не получили исчерпывающих ответов.
Изучая природу, вселенную, мы обнаруживаем, что все окружающее нас существует и действует в соответствии с четкими, целенаправленными законами. Глядя же на себя – как на вершину творения природы – мы обнаруживаем, что человечество существует как бы вне этой системы логических законов.


Например, видя, каким мудрым образом создала нас природа – части нашего организма, каждую живую клетку, видя четкую целенаправленность в функционировании каждой клетки тела, мы не в состоянии ответить на вопрос: а для чего он, весь этот организм, существует?
Все окружающее нас пронизано причинно-следственными связями: ничего не создается бесцельно, в мире физических тел существуют четкие законы движения, преобразования, кругооборота. Та же логика существует в растительном и животном мирах.

Каббала это наука, которая раскрывает эти причинно следственные связи, существующие в природе, и оказывают непосредственное воздействие на развитие мироздания, и человека как его составляющее. В каббале эти связи четко определены и структурированы в общую картину мироздания. 
Если мы обратимся к психологии, то в ней очень важная основа это типология, потому что начинается как бы от общего к частному. Но существует одна проблема. Проблема заключается в том, что четкой ясной типологии в психологии не существует. Один специалист берет и делит, предположим, жизнь человека от рождения до смерти на четыре части, другой делит на пять частей, то есть кому как удобней, и у кого какое предпочтение, тот так и поступает. А необходимость в четко структурированном, так сказать, знании – она, в настоящем является актуальной.

Много скрытого можно обнаружить в нашем мире, если взглянуть с точки зрения науки каббала, и рассмотреть этапы жизненного пути (цикла) человека. Сколько их, и затронуть буквально вот так вот в общих чертах, что это за этапы и какие задачи стоят у человека, что он должен в результате прохождения этого этапа сделать, и как следствие получить. 
Ну, во-первых, мы должны понять, что наша жизнь она не случайна. И насколько мы раскрываем природу, раскрываем ее законы и связи, мы видим, что все абсолютно детерминировано, взаимосвязано, глобально и в частном, и в общем. И все это, как в нашем организме все его элементы, все его системы взаимосвязаны и определяют друг друга.

 

Поэтому нам надо понимать, что есть у жизни начало, есть у жизни конец, и есть какая-то цель, которую в итоге мы должны достичь. И хотя мы не видим, к чему человечество идет, но эта цель, очевидно, у природы существует. Потому что мы видим, насколько каждая часть и частные действия, они причинно-следственно связаны между собой, как они определяют друг друга, и какая мудрость существует во всей этой последовательности событий. И, даже там, где уже теряются за горизонтом наши познания природы – куда мы идем, – все равно, естественно, что у природы есть этот план.

И даже, более того, мы даже раскрываем сейчас, что причинно-следственное развитие событий, определяется не из начала, а из конца: какой цели мы должны достичь, и к этой конечной цели, природа нас ведет. То есть конечное состояние изначально уже определено и к нему ведется все наше развитие. А то, что мы не понимаем и не знаем этого конечного состояния, именно поэтому нам кажется, что наше развитие – оно бессистемное и в никуда, то есть, мы еще не осознали полную взаимосвязь между определенными событиями, происходящими на протяжении всей его истории. Вдруг вымирают динозавры, вдруг еще что-то появляется, какие-то катаклизмы, мы не видим причинно-следственных взаимосвязей. Но это мы не видим, потому как не осознаем, а все-таки у природы они есть. И у нас достаточно есть фактов о том, что действительно нам надо относиться к природе, как к очень мудрому механизму, в котором уже существуют следующие наши состояния, они предопределены, но пока не проявлены. И у этого мудрого механизма или если иначе, то системы мирозданья, есть даже очень далекие-далекие цели. 
Но, как говорится, глупцу не показывают половину работы. Так и мы, видя только какую-то часть природы, выносим вердикт о том, что она не разумна. А на самом деле в ней существует огромный разум. И мы не должны себя ставить выше природы, – мы всего лишь ее часть.

И поэтому такое отношение приводит нас к совершенно иным выводам, это показывает наше отношение к природе, к экологии и вообще к самим себе и к нашей жизни. То есть нам надо больше прислушиваться к природе и брать из нее примеры.
Даже наука последних лет, последних десятилетий, все больше и больше склоняется к тому, что нам надо учиться у природы и перенимать из нее элементы, и механизм взаимодействия, и на основании этого, уже строить, свои какие-то системы, будь то системы общественные, социальные, и технические, в том числе и биологические в подобие природным. В итоге, человечество все-таки начинает понимать, что надо брать все у природы, у нее это все есть.

И поэтому в нашем отношении к человеку, в построении общества, в правильном создании семьи, в правильном создании окружающей обстановки для каждого из нас и в воспитании человека в детском саду, в школе, в университете и вообще во всем, мы должны, в принципе, искать ответы у природы.


И только оттуда, мы сможем почерпнуть, как правильно должен развиваться человек и общество, наука и технологии, по крайней мере, так говорит наука каббала, она базируется только на эмпирических знаниях природы, только на исследовании природы, и больше никак. И поэтому оттуда если мы будем брать свои знания, то постепенно-постепенно мы придем к гармонии с природой, а это, в принципе, является залогом нашего здравого и стабильного существования. 

Природа это некий «Единый закон» эволюции, и познав его получаешь "золотой ключик", который открывает все самые сокровенные тайны. И этот ключ поможет осознать, что категории у природы являются всеобщими. Они несут в себе отражение природных операционных механизмов Единого закона. Этот ключ поможет увидеть структуру живого и не живого, типологию микромира, макромира и мегамира.

Глядя на человека, мы видим, что он проходит определенные этапы, он меняется внешне, у него меняется психика, меняются его общественные взаимоотношения, меняется его окружение. То есть в развитии существуют определенные этапы. И вот что это за этапы, нам рассказывает наука каббала. В науке каббала исследовано, все досконально, и все изложено, но к сожалению далеко от реального воплощения, от реализации. Потому как мы еще не пришли к такому состоянию, когда мы вообще способны осознать, каким должно быть общество. Мы еще находимся в состоянии, когда мы думаем, что мы сами в состоянии понять и самим выдумать, какие у нас должны быть общественные рычаги, механизмы, структуры, взаимосвязи. И это, самая наибольшая глупость, которую человечество может себе позволить, пытаться на чужих жизнях создать какую-то фиктивную модель, которую оно само, в общем-то, не понимает, и которая исходит сугубо из его эгоизма подчинить себе все и вся.

Поэтому наука каббала понимает, что мы еще очень далеки вообще от начала реализации, правильной реализации себя в подобие природе. Но она уже начинает раскрываться в нашем поколении. Потому что наше поколение – первое, когда мы начинаем понимать, что мы входим в тупик, что мы не можем построить правильного общества, правильной семьи, правильного образования, воспитания. Что как бы мы не пытались создать какую ни будь структуру, то через короткое время она начинает разваливаться. Мы не представляем себе четких планов. И все это связано настолько с эгоизмом каждого и входит в противоречие с остальными, что просто невозможно ничего сделать. 
Поэтому именно состояние безысходности, состояние тупика оно приведет человечество к необходимости всмотреться в природу и оттуда брать примеры. 

Поэтому в наше время начинает раскрываться наука каббала и начинает описывать эти состояния, о которых говорилось. То есть правильное понимание развития человека и общества, социума, воспитание, образование, семьи, всего этого процесса нашей жизни и всего человечества, и нашей каждой частной жизни, и всевозможных периодов, различных параллельно существующих цивилизаций. Это, система, конечно, не непростая, тем более, в глобальном мире, когда мы взаимно воздействуем друг на друга, надо принимать во внимание различные уровни и различные характеры цивилизаций, их исторический багаж, их абсолютно различное понимание своих целей и средств к осуществлению своих планов.

То есть, каббала здесь разворачивает огромную, широкую картину, но конечно же человечество может разбирать ее и принимать только по частям, то есть в той мере, в которой оно сможет ее, как-то адаптировать к себе. Потому что, когда говоришь человеку о конечном варианте, о том состоянии, которого он должен достичь, о полной гармонии и взаимосвязи его с окружающим миром, он просто настолько далек от этого, из сегодняшнего состояния, что не хочет его принимать, он считает, что это нереально, невозможно. А вот частями, постепенно-постепенно изменяясь, он вдруг начинает видеть, что да, это состояние действительно самое наилучшее – это то, что природа нам предлагает, и что это как бы итог нашего развития.

Поэтому давайте и мы с Вами, дорогой читатель постепенно перейдем непосредственно к человеку, а история человека начинается с момента его рождения, когда он появляется на свет.
Родители, порой просто не знают, что делать с ребенком, как его воспитывать, каким образом, что то ему можно передать, для полноценного развития, как себя вести с этим человеком. И было бы неплохо, если б мы взяли вот этапы, которые существуют в развитии, и обозначили задачи, которые стоят на этом этапе. Как себя вести воспитателям, родителям, чтобы этот этап для ребенка и потом для взрослого прошел максимально комфортно и хорошо, чтобы он, вырос и стал тем самым человеком, который на всех уровнях гармонично взаимодействует с окружающим миром, то есть достиг своего конечного развитого состояния.

Но для этого нам недостаточно просто обращать свое внимание на ребенка. Мы должны создать ему подходящую среду, которая будет меняться каждый раз, с каждым днем его развития, меняться в соответствии с тем, что мы желаем от него получить. Ведь человек является продуктом окружающей среды, мы это понимаем прекрасно. Поэтому нам не надо обращаться напрямую к ребенку, а, воздействовать надо на окружающую его обстановку, которая, меняясь, будет и менять субъекта. Иначе ведь ничего не получится. Мы, прежде всего должны не столько заботиться о воспитании ребенка, а больше заботиться о воспитании окружающих.

То есть мы переходим к проблеме, социального окружения, которым являются родители, воспитатели в детском саду, в школе и так далее. 
Если пойти по этапам развития и затронуть две составляющие, это развитие ребенка, и есть общество, которое должно каким-то образом или раскрываться, или отвечать запросам, или даже диктовать эти запросы развития ребенка.

Давайте обозначим эти этапы. Внутриутробное развитие, оно начинается вообще с сорокадневной беременности. После того, как человек проходит свои первые сорок дней, считается, что он уже сформировался из капли семени в какую-то свою первоначальную структуру. И далее эта структура развивается: до трех месяцев – первая, затем еще три месяца, затем еще три месяца. Каждые эти три месяца они имеют совершенно иной темп развития, иной характер развития. Развивается сначала самая материальная часть, потом – более высшая, и потом еще более высшая, далее нервная система и т.д. .

Так что, в соответствии с этим и мать, и окружающая обстановка должны по-разному обращаться с тем, что развивается внутри. Каббала не обращает внимания на внутриутробное или внешнее развитие человека вообще. Она считает, что с самого начала человек, это капля семени, и этот корень его начал развиваться – все, мы уже имеем дело с будущим человеком. И поэтому от того, не только чем питается мать и как она живет все эти девять месяцев беременности, а что она слушает, что она чувствует, что она ощущает, что она переживает, какие состояния проходит, и все это естественно проходит и с ребенком. При этом он получает огромное количество информации, и информации очень серьезной, высшей, которая затем проявится в нем во взрослом возрасте, когда он сам будет в таких состояниях, как мать, отец, в окружающей его обстановке. 
Так что, каббала говорит о том, что мы должны дать ребенку уже во внутриутробном развитии максимальное наполнение, и это зависит от родителей.

Нам кажется, что через ребенка проходит только кровь с питательными веществами от матери, то есть только какой-то механический цикл – всего лишь там наполнение, поглощение и выделение. Но это не так. На самом деле тут огромное количество информации передается вместе с этой общей системой между ребенком и матерью. И поэтому можно сказать, что ребенок является частью материнской системы. И поэтому все, что мать переживает, слушает, видит, о чем говорит, это все является частью развития ребенка. 
Мы об этом очень мало знаем, но уже видим, что это система непростая. И здесь не приходиться говорить просто о каком-то чисто сугубо механическом развитии плода.  Так что, к этому нужно отнестись с определенной долей ответственности, надо сделать максимально комфортную обстановку для ребенка в смысле наполнения его не только питательными веществами, а наполнения его еще и питательной, хорошей информацией.

Надо относиться к нему, так как будто вы общаетесь со взрослым человеком и пытаетесь передать ему самые тайны жизни, самые высокие и особые материи. Не просто только музыка и не только искусство, картины или что-то еще, а именно глубокие внутренние переживания и мысли. Не трагические переживания, но все-таки серьезные мысли. 
И все это воспримется. Потому что ребенок в данном состоянии находится в самом лучшем своем состоянии относительно поглощения информации. Ведь он является абсолютно нейтральным в чужом теле. И таким же образом, как он абсолютно нейтрализует себя, относительно организма матери, и поэтому может существовать в нем как не чужеродное тело, поэтому материнский организм его не отторгает, так же и информацию он воспримет не отчужденно. Потом будет очень трудно с ним работать. Потом это будет отдельный организм, личность и нужно будет искать, каким образом подойти к нему. А именно в течение девяти месяцев, в него можно влить все, что угодно. И он воспримет это, потому что природа настраивает его на полном аннулировании себя относительно материнского организма на всех уровнях и на ментальном, и на физическом, и на психологическом, и этим надо правильно воспользоваться.

В этот период надо заниматься с матерью, все девять месяцев, и очень серьезно заниматься. Таким образом, вы освобождаете себя в дальнейшем от огромной работы уже с маленьким человечком, который может захотеть, а может и не захотеть вас, воспринимать, у которого в дальнейшем, внимание будет отвлеченно чем-то другим. А сейчас у вас просто огромная возможность, чудесная возможность подготовить такую почву в дальнейшем для контакта с ним, что он будет уже к вам заранее предрасположен, привязан, будет вас понимающим. То есть, нельзя упускать такой возможности.

Мы знаем, что внутриутробное развитие закладывает основы для всего дальнейшего, и много зависит от того, как ребенок развился в матери. Сейчас на эту тему существует огромное количество исследований и проверок, анализов, которые делаются, для того чтобы он родился нормальным, проверяют все его параметры, системы и так далее.
Так вот, у нас здесь должна быть поставлена просто огромная-огромная работа. Мы можем сделать в это время с человеком ну практически все, чтобы потом он был уже заранее предрасположен к нормальной, хорошей, красивой и гармоничной жизни. Хотя он и не будет осознавать, но его будет тянуть уже к определенным предметам, образам, действиям, к развитию в каком-то направлении.

Вот здесь возникнет вопрос: а что конкретно делать? Что мы должны: читать какие-то книги или на природу выходить? Да, быть в контакте с природой, причем, в очень хорошем контакте. Кроме того, читать мягкие книги которые говорят об общей системе мироздания, об общих силах, которые взаимодействуют между собой, и толкают все человечество к своей цели, к правильному развитию, к доброй цели. О силах, которые взаимодействуют с нами. И ребенок уже с этого этапа начинает входить в контакт с этой системой. Это не мистика, это силы, которые, как солнце на нас воздействует, как излучения всевозможные, так и эти силы стоят за нашим миром и определяют всю нашу судьбу, все наши состояния.

Значит, мы должны читать эти книги, мы при этом начинаем входить в контакт с ними. Не настолько сама мать входит в контакт, как именно ребенок. Потому что он более непосредственно воспримет это, он является частью этой природы, интегральной частью. Мать, она уже имеет свой собственный взгляд, у нее уже избирательная система восприятия, а у ребенка этого еще нет. И поэтому в данном случае это просто благодать – работать с ним, когда он находится еще внутри матери.
Кроме того, естественно, музыка. Естественно, хорошие научно-популярные фильмы, не такие где пожирают и убивают, а именно такие гладкие, хорошие. 
В общем, это целая система, которую мы должны создать именно для матерей, тут и окружающие вокруг них члены семьи и так далее. Но, в принципе, этому должно быть уделено большое внимание. Мы этим оздоровим общество, вне всякого сомнения. 
То есть выйти на уровень правильного внутриутробного развития, подготовки, правильной подготовки до рождения ребенка – это на самом деле снимет с нас огромные проблемы в будущем.

На этом внутриутробный период закончился. Потом роды, они должны проходить естественным образом, мать должна именно испытывать эту боль, потому что это важно для ее иммунной системы, и для правильного развития как матери, так и ребенка. А потом следующий этап.
После рождения – это уже этап, когда с человеком надо работать. Поначалу, естественно, в основном это только тактильные и слуховые воздействия. Потом все больше подключается зрение, запахи. Кстати говоря, мы не уделяем им должного внимания, а на самом деле огромное количество клеток мозга, это клетки запаха ими выстелена буквально внутренняя поверхность коры.

Здесь мы имеем дело с развитием, первым развитием – это до трех лет, трехлетнее развитие, когда человек воспринимает только очень близкую себе окружающую среду. Он не воспринимает ничего вне себя, он все воспринимает уж очень-очень в себе. То есть, ему неважно, какой это предмет, безотносительно к предмету, ему важно, как он это чувствует для себя, и только для себя. Это может быть собака, кошка, это может быть игрушка или мебель, это может быть мама или автобус, неважно, что и как, абсолютно неважно. Но ему главное только лишь относительно себя: это – добро, а это – зло. И только таким образом очень грубо и точно он сортирует эти все вещи.

Значит, здесь нам надо исходя из этого, обучать его: что тебе приятно, а что тебе неприятно, – вот с этой точки, то есть, вот это – приятно. А вот это – не приятно. Вот это – музыка, вот это – цвета. И таким образом мы сможем человека развивать, и в тех областях, где, может быть, он самостоятельно бы не развился. Ведь мы представляем, если бы мы оставили его в лесу, то какой бы набор у него был бы ощущений и восприятий.

И мы таким образом должны ему дать развитие. Но все равно, три первых года –развитие чисто эгоистическое, когда он не ощущает, практически, окружающую среду, не может входить с ней в контакт «дай и получи», а только «получи» – это его развитие. Вот после трех лет начинается уже другое развитие, здесь уже необходимо развивать пять ощущений, но развивать их именно методично, и каждое из них в отдельности, а потом – вместе. То есть красное – с каким-то звуком, синее, зеленое – вместе с шумом воды или с чем-то еще. То есть вызывать в нем различные ассоциации и комбинации ассоциаций из всех наших пяти органов чувств.

Даже когда мы ребенку читаем какую ни будь детскую книжку, сейчас есть такие, терка на одной страничке, а на другой пух приклеен, то есть кроме того, что он слышит, надо еще дать пощупать. И так же и звук, и так же и вкус, и так же и запах, все это должно быть в различных комбинациях. И тогда у человека разовьется внутреннее правильное гармоничное восприятие мира. Конечно, в нашем состоянии в нашем мире ему будет очень многое не хватать. Он будет этот мир воспринимать, как очень однобокий, очень узкий. Но, в принципе, из таких людей мы сможем создать именно более правильный и более широкий, более гармоничный мир.

И причем до трех лет, мальчик воспитывается или девочка практически, не имеет значения. До трех лет они даже не понимают разницы. Для них ни пол, ни чужой человек вообще не имеет значения, имеет значение только я сам. Это первое. И второе – вот эти вот пять органов восприятия, чтобы они были в правильной гармонии: хорошо-плохо тебе от этого, и от их взаимосвязи между собой. Это до трехлетнего развития. Ну, естественно, физическое развитие, это понятно.

Следующий этап – это уже после трех лет. Там мы уже имеем дело с совсем другим человечком. Человек начинает быть уже социальным существом, он желает играть с другими, отбирать, отдавать, воспринимать совместно как-то что-то. Он уже начинает быть частью общества. Он уже начинает воспринимать телевидение. То есть какие-то образы вне себя, и как то соотносить себя с ними, уже сочувствует каким-то образом, видит себя вне себя, где-то с кем-то контактирующим, сосуществующим. И здесь необходимо в этот период, это где-то с трех до шести лет, закладывать основы его социального правильного взаимодействия с остальными членами общества. 
Здесь обязательно нужны добрые игры. Не соревнования между – он против кого-то, а его связь с другими для достижения какой-то цели, не против других людей, а против каких-то механических препятствий. Здесь очень важно, что один ты не можешь достичь цели, а только вместе со своим товарищем. Здесь уже важен пол, мальчики должны воспитываться мужчинами, девочки женщинами.

Естественно, что для них разные игры, разные методики немножко. Но, в принципе, они направлены к сосуществованию, к пониманию того, что один – не могу, общество – полезно. А общество может быть, когда я что-то от себя отдаю, для того чтобы привязаться к другому, и он привязывается ко мне, и мы используем таким образом друг друга. 
Надо все это объяснять, показывать, причем, абсолютно четко, на нашем эгоистическом уровне, и чтобы ребенок понимал, что таким образом он вдвоем достигает большего, а втроем, значит еще большего смогут достичь: один подставляет руку, второй там – ногу, третий – еще чего-то, и вот так он может взбираться, или что-то еще сделать, и так далее. Или у него «нет глаз», завязываем глаза, а его могут вести двое человек, и он не ошибется и точно пройдет, а так бы он обязательно упал. То есть доверять другим. Ну, в общем, всевозможные игры, только не против людей, а против любых различных препятствий, проблем, когда он понимает, что социум является защитой, является помощью. И это закладывается, постепенно в подсознании.

И здесь возникает такой вопрос, взаимодействие отца и матери между собой. Потому что ребенок именно в этом возрасте начинает раскалывать, он пытается расколоть отца и мать и выстроить персональные отношения. И как должны себя вести родители? Они должны как пара относиться к ребенку, или персонально?

Родители должны относиться к ребенку как одно общее целое. Он не должен видеть в них отличие между отцом и матерью. Он не должен думать, что он может играть на матери, что бы как то повлиять на отца.
По крайней мере, здесь очень важно, что ребенок бы не чувствовал совершенно никакой разницы между всеми, кто его окружает. Он должен понимать, что все, кто его окружают, относятся к нему абсолютно одинаково. Естественно, что мать – это мать, а отец – это отец, и это по-разному им воспринимается. Но они относительно него должны пытаться демонстрировать ровное, прямое, правильное отношение ко всему, причем, отношение методически выверенное: хорошие поступки, плохие поступки, в соответствии с этим существует реакция с их стороны. И ребенок должен четко это понимать. И они должны, в том числе, его воспитывать таким образом. То есть пытаться создать такие условия, что когда он преуспевает – получает вознаграждение, не преуспевает, тогда видит другое отношение, то есть за проступок как бы ощущает другое отношение. Он должен это чувствовать в равной степени от них, – ни кто хуже, ни кто лучше из них. То есть, таким образом, воспитывается в нем ощущение к добрым и злым делам и так далее.

Также Каббала говорит о том, что с трех лет надо начинать обучать детей, то есть каким-то образом систематически давать образование: учить читать, писать. Начинать, естественно, надо с того, что ближе к ребенку, и надо понимать, что это не коровка или лошадка, которых он в жизни своей современной не видит, а близко к нему машина, автобус, самолет. То есть нам надо каким-то образом понять мир ребенка сегодняшний, который очень изменился за сто лет. То есть мы должны себя немножко изменить, нашу философию, нашу методику, наше отношение – как к нему подходить, к ребенку. Или если мы действительно показываем ему животных, так это животные, чтобы они действительно его немножко окружали, хотя бы часть его жизни чтобы проходила среди них, а не взять его когда ни будь в воскресный день в зоопарк. Это для него будет как совершенно чего-то непонятное, как цирк какой-то, и не более того.

Мы привыкли рисовать в детских книжках всяких рыбок, всяких животных, а для ребенка это не его среда сегодняшняя. А нам кажется, что это совсем естественно. Ну, кошку он-то видит на улице, там собачку, кроме них, больше никого. Понимаете? А мы ему показываем целый мир, медведь в лесу. Где лес и где медведь? То есть нам надо немножко понять вот этот подход, который мы тянем из прошлых веков к детям, когда они жили на опушке леса, там стоял домик, и все было перед ним: и цветочки, и солнце, и луг, и, естественно, растения всякие и звери.
То есть тут наше современное воспитание еще не адаптировано вообще к современному образу жизни и к тому, где ребенок рождается и растет. И мы видим, что современные детям куда ближе телефоны, компьютерные игры и пр. .

И обязательно…, и обязательно грамота. То есть практически буквы он должен начинать понимать с трехлетнего возраста, начинать азбуку. Причем, это с точки зрения каббалы, потому что именно благодаря каббале, именно благодаря тому, что она заставляла, обязывала древних каббалистов обучать детей, то благодаря этому она обязывала родителей с трехлетнего возраста обучать азбуке уже своих детей. И ребенок где-то к четырем годам уже начинал читать. И поэтому, практически, вот с древних времен не было в этой среде мальчика или девочки, которые бы не умели читать и писать. Это заслуга каббалы, которая требовала с трехлетнего возраста обучать грамоте всех. И элементами арифметики, таких вещей, необходимых для жизни. Но в первую очередь, это грамота, мы не должны запускать это дело до шести-семилетнего возраста, а именно в трехлетнем возрасте закладывать уже эти основы.

А если ребенок в этом возрасте сопротивляется, не хочет? Можете спросить вы. Это зависит только от того, каким образом вы преподадите. Это буквы, это цифры, это игры, где он без знания букв не может выиграть чего-то, без знания цифр не может чего-то достичь, и так далее, где он завидует другим. Надо включать элемент ревности, элемент зависти, элемент влияния окружающей среды и так далее. И тут нет проблем, все можно выстроить. Причем, здесь мы должны помнить, что пример является самым действенным орудием воспитания. Причем, пример, когда показывает отец, мать, не только окружающие его сверстники, когда он видит, что тем же занимаются и взрослые. А нарочито взрослые должны показывать, что они занимаются очень близкими к тому предметами, занятиями, что занимается и он. И тогда, естественно, что он захочет это. Потому что обезьяний инстинкт, инстинкт подражания у детей врожденный.

Вот таким образом дается ему образование до шести лет. Вкратце.
Начиная с шести лет и до девяти лет, идет следующий этап. На этом этапе – уже упор не на образование и не на воспитание его, а на воспитание коллектива. С шести до девяти лет – это очень важно, закладывается основа. Он потом будет применять эти основы в дальнейшем. Но здесь он должен научиться понимать, что жертвуя, отдавая, он выигрывает. Неважно, насколько он это воспримет, ведь наша природа эгоистическая. Неважно, насколько он пожелает в этом находиться. Важно, чтобы наши усилия вошли в него и остались бы в нем, он бы знал бы, что его этому обучали. Это очень важно.

В этом возрасте закладывается социальная основа будущего человека. Естественно, разница уже между мальчиками и девочками все больше и больше становится. И естественно, здесь инструкторы, учителя, воспитатели для мальчиков или для девочек, уже должны быть более социально подготовлены, они должны между собой показывать правильные взаимодействия, включать в это детей. Дети будут гордиться, что взрослые принимают их в свой коллектив. И взрослые их принимают на условиях, когда они вливаются в этот коллектив, подражают взрослым.
Тут уже с шести до девяти лет воспитание более абстрактное. Коллектив – это абстрактное относительно личности человека. И образование более абстрактное. Здесь уже надо закладывать элементы арифметики более высокой – проценты, вычисления более сложные, двойные как бы, и так далее. То есть здесь уже человек…

На этом этапе очень важны стихи, обучать говорить, декламировать, петь. Это все совместно, вместе с остальными, и вместе сочинять, каждый по очереди дополняет другого. То есть элементы социальные, элементы развития внутренние, и все это, естественно, в теме, когда все сочиняют какую-то игру или рассказ, или, что то делают но главное понимание, что один без другого не в состоянии что то сделать, что связь, ведет к цели.

То есть развитие такое, когда человек начинает сам создавать. Он входит в общество и начинает видеть, что через общество он может себя поднять и именно той силой, которую получает от общества. И вот это, развитие креативности в человеке, закладывается с шести до девяти лет, это его выход из себя в общество. И здесь очень важно именно равенство. Абсолютнейшее. Как родители относительно своего ребенка, так же равенство относительно любого и каждого, не важно, кто и как. Потому что каждый создан природой со своими задатками, и нам эти задатки равноценно важны: один – сильный, другой – умный, третий там с какими-то способностями к музыке, этот – к чему-то другому, неважно. Мы должны одинаково это ценить, не выделяя и демонстрировать это очень явно и ярко.

Main page Contacts Search Contacts Search