Мифы народов

{jathumbnail}Sample Image

Мифы сплетают сложные узоры обстоятельств, не зависящих от смертных или богов. В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; конфликт старого и нового; мужество и жестокость, особенно на полях сражений; проказы плутов, любителей нарушить размеренную скуку жизни; тяжесть болезни или увечья; таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти; влияние колдовства на разум и тело; страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами; горечь предательства; внезапность несчастья, удачи и всего, что связано с судьбой; отношения между земным и небесным, между людьми и богами; мифы о мировом потопе; гипотезы сотворения мира и происхождения общества; и последнее, пожалуй самое важное — желание постичь сущность вселенной.

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов, у арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Таким образом мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию.

Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Религиозные системы включают в себя мифологические представления, но не корректно отождествлять религию и мифологию.

Миф не подразумевает, что история является объективно ложной или истинной, он скорее обращается к духовному, психологическому или символическому понятию реальности, не претендуя на утверждении человека в вечности, на спасение личности, в отличие от религии. Чисто мифологические системы как правило не догматичны. Некоторые сказки рассматриваются иногда как «деградировавшие мифы». Часто «народными сказками, сказаниями» называется то, что античной культуре называется мифами.

Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Отличительной особенностью мифологического сознания нужно признать осознание целостности мира в противоположность стремления современного человека к аналитическому рассмотрению явлений мира, то есть стремления к разделению мира. Ведь для того, что бы рассмотреть что то, нужно детализировать, и современный человек так увлекся детализацией, что стал забывать кто же он на самом деле, перестал ощущать внешний мир, стал отделен от него, ощущает лишь себя «Я» плюс все остальное.

Человек мифа напротив осознавал себя включённым в жизнь всего мира и чувствовал свою значимость. Люди мифа всегда герои, среди них нет незначительных личностей. Возможно предположить, что такое положение дел является объективным следствием сознания. В современном мире же мире человек обособляет себя от действительности и в результате теряет над ней контроль.

Main page Contacts Search Contacts Search