Мифология Центральной Америки

Индейцы Центральной Америки


Принято считать, что история индейцев Месоамерики развивалась в почти полном отрыве от цивилизаций Старого Света. Но иногда утверждается обратное. Так, например, Лев Гумилев говорит о продолжавшихся до начала нашей эры через Берингов пролив контактах и о том, что тюрко-монгольский верховный титул «каган» происходит от дакотского «wakan».

Некоторые исследователи полагают, что существовала некая «циркумполярная цивилизация» (по аналогии с «циркумпонтийской» и, более актуальной для нас «циркумбалтийской») вокруг Северного Ледовитого океана, объединявшая эскимосов, тлинкитов (индейцев Аляски), народы Северной Евразии.
Иногда идут еще дальше, утверждая, что контакты, причем регулярные, происходили и на Западе, через Исландию и Гренландию (путь, открытый викингами, а может быть, даже древними кельтами) и римским папам понадобилось сперва «закрыть Америку», чтобы потом ее «открыть» вновь, с такой жестокостью.

Здесь, правда, надо сказать, что как раз Ватикан немало сделал ради защиты порабощенных индейцев от алчности конкистадоров. Папская булла (выпущенная весьма оперативно), признавала за индейцами право считаться людьми (причина сомнения коренилась в том, что в Библии ничего не было сказано о жителях Америки, и не ясно, к кому возводить их генеалогию – к Хаму, Симу или Иафету). С другой стороны, повышенная беззащитность индейцев перед конкистадорами, отчасти заключалась в разрушении их собственной культуры как целостной системы в результате идеологического проникновения католической доктрины.

Следует отметить некоторые базовые культурологические особенности американских цивилизаций, роднящих их с восточноазиатскими: поклонение солнцу, культ Змея и скругленный угол, лежащий в основе многих изображений (скругленный угол? присутствует в культурах Шан Инь и Чжоу – знаменитые ритуальные бронзовые треножники, но вытесняется в более позднем китайском искусстве).

Лингвистическая классификация коренных народов Америки крайне запутана. Особняком стоят эскимосы, относимые к эскимосско-алеутской языковой семье и являющимися поздними пришельцами с юго-востока (в Гренландии, например, они появились позже викингов, сокрушив последних).

Аборигенами Америки являются индейцы, есть версии, что последние также пришли из Азии. Причем было несколько волн переселений (наиболее ранняя – около 30 тыс. лет до н.э.), которые накладывались друг на друга, создавая крайне пеструю картину. Поэтому языковое разнообразие в Америке велико, как нигде в мире.

С точки зрения развитой мифологии, интерес представляет прежде всего, Центральная Америка (Месоамерика), где сложился один из двух очагов цивилизации. Второй был в Южной Америке (область Анд и прилегающие территории). Однако там индейцы то ли не имели письменности, то ли она была уничтожена создателем инкской империи Пачакути, дабы лишить завоеванные народы культурной памяти и обеспечить унификацию отдельных частей державы.

На прочих территориях (леса и прерии Северной Америки, джунгли Амазонии и пампы южной Америки) существовало множество племен, оставивших мифологическое наследие.

Мифология индейцев

Сипактли – в мифах индейцев Центральной Америки чудовищное женское существо с жабьей головой, имеющее на каждом суставе морду ящерицы или лягушки. Кецалькоатль (у ацтеков, тольтеков и майя бог-создатель людей и носитель культуры) и его брат и соперник ягуароликий Тескатлипока (бог звездного неба, севера и холода, бог-разрушитель) спустили ее с небес и создали землю (миф о первосуществе).

 

Согласно ацтекской мифологии, после сотворения мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер. Куда должен был броситься избранник, но все боялись сильного жара. Тогда «усыпанный бубонами» Нанауатль, страдая от страшной болезни, кинулся в огонь. Он стал солнцем под именем Тонатиу (символ – орел).

Картина показывает различные божества майя и ацтеков. Вверху слева – Ицпапалотль, бабочка с когтями ягуара (божество судьбы). Ниже – Тлалок, бог весеннего грома и дождя, в зубчатой короне. На переднем плане Кецалькоатль в своей змеиной ипостаси и Шочикецаль – богиня любви. Плодородия, домашних дел. В центре – Нанауатль, справа – Уицилопочтли, бог света, хранитель мира, в шлеме в форме колибри.

 

Коатликуэ – «Наша змеиная мать», в мифах ацтеков богиня земли и смерти. Однажды, когда она поднялась на вершину горы, чтобы принести жертву, с неба упал шар из перьев. Коатликуэ спрятала его за пояс и вскоре родила Уицилопочтли – бога голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, одного из триады великих богов индейцев Центральной Америки, национального бога ацтеков.

Вверху показан Мишкоатль – «Облачный змей», посылающий шар.

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search