Мифология Центральной Америки

Мифология Ольмеков

 

Первыми достигли стадии раннеклассового общества ольмеки. В 15-4 вв. до н.э. у них сформировалась новая мифологическая система, которая впоследствии распространилась среди других этнических общностей. Ольмекская мифология, созданная на основе предшествующих мифологических представлений, значительно их перестроила. Ольмеки положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Центральной Америки культа ягуара: все основные божества их имели ягуароподобный облик (очевидно, ягуар, который преследуя лесных травоядных, распугивал их и сгонял с полей, невольно предотвращая потравы посевов, воспринимался как покровитель полей и земледельцев). Для мифологии этого периода характерна большая устойчивость образов, закрепление их функций, а также канонизация определённых примет в облике того или иного божества. В этой системе «богиня с косами» утрачивает своё прежнее значение, хотя в некоторых вариантах мифа она по-прежнему занимает главенствующее положение. Так, на скальном рельефе в Чалькацинго (Мексика) она – владычица вселенной, сидящая на троне в пещере (пещеры, согласно мифам, – место возникновения различных индейских племён) с двухголовым ящером (её териоморфным двойником) в руках. Но чаще она – то богиня земли и влаги, то лишь богиня луны, то жена или возлюбленная бога-повелителя зверей и подземных недр, имеющего облик тапира или ягуара. От бога-повелителя зверей у неё рождаются два брата-близнеца – полулюди-полуягуары (чаще всего они изображаются в виде младенцев): один из них воплощает водное начало (плача, он вызывает дождь), другой (трансформация «толстого бога») олицетворяет кукурузу. В большинстве случаев боги – хозяева леса, зверей, влаги в этой системе предстают в мужском облике; по одному из мифов, прародителем ольмеков является бог-мужчина.

Один из основных мотивов мифологии ольмеков – обретение маиса, их главного питательного злака. В большинстве мифов бог – благодетель человечества (ацтекский Кетцалькоатль или Кецалькоатль), добывает зёрна маиса из горы, где они спрятаны (на рельефах мужской бог выносит из недр земли на руках младенца – олицетворение маиса, чтобы передать его людям). Значительное развитие получает мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса. В этот период уже устанавливается связь мифологии и календаря, впоследствии получившая в Центральной Америке необычайно широкое распространение в виде мифологически-календарной символики (наименование божества по дню его рождения, представления о циклах или эрах развития вселенной и др.). так в этом отношении характерна статую бога с младенцем на руках из Лас-Лимас (Мексика) как олицетворения эпохи, когда люди обрели маис: на плечах и коленях бога вырезаны головы четырёх других божеств – символов и покровителей предшествующих эпох.

 

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search