Мифология Центральной Америки

Мифология Сапотеков

 

sapoteki



В источниках скудно отражены представления сапотеков, живших со 2 в. до н.э. на территории одного из древнейших центров Мезоамерики Монте-Альбана. Поскольку сапотеки в 10 в. попали под влияние миштеков, а затем ацтеков, трудно выделить те элементы их мифологии, которые относятся к монте-альбанскому периоду. Согласно мифам, начало всем вещам дала универсальная божественная пара – Косаана и Уичаана, предки сапотеков родились из скал, деревьев и ягуаров. На свет они появились из больших пещер, куда и возвращаются после смерти. Космос делился на три части: небеса, мир, в котором они жили, подземный мир мёртвых. В пантеоне сапотеков – бог дождя и молнии Косихо-Питао, которому приносили человеческие жертвы, и непосредственно связанный с ним бог кукурузы Питао-Кособи, бог ягуар, бог землетрясений Питао-Шоо, близкий богу земли и пещер. Сапотеки представляли Питао-Шоо в виде атланта, который держит на своих плечах землю, если он шевелился, земля двигалась и происходили землетрясения. Вероятно, более позднего происхождения бог сновидений Питао-Шикала, покровитель домашней птицы Коки-лао, бог удовольствий и наслаждений Пишее, бог бедности и неудач Питао-Сих, бог примет и предзнаменований Питао-Пихи. Существовал и культ божества, который якобы спустился с небес (по утверждениям Ф. Бургоа) в облике птицы, подобной солнцу. Когда случалось затмение, то сапотеки, чтобы предотвратить катастрофу, приносили в жертву карликов, считавшихся детьми солнца.

Косаана и Уичаана – в мифологии сапотеков божественная пара, давшая начало всем вещам. Косаана соотносится с солнцем и небом, Уичаана – с землёй и водой. Как создатель диких зверей, Косаана был и богом охоты. Уичаана, давшая жизнь человеку и рыбам, считалась покровительницей новорождённых.

Косихо-Питао («великий Косихо») – в мифологии древних сапотеков бог дождя и молнии (сравним с ацтекским Тлалоком). Согласно мифам, от Косихо-Питао зависит плодородие земли, поэтому ему приносили человеческие жертвы, чаще детей. Его изображали в уродливой маске с глазами, очерченными толстыми складками кожи, носом в форме прямоугольника, широким ртом, крупными зубами, раздвоенным языком.

Питао-Кособи – в мифологии древних сапотеков бог кукурузы. Находился в тесной связи с богом дождя Косихо-Питао. Изображался с хоботообразным носом. Ему поклонялись и как символу в виде крупного початка кукурузы.

Питао-Шоо – бог-ягуар, бог землетрясений. С древности аналогичные боги известны большинству народов Мезоамерики под названием «сердце гор», «сердце земли». Он считается богом-пророком, голосом которого является горное эхо. Его представляют в виде атланта, держащего на плечах землю; когда он шевелится земля двигается и происходят землетрясения.

Мифология Науа

 

Ometoeotl2



На рубеже нашей эры на территорию Мезоамерики проникают с севера кочевые племена науа. В их первоначальном пантеоне, кроме обожествлённых предков, большое значение имели охотничьи божества, тесно связанные с культом небесных светил. Всю вселенную науа представляли себе состоящей из 13 небес и 9 подземных миров. Небеса различались следующим образом: 1-е – небо луны, 2-е – звёзд, 3-е – солнца, 4-е – планеты Венеры, 5-е – комет, 6-е – чёрное или зелёное (ночное) небо, 7-е – голубое (дневное), 8-е – небо бурь, 9-е – белое небо, 10-е – жёлтое небо, 11-е красное небо, 12-е и 13-е – Омейокан, обиталище божества гермафродита Ометеотля (Омеотля). История вселенной, по науа, прошла через определённые циклы или периоды, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др.

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search