Дельфийский оракул

Дельфийский оракул — есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII—V в.в. до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.

История и мифология. История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм. Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном, или Дельфинием и место называлось Пифо (др.-греч. ???? – подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ? ????? – лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та – внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпиского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.

Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах, был самым почитаемым местом в древней Греции. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье; воины – за советом перед сражением; переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.

Храм Аполлона Пифейского, Дельфы

Описание святилища дает Павзаний в Х книге своего «Описания Эллады». В городе Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами — Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т. п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов (»Познай самого себя», «Ничего чрез меру» и т. д.) и находилось сакральное изображение символа «?» в трех экземплярах: деревянном, посвященном 7-ю мудрецами, бронзовом — афинянами и золотом — императрицей Ливией. Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так называемый «пуп земли» — конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой «Лесхи Книдийцев» находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.

Main page Contacts Search Contacts Search