Боги - Бог Тлалок
- Подробности
-
Категория: Мифология индейцев Америки
Страница 12 из 17
Бог Тлалок
Тлалок - «заставляющий расти», бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо-Питао. Его культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний культ Кетцалькоатля. Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока – зубчатая корона, тело – чёрного цвета, в руках – змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
По представлениям ацтеков, Тлалок – по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков (»мальчиков дождя»), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох.
Мозаичная деревянная маска бога Тлалока
Весьма интересны и религиозные обряды ацтеков. Важнейшей частью ацтекского ри-туала было жертвоприношение, а наивысшей жертвой считалась человеческая кровь, ибо она по религиозным представлениям была "пищей богов". В ацтекских кодексах знак "кровь" иногда заменялся знаком "драгоценный камень" или знаком "цветок". Ацтеки считали своей святейшей обязанностью доставлять богам эту пищу - священную кровь, обладающую осо-бой магической силой. Её можно было жертвовать богам и по каплям, но несравненно более действенной жертвой считалось ритуальное убийство. Религиозный фанатизм был одним из главных мотивов ацтекских завоеваний. В бою ацтеки стремились не убить врага, а взять в плен. В их глазах неприятель, взятый в плен, имел значительно большую ценность - его можно было принести в жертву богам.
Подчас и сами ацтеки добровольно приносили себя в жертву, дабы обрести "блаженст-во в загробном мире". Люди, избранные священнослужителями для заклания, окружались большим почётом, особенно те из них, кто предназначался в жертву Тескатлипоке. Детей и женщин в жертву приносили редко.
Почести своим богам ацтеки воздавали также песнопением, танцами и обрядовыми ре-лигиозными драмами.