Боги - Бог Тонатиу

Бог Тонатиу

Тонатиу – «солнце», Куаутемок – «нисходящий орёл», Пильцинтекутли – «юный владыка», Тотек – «наш вождь», Шипилли – «бирюзовый царевич». В мифологии ацтеков – бог неба и солнца, бог воинов. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре, им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин (»Четыре движения»). О происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее распространённым был следующий. После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль (»Усыпанный бубонами»), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где «начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Текистекатль (»Находящийся в морской раковине»), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль – луной – богом Мецтли. Первое время луна светила также ярко как солнце, пока один из раздражённых этим богов не кинул в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде чёрного диска или сосуда с водой, на котором находится кролик. Тонатиу – покровитель союза «воинов-орлов», его символ – орёл. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Ацтекский бог солнца Тонатиу
Майя

В майяских городах, расположенных на севере Юкатана, жрецы провозгласили твор-цом мира бога Хунаб Ку. Этот бог-зиждитель имел сына Ицамну. А Ицамна, господин небес (возможно, вместе с богиней плодородия), являлся верховным богом майяского пантеона. Иногда Ицамну отождествлялся с солнцем. Ицамна якобы дал людям письменность и книги, он же распоряжается сменой дня и ночи. Понятно, что для майяских крестьян особо важное значение имел Чак, бог (или боги) дождя. Каждый из Чаков владел одной из четырёх сторон света и собственным цветом небес. Так, были Чак Шиб Чак (Красный Чак востока), Сак Шиб Чак (Белый Чак севера), Эш Шиб Чак (Чёрный Чак запада) и Кан Шиб Чак (Жёлтый Чак юга).
Следующим по рангу был бог кукурузы Йум Кааш, затем бог по имени Ах Пуч (бог смерти), майяское божество, которому, очевидно, приносились жертвы и которое изобража-лось в виде скелета. Шаман Эк - бог Полярной звезды, покровитель путешественников и купцов; далее весьма почитаемый Кукулькан, повелевавший ветрами. Из женских божеств юкатанские майя поклонялись Ишчель - богине женских работ и луны, а также Иштаб, по-видимому, богине самоубийств! Ведь, по представлениям майя, самоубийца обеспечивал се-бе прямую дорогу в "рай". С небом дело у майя обстояло в высшей степени сложно. Небо было не одно, а тринадцать, по-майяски они назывались Ошлахунтику. Небо над небом, и у каждого свой бог. Итак, над землёй было тринадцать небес, а под землёй - потусторонний мир, ад. И опять-таки не один. Этим подземным миром также правили боги - Болонтику. В девятом, самом тёмном и глубоком пекле владычествовал Ах Пуч. Собственный бог имелся и у каждого дня майяского календаря. Имели своих богов и все цифры от нуля до тринадца-ти.
Религиозный культ майя отличался невероятной разветвлённостью, а майяский ритуал был необычайно пышен. Жрецы, профессиональные церемониймейстеры, принадлежали к избранным, к верхушке общества. У майя отправлением религиозных обрядов в каждом из городов-государств руководил первосвященник - "князь змей".
Основным обрядом культа, особенно в последний период, были, так же как в Мексике, жертвоприношения, и прежде всего человеческие. О них многократно повествуют не только первые хронисты, но и настенная роспись в зданиях, и женские скелеты, найденные в сеноте Чичен-Ицы.
Майяский ритуал жертвоприношений был во многом аналогичен ацтекскому. Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской, а на голову одевали специальный жертвенный "колпак". Потом его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника хватали жертву за конечности и клали навзничь на алтарь. За-тем приближался наком - церемониймейстер - и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот кро-вью из пульсирующего сердца окроплял изображение или статую бога, в честь которого со-вершалось жертвоприношение. Тело жертвы сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу дру-гие жрецы сдирали с трупа кожу, в неё облачался чилан и на виду у зрителей исполнял риту-альный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо - в том случае, когда умерший был мужественным воином, - разрезалось на множество мелких кусочков и поедалось знатью и жрецами, чтобы обрести достоинства покойного. Кровь у майя считалась "любимейшей пи-щей богов".
В самом деле, трудно себе представить, до какой жестокости доходила религия столь миролюбивого, культурного и эрудированного народа.

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search