Боги

История Америки до сих пор не рассказана ее индейцами. Незадолго до испанского завоевания пророк народа майя – уста богов – провозвестил: «Когда придет конец алчности, мир откроет свое лицо и сбросит путы, связывающие его по рукам и ногам».


Воззрения древних майя включали в себя представления о многочисленных богах, населяющих небо и подземное царство. Особое место в мифологии отводилось судьбе человеческой души после смерти.

Небеса разделялись в представлении индейцев майя на тринадцать уровней, на каждом из которых царствовало свое божество. Опорой небосводу служили пять мировых деревьев, стоявших по четырем сторонам и в центре прямоугольной плоской земли. Души погибших на поле боя воинов, и женщин, умерших при родах, отправлялись на небо, в рай бога солнца. Утонувшие и убитые молнией попадали в рай бога дождя.

Но большую часть людей, умерших обычной смертью, ожидала другая участь. Они попадали в мрачное подземное царство, состоявшее из девяти уровней. Подземный мир, называемый Миктлан («область мертвых», «область бесплотных», «область, где мы утрачиваем себя»), представлялся в майяской мифологии очень страшным местом, где душа умершего должна была пройти через тяжкие испытания.

Умерший в своих скитаниях по подземным лабиринтам переплывал реки из гноя и крови, проходил между скалами, сталкивающимися друг с другом. Он попадал в такие места, где холодные ветры пронизывали его, как обсидиановые ножи. После четырех лет таких странствий душа попадала в самый нижний ярус преисподней, где во дворце из человеческих костей находился Повелитель Страны Мертвых Мик-тланцекухтли со своей супругой. Им подчинялись все остальные божества подземного царства. Эта страшная чета изображалась индейцами в виде скелетов.В индейском эпосе «Пополь-Вух» подробно описаны приключения божественных героев-близнецов в Шибальбе (подземном царстве). У богини-матери Шмукане, как повествуется в эпосе, было двое сыновей — Хун-Хун-Ахпу и Ву-куб-Хун-Ахпу. Они очень любили играть в мяч и целыми днями предавались этому развлечению. В конце концов их шумные забавы разозлили правителей Шибальбы, и те заманили братьев в подземное царство.

Близнецы должны были пройти в преисподней через нелегкие испытания, последним из которых было состязание в ритуальной игре в мяч с подземными обитателями. Потерпев поражение, братья были умерщвлены. Голову Хун-Хун-Ахпу владыки Шибальбы повесили на дерево в знак своего триумфа. Случилось так, что, когда под деревом проходила дочь одного из богов подземного царства, на нее упала слюна с отрубленной головы, после чего девушка забеременела. Убежав из Шибальбы на землю, она родила новых божественных близнецов — Хунахпу и Шбаланке.

Братья выросли и стали сильными и красивыми юношами, искусными в охоте и ритуальной игре в мяч. И с ними повторилась история первых двух близнецов — разгневанные правители Шибальбы велели им спуститься в подземное царство.

Странствия братьев в мрачных владениях подземных богов, очевидно, отражают представления древних майя о пути человеческой души после смерти. Герои-близнецы преодолели крутые холмы и овраги, переплыли реку из крови и гноя и пришли в конце концов к пересечению четырех дорог разного цвета. Здесь братья пустили по выбранной ими черной дороге вперед себя москита, который, кусая владык подземного царства, узнавал их имена, отчего те утрачивали свое могущество. Всего в мифе названо поименно двенадцать подземных богов; главными среди них были Хун-Каме (Первая Смерть) и Вукуб-Каме (Седьмая Смерть).

Братьям пришлось пройти нелегкие испытания в пяти домах преисподней: доме Холода, доме Ягуара, доме Летучих Мышей, доме Обсидиановых Ножей и доме Мрака. Владыки Шибальбы придумывали для близнецов невыполнимые задания, но герои успешно справились с ними. В доме Мрака, например, братья должны были всю ночь курить сигары и жечь лучины, после чего вернуть их совершенно целыми. Братья нашли выход из положения: они привязали к лучинам огненно-красные перья и посадили светлячков на концы сигар, создав видимость, что курят и жгут лучины.

После всех испытаний состоялась ритуальная игра в мяч, в которой близнецы вышли победителями. Чтобы окончательно сокрушить владык преисподней, герои продемонстрировали свою способность изрубить себя на куски, после чего воскресли. Они соблазнили подземных правителей попробовать проделать то же самое. Хун-Каме и Вукуб-Каме были разрублены на части и не воскрешены вновь. Победив подземных владык, братья вознеслись на небо, в царство света. Одному из братьев было дано во владение Солнце, другому — Луна.

Культ героев-близнецов был широко распространен в стране древних майя. Им поклонялись как богам. Они служили проводниками душ умерших по Подземному царству, посредниками между миром мертвых и миром живых.

Пантеон подземных богов, представленный на керамических сосудах с надписями, используемых при погребении, поразительно сложен и имеет свою иерархию.

Главные боги преисподней, известные под условными именами N и L, управляли целым сонмом второстепенных богов. Бог N изображался с раковиной улитки, L — с сигарой и в головном уборе с фигурой птицы наверху. В росписях встречаются сцены убийства бога N близнецом, вытащившим его из раковины.

Всего на различных изображениях представлены десятки разных богов царства мертвых, обозначенных каждый своим именным иероглифом. Все это свидетельствует о том, что потусторонний мир в представлении майя был очень многогранен и населен множеством сверхъестественных существ.

Следует отметить, что о духовной культуре майя очень мало известно. Огромное количество книг этого народа было уничтожено конкистадорами. Поэтому сейчас трудно представить, как мыслили и чувствовали эти люди, создавшие одну из величайших цивилизаций древности. По имеющимся свидетельствам и находкам можно судить о том, что пантеон богов майя был велик и разнообразен, имел сложную иерархию, а поклонение им часто выражалось в жуткой форме кровавых человеческих жертвоприношений.

Каждая из земледельческих культур, выращиваемых майя, находилась под покровительством своего бога. Известны бог маиса, бог какао и другие подобные божества. Почитался индейцами бог Чак, покровительствующий земледелию. Он изображался обычно на фоне дождя с орудиями для возделывания земли в руках. Чак занимал шестое место в иерархии богов.

Пользовался почитанием бог дождя Тлалок На изображениях его лицо выкрашивали в синий цвет, что символизировало воду. Этот бог являлся также повелителем бури, грома и молнии, поэтому его лоб покрывали черной краской.

Самым главным среди богов индейцы считали Солнце. Существовала легенда о том, что Солнце со своей женой Луной когда-то жили на земле. Луна, видимо, оказалась не самой лучшей из жен, потому что однажды она изменила мужу. Чтобы подобное не повторялось, бог вместе со своей женой переселился на небо. В ходе ссоры разгневанный супруг выбил Луне один глаз, потому она сияет не так ярко, как солнце.

Ссоры между Солнцем и Луной не прекратились и на небе. Когда происходит подобная перебранка, случается солнечное или лунное затмение. Индейцы считали также,что Солнцу нелегко изо дня в день двигаться по небу. Для поддержания его сил непременно требуется человеческая кровь. И бог щедро получал эту кровь, регулярно проливаемую людьми на жертвенных алтарях.

Жречество майя, называемое ах-кин («слуги солнца»), делилось на несколько групп, имевших свои обязанности. Во главе всех жрецов стоял ах-кин-маи — верховный священнослужитель города-государства.

Ритуальные действия сопровождались человеческими жертвоприношениями. Существовала особая категория жрецов — накомы, которые умерщвляли людей, приносимых в жертву богам.

Способы жертвоприношений были самыми разными. Например, в Чичен-Ице был построен специальный колодец — сенот, куда сбрасывались девушки, которым было предназначено стать невестами бога плодородия Юм-Каша. В этот же колодец бросали и другие дары — золото, драгоценности, нефрит. Был распространен и другой обряд принесения в жертву. Человека привязывали к столбу, после чего жрец взрезал несчастному живот и кровью обмазывал статуи божеств. Затем все тело человека окрашивали в синий цвет, только в области сердца наносили белую краску. В получившуюся живую мишень индейцы, исполняя ритуальный танец, выпускали стрелы излука. Иногда человека клали на жертвенный алтарь и на-ком, разрезав ему грудь, вырывал сердце. Безжизненное тело он сбрасывал с алтаря, а другие жрецы, подхватив его, сдирали кожу и надевали ее на себя.

Одним из основных божеств в мифологии индейцев Центральной Америки считался Кецалькоатль, создавший, по их мнению, человека и культуру, управляющий стихиями, покровительствующий науке. Слово «ке-цалькоатль» буквально означает «змея, покрытая зелеными перьями».

У майя были свои представления о конце света. Более того, они считали, что нечто подобное уже случалось, и мир существует уже в четвертый раз, что согласуется с мифологией других народов. Однажды он был уничтожен солнцем, второй раз его разрушил ветер, третий — вода. Существующий мир, по мнению майя, должен погубить страшный обитатель подземного царства — ягуар. Разъяренный зверь выйдет из своих мрачных пещер и растерзает сначала жрецов, потом остальных индейцев, а после этого и все человечество. "Страшный" относительно самого человечества, как оно оценивает "хорошо - плохо", и что по его представлению причиняет угрозу существующему порядку вещей, то и страшно. Ягуар у майя, это нагуаль, всепроникающий дух, то что еще не осознанно, и соответственно в новом осознании нет места старому порядку, основаному на эгоизме, новый порядок новая природа вещей. Новое всегда является из темноты, темноты своего невежества, незнания, ведь человечество всегда имеет суждение опираясь только на то, что относится к миру познаного и практичного, начиная от ритуальных действий и кончая существующиму ныне порядку, в котором время от времени всегда когото приносят в жертву. Только боги в настоящем мировозрении облачились в другие формы, но все так же мы им поклоняемся, и готовы по первому повелению, пожертвовать самым дорогим, что имеем. Создание новых мифов продолжается .

Итак, конечная задача — не просто «перешагнуть» через костенелое мировосприятие, основаное на эгоизме,и  заменить его на более  дальновидное, оснваное на природе любви к ближнему, и подчинить сам процесс эволюции сознательному человеческому содействию. Ведь это высший момент, поворотный пункт истории, в который человек либо осознаёт процессы перемен, либо исчезает...

загрузка...

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search