Библиотека

Откровение Ездры

 Откровение Ездры

(Перевод и комментарии Марии Витковской)

Этот христианский апокриф, надписанный именем ветхозаветного персонажа, во многом повторяет Третью (Четвертую) Книгу Ездры. По времени создания он относится к раннему средневековью (не позднее IX в.) Был издан К.Тишендорфом на основе единственной рукописи XV в. Существует армянская версия.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866. В этом издании отсутствует разделение на главы; в переводе оно осуществлено для удобства ссылок.
Слово и откровение Ездры, святого пророка, возлюбленного Божия.
1. Случилось, в тридцатый год, в двадцать второй день месяца, был я в доме моем, и возопил я ко Всевышнему, говоря: "Господи, дай мне славу увидеть тайны Твои!"1
Когда же настала ночь, явился ангел Божий архангел Михаил и говорит мне: "Теперь, пророк Ездра, жди семьдесят седмин".2
И постился я, как он сказал мне. И явился Рафаил архистратиг, и дал мне жезл стираксовый.2 И постился я дважды шестьдесят седмин, и увидел я тайны Божий и ангелов Его, и сказал им: "Хочу, чтобы ответил Бог перед родом Христианским: что лучше для человека — не родиться или войти в мир?"3
2. И вот был я взят на небо, и увидел на первом небе воинство ангелов великое, и отнесли они меня к месту казней.4 И услышал я голос, говорящий мне: "Помилуй нас, Ездра, избранник Божий!"
Тогда начал я говорить: "Горе грешникам, когда видят праведника, грядущего на ангелах, сами же они — в геенне огненной".
И сказал Ездра: "Смилостивься над созданиями Твоими, милосердный и многомилостивый! Меня суди вместо душ грешников, ибо лучше одну душу наказать, чем весь мир привести к погибели".
1 Ср. начало т. н. "Апокалипсиса Ездры" (3 Езд. 3:1-4). Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст.в 3 Езд., где Ездра, обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена.
2 В 3 Езд. (4:1) — Уриил, потом (4:36) — Иеремиил.
Каждый раз, прежде чем открыть Ездре очередные тайны, ангел велит ему провести определенное число дней в посте и молитве — ср. 3 Езд. 5:13 и 20; 6:31 и 35. Ср. также Дан. 10:2-3.
3 Стиракса — ценная порода дерева, из которой добывали душистую смолу (Быт. 37:25; Ос. 4:13).
4 О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим.
5 Ср. Завещ. Авраама 10-11; Откр. Павла 31; Откр. Богородицы 2. "Суды", "казни", "муки" — различные варианты перевода греческого "criseis".
И сказал Бог: "Праведным дам успокоение в Раю, ибо милостив Я".
И сказал Ездра: "Господи, для чего даруешь Ты праведным милость Твою? Как наемник за плату отдает время свое,1 так праведник уже заслужил награду свою на небесах. Ты же смилостивься над грешниками, ибо ведаем, что милостив Ты".
И сказал Бог: "Не в Моей власти помиловать их".
И сказал Ездра: "Не могут вынести они гнева Твоего".
И сказал Бог: "Пусть получают, что заслужили".
И сказал Бог: "Хочу, чтобы ты был подле меня, как Павел и Иоанн — ты, нерушимое и неотчуждаемое сокровище, клад девства, оплот всех людей".
3. И сказал Ездра: "Лучше для человека не родиться, лучше не жить;2 твари бессловесные счастливее против человека, ибо не имут они наказания. Нас же взял Ты и предал суду. Горе грешникам в грядущем веке, ибо бессрочен суд над ними и пламя неугасимо!"
Еще говорил я Ему слова те, когда явились Михаил, Гавриил и все апостолы и сказали: "Радуйся, верный человек Божий!"
И сказал Ездра: "Встань, Господи, и пойдем со мной на суд".3
И сказал Бог: "Се, даю Я тебе Завет Мой, Мой и твой, чтобы вы приняли Его".
И сказал Ездра: "Нет, но лицом к лицу давай судиться с Тобой!"
1 Текст испорчен.
2 См. прим. 3 на с. 201.
3 Ср. Иов 12:18; 13:3; 14:3; 16:21 и др.
И сказал Бог: "Спроси Авраама, отца вашего, какой сын затевает тяжбу с отцом своим, и иди судиться с нами".1
И сказал Ездра: "Жив Господь, вовек не перестану я судиться с Тобой за род Христианский. Где прежние милостивые деяния Твои, Господи? Где Твое долготерпение?"
И сказал Бог: "Как сотворил ночь и день, так сотворил Я праведника и грешника, и надлежало жить, как живет праведный".
И сказал пророк: "Первозданного Адама, первого 2 кто сотворил?"
И сказал Бог: "Вот эти руки Мои нетленные: и поместил Я его в Рай, чтобы стерег он пажить Древа Жизни.3 Он же, явив непослушание, вместо того совершил преступление".
И сказал пророк: "Что же не удержал его ангел?4 А не дал бы Ты ему Еву, верно, не соблазнил бы ее змей. Ты же кого хочешь — спасаешь, кого хочешь — губишь".
4. И сказал пророк: "А теперь пойдем, Господь мой, на второй суд".5
И сказал Бог: "Огонь посылаю Я на Содом и Гоморру!"
И сказал пророк: "Господи, достойно Ты нападаешь на нас!"
И сказал Бог: "Грехи ваши превосходят благость Мою".
1 Ср. Откр. Ссдраха 6.
2 "Первый Адам" — ср. 3 Езд. 3:21.
3 Ср. Откр. Седраха 4.
4 Ср. Откр. Седраха 7.
5 Очевидно, под вторым пунктом обвинения, предъявленного Ездрой Господу, подразумевается сожжение Содома и Гоморры (Быт. 19:24-25).
И сказал пророк: "Вспомни Писание, Отец мой, измеривший Иерусалим и воздвигший его!1 Смилостивься, Господи, над грешниками, смилостивься над творением Твоим, пожалей созданных Тобой!"
Вспомнил Бог тут о делах его и говорит пророку: "Как могу Я смилостивиться над ними? Уксусом и желчью напоили они Меня, и даже тогда не покаялись".2
И сказал пророк: "Яви Херувимов Твоих и отправимся вместе на суд, и покажи мне судный день, каков он".
И сказал Бог: "Прельстился ты, Ездра: ибо таков судный день, что и дождь не прольется на землю. Суд же в тот день милостивый".
И сказал пророк: "Так не перестану я судиться с Тобой, если сам не увижу дня того последнего".3
И сказал Бог: "Исчисли звезды и песок морской, а как сможешь исчислить его, можешь и со Мной судиться".
И сказал пророк: "Господи, известно Тебе, что плоть на мне человеческая, как же могу я исчислить звезды небесные и песок морской?"
И сказал Бог: "Пророк Мой избранный, ни один человек не узнает о дне том великом, ни о явлении,4 когда совершится суд над миром. Ради тебя, пророк Мой, назвал Я тебе день, часа же не назвал тебе".

1 "Измеривший и воздвигший" — положить меру чему-либо означает сделать первый шаг к сотворению. Ср., например, Иов 38:4-5; 3 Езд. 4:37; 6:4. См. также гл. 14.
2 Мф. 27:34 и паралл. места.
3 Ср. 3 Езд. 4:32,33,45,51; 7:33-35 и др.
4 Видимо, имеется в виду явление Господа в мир — второе пришествие.
5. И сказал пророк: "Господи, скажи мне и число лет!"
И сказал Бог: "Если увижу, что умножилась добродетель мирская, явлю им долготерпение. А нет — простру длань Мою, уловлю вселенную за четыре стороны света, соберу всех сотворенных мной в долину Иосафатскую и уничтожу род человеческий, и впредь не будет мира".
И сказал пророк: "Кто же тогда будет славить десницу Твою?"
И сказал Бог: "Славят Меня ангелы Мои".
И сказал пророк: "Господи, если так задумал Ты, зачем создал человека? Ведь сказал Ты Аврааму, отцу нашему: "умножая умножу семя твое как звезды небесные, как песок на берегу морском".1 Где же обетование Твое?"
И сказал Бог: "Прежде сотворю Я землетрясение, так что погибнут звери и люди. Когда же увидите вы, как брат предаст смерти брата, дети восстанут на родителей, а жена оставит собственного мужа, когда народы пойдут друг на друга войной — тогда вы поймете, что конец близок. Тогда уже ни брат не будет знать жалости к брату, ни муж к жене, ни дети к родителям, ни близкие к близким, ни раб к хозяину,2 ибо сам враг придет к людям из преисподней и даст им многие знамения.3 В чем Моя вина пред тобой, Ездра, зачем ты судишься со Мной?"
1 Ср. Быт. 13:14-17; 26:2-4; Втор. 10:22; Завещ. Авраама 1,3.
2 О том, каковы будут последние времена, неоднократно говорится в текстах Ветхого и Нового Завета: ср., напр., Не. 24; Иоил. 2:28-31; 3 Езд. 5:1-12, 6:18-24; М/с. 13:5-23. Ср. тж. Книги Сивилл passim, Возн. Моис. 10.
3 1 Мф. 24:24; Мк. 13:5, 6, 22; Откр. 13:13; 16:14; 19:20; Книги Сивилл II, 167; III, 63-67; Откр. Петра 1, 2.
6. И сказал пророк: "Господи, не перестану я судиться с Тобой".
И сказал Бог: "Исчисли цветы земные; сможешь исчислить их, можешь и со Мной судиться".
И сказал пророк: "Не могу исчислить, ибо человеческая плоть на мне, но ни на миг не перестану я судиться с Тобой. Хочу, Господи, увидеть самые глубины преисподней".1
И сказал Бог: "Сойди и смотри".
И дал Он мне Михаила, Гавриила и еще ангелов числом тридцать четыре, и спустился я на восемь-десять пять ступеней, и увлекли ангелы меня вниз на пятьсот ступеней, и увидел я пылающий трон и старца, восседающего на нем, и безжалостен был суд над ним. И сказал я ангелам: "Кто этот человек и в чем прегрешение его?"
И они сказали мне: "Человек этот — Ирод, бывший некогда царем; велел же он убить младенцев младше двух лет".2
И сказал я: "Горе душе его!"
И снова увлекли меня ангелы на тридцать ступеней вниз, и увидел я там языки пламени, среди них же множество грешников; и слышал я голос их, а очертаний тел не видел. И увлекли меня еще многими ступенями ниже, которых я не мог сосчитать. И увидел я там мужей преклонных лет, и входили им в уши, вращаясь, коловороты огненные. И сказал я: "Кто эти люди и в чем прегрешение их?"
1 Ср. Откр. Богородицы 22.
2 Мф. 2:1 и 16.
И сказали мне: "Люди эти — ослушники".
7. И вот снова увлекли ангелы меня еще на пятьсот ступеней вниз, и увидел я там червя неусыпного и огонь, сжигающий грешников.
И увлекли они меня до самого дна погибели, и увидел я там двенадцать казней преисподней.1 И повлекли меня на юг, и увидел я там человека, подвешенного за глазницы, и ангелы бичевали его. И вопросил я: "Кто этот человек и в чем прегрешение его?"
И сказал мне Михаил архистратиг: "Человек этот совершил прелюбодеяние с матерью. Ничтожное свое желание исполнив, осужден он быть так повешен". И повлекли меня на север, и увидел я там человека, охраняемого за железными засовами. И вопросил я: "Кто этот человек?"
И сказал он мне: "Тот, кто говорит: "Я — сын Божий, обративший камни в хлебы, а воду в вино"2.
И сказал пророк: "Господи, открой мне, каков он из себя, и я научу род людской, чтобы не верили ему".
И сказал Он мне: "Лицо его видом походит на пашню, правый глаз — словно звезда утренняя, другой — неподвижен. Рот его шириной в локоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги его равен двум пядям. На лбу же его — надпись: "антихрист". До неба вознесся он, до глубин ада падет. То ребенком предстанет он, то стариком".3
1 Двенадцать казней преисподней — только здесь.
2 Антихрист — ср. Мф. 24:24; Книги Сивилл — см. прим. 1 на с. 206.
3 Ср. апокриф. Откр. Иоанна 1.
И сказал пророк: "Господи, как же Ты отпустишь его, и будет он соблазнять род людской?"
И сказал Бог: "Слушай, пророк Мой: ребенком предстанет он и стариком, но никто не поверит ему, что он есть Сын Мой возлюбленный. И после того зазвучит труба, и могилы отверзнутся, и мертвые воскреснут нетленными. И тогда враг, заслышав угрозу ужасную, скроется во тьму внешнюю.1 Тогда и небо, и земля, и море погибнут. Тогда выжгу Я небосвод на восемьдесят локтей, а землю — на восемьсот".
И сказал пророк: "А небосвод-то в чем согрешил?"
И сказал Бог: "Ибо под небом — зло".2
И сказал пророк: "Господи, а земля-то в чем согрешила? "
И сказал Бог: "Когда заслышит Меня враг, скроется он от угрозы ужасной — вот потому и расплавлю Я землю, а вместе с ней — противника рода человеческого ".3
8. И сказал пророк: "Смилостивься, Господи, над родом Христианским!"
И увидел я женщину висящую, и четыре зверя сосали сосцы ее. И сказали мне ангелы: "Пожалела она дать молока, но бросила младенцев в реку".
И увидел я мрак ужасный и ночь без звезд и без Луны. И не было там ни юноши, ни старца, ни брата подле брата, ни матери подле дитя, ни жены подле мужа. И восплакал я, и сказал: "Владыка Господи! Смилостивься над грешниками!"
1 Ср. Мф. 8:12; 22:13; 25:30; также апокриф. Откр Иоанна 16 и 20.
2 Ср. Откр. Петра 4.
3 Текст в этом месте испорчен. Перевод по конъе" туре.
И когда говорил я эти слова, явилось облако и подняло меня, и вознесло меня снова на небеса. И увидел я там многие суды, и восплакал горько, и сказал: "Лучше для человека не выйти из чрева матери его!"1
Те же, что терпели наказание, возопили, говоря: "С тех пор, как пришел ты сюда, святой Божий, обрели мы малое послабление".2
И сказал пророк: "Блаженны оплакивающие прегрешения свои".
9. И сказал Бог: "Слушай, возлюбленный Ездра: как пахарь бросает семя хлебное в землю, так человек бросает семя свое в лоно жены. Сначала оно пребывает цельным, во вторую очередь набухает, в третью на нем нарастают волосы, в четвертую — ногти, в пятую оно перестает питаться молоком,3 в шестую оно уже полностью готово и принимает душу, в седьмую приготовляется, в девятую открываются засовы врат чрева женского и родится оно здравым на землю".
И сказал пророк: "Господи, лучше для человека не родиться, горе роду человеческому, когда выйдешь Ты судить его!"
И сказал я Владыке: "Господи, зачем создал Ты человека и предал его суду?"
И возвестил Бог со всей важностью: "Вовек не смилостивлюсь Я над преступающими Завет Мой".
И сказал пророк: "Господи, где благость Твоя?"
И сказал Бог: "Все устроил Я во благо человеку, человек же не блюдет заповедей Моих".
1 См. прим. 3 на с. 201. См. также 3 Езд. 5:35.
1 Ср. Откр. Богородицы 23.
1 О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура.
И сказал пророк: "Господи, открой мне суды и рай!"
10. И повлекли меня ангелы на восток,1 и увидел я Древо Жизни. И увидел я там Еноха, и Илию, и Моисея, и Петра, и Павла, и Луку, и Матфея, и всех праведников, и всех патриархов.2 И увидел я там воздушную казнь, и дуновение ветров, и хранилища льда,3 и муки вечные. И видел я там человека, подвешенного за череп. И сказали мне: "Этот человек передвинул границы".4
И увидел я там великие тяжбы. И сказал Владыке: "Владыко Господи! Если так, какой же рож- | денный человек не согрешил?"
И повлекли меня вниз в преисподнюю, и увидел я всех плачущих и рыдающих, тяжкие муки терпящих грешников. Восплакал и я при виде того, как истязают род человеческий. Тогда Бог говорит мне: "Знакомы тебе, Ездра, имена ангелов, что при конце мира? Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил, Гаву-фелон, Акир, Арфугитон, Вевур, Зевулеон".5
11. И был тут голос мне: "Теперь умри, Ездра, возлюбленный Мой, верни залог, данный тебе".6
1 Ср. Быт. 2:8.
2 Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеистори-ческий характер видений Ездры.
3 Ср. Иов 38:22-23. Хранилища льда упоминаются также в Слав. Енохе (гл. 3) наряду с хранилищами снега, росы и масличного цвета.
4 Видимо, это следует понимать в прямом смысле. Ср. Втор. 19:14; Книги Сивилл II, 100-101; III, 240.
5 Ср. Книги Сивилл II, 215 и прим. в издании: М. 1996.
6 Ср. Откр. Седраха 9 и прим.
И сказал пророк: "Через какую часть тела душу вы мою хотите исторгнуть?"
И сказали ангелы: "Через уста хотим извлечь ее".1
И сказал пророк: "Устами к устам беседовал я с Богом, и не выйдет она через них!"
И сказали ангелы: "Через ноздри твои исторгнем ее".
И сказал пророк: "Ноздри мои обоняли славу Божию".
И сказали ангелы: "Через глаза твои хотим исторгнуть ее".
И сказал пророк: "Глаза мои видели то, что за престолом Божиим".
И сказали ангелы: "Через темя твое хотим исторгнуть ее".
И сказал пророк: "Вслед за Моисеем ступил я на гору, и не выйдет душа моя этим путем".2
И сказали ангелы: "Через кончики пальцев твоих хотим извлечь ее".
И сказал пророк: "Но ведь и ноги мои ступили на жертвенник".
1 Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): "И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти".
2 Гора — Синай, на которой к Моисею сошел Господь (Исх. 19-20), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра (1 Езд. 8-10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его (Неем. 8).
И отошли ангелы ни с чем, говоря: "Господи, не можем мы взять душу его!"
12. Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: "Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры".
Взяв же войско ангелов великое, говорит Господь пророку: "Верни Мне залог, который вложил Я в тебя — готов венец твой".1
И сказал пророк: "Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?"
И сказал Бог: "Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!"
И сказал пророк: "Все равно не перестану я судиться с Тобой!"
И сказал Бог: "Верни данный тебе залог — готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его".
13. Тогда начал пророк говорить со слезами: "Владыко, что пользы в том, что я судился с Тобой, а теперь сгину в земле? О горе мне, горе, буду червями истреблен! Восплачьте обо мне, все святые] и праведники, обо мне, долгую тяжбу ведшем и| смерти преданном! Восплачьте обо мне, все святьые и праведники, ибо в чашу ада сошел я!"2
1 См. прим. 6 на с. 210.
2 Ср. плач Седраха (Откр. Седраха 11).
И сказал ему Бог: "Слушай, Ездра, возлюбленный Мой: Я, хотя и бессмертен, крестную муку; принял, уксус и желчь испил, во гроб был положен. И Я же избранников Моих вознес, Адама изм ада обратно вызвал, с тем чтобы род человеческий не прервался,1 так что нечего тебе бояться смерти: ибо то, что от Меня, сиречь душа, отправится на небо, что же от земли — тело — отправится в землю, от которой и было взято".
И сказал пророк: "О горе мне, горе! Что мне делать, как поступить — не ведаю".
14. И стал тогда говорить блаженный Ездра: "Бог вечный, Строитель всего творения, небосвод пятою измеривший, землю взором объемлющий, правящий Херувимами, в огненной колеснице на небеса пророка Илию вознесший,2 пищу всякой плоти дающий, Ты, которого все боится, трепеща пред лицем силы Его, услышь меня, долгую тяжбу ведшего, и дай всем, переписывающим книгу эту, всем, хранящим ее, помнящим имя мое и вершащим память обо мне, — дай им с небес Твое благословение. И благослови все дела каждого из них, как благословил Ты последние дни Иосифа,3 и не помяни ему прежних прегрешений его в судный день. Все же, не поверившие книге этой, да будут сожжены как Содом и Гоморра".
И был ему голос, говорящий: "Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому".
1 "Не прервался" — место испорчено, перевод по догадке.
1 "Правящий Херувимами" — в Писании Господь часто предстает восседающим на херувимах (Пс. 17:11; 79:2; Ис. 37:16 и др.) О вознесении Илии — 4 Цар. 2:11.
1 Известно, что Иосиф, любимый сын Иакова, проданный братьями в рабство, ни в чем не погрешил против Бога, за что ему была дарована счастливая старость (Быт. 50:22-23; также Завещ. 12 Патриархов passim).
15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске.
И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь.

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search