Библиотека

ОТКРОВЕНИЕ АДАМА

Переводы трактатов "О происхождении мира" и "Сущность Архонтов" сделаны по изданию The Facsimile Edition of the Nag Hammadi Codices. Codex II, Leiden, 1974. Перевод "Откровения Адама" — no изданию F. Morard, U Apocalypse d'Adam (NH V, 5). — Bibliotheque copte de Nag Hammadi, Section "Textes", 15, Quebec, 1985.

Откровение, которое Адам поведал своему сыну Сифу в семисотый год (жизни Сифа)1, говоря:
Внемли моим словам, мой сын Сиф. Когда сотворил меня бог2 из земли и Еву, твою мать, я ходил с нею в славе,3 которую она видела 4 исходящей из Зона, из которого мы возникли5. Она поведала мне слово Гносиса (Познания) Бога, Вечного, и мы были подобны великим ангелам вечным, ибо мы были выше, бога, который сотворил нас6, и Сил, которые с ним, тех, которых, мы не знали. Тогда разделил 7 нас бог, Архонт Эонов8, с Силами в гневе. Тогда мы стали двумя Зонами, и покинула нас слава, которая в нашем сердце, меня и твою мать Еву, вместе с Гносисом первым, который дышал в нас, и она (т. е. слава) бежала от нас и вошла в другой Великий Зон и в другой великий род, который возник не из того Зона, из которого мы возникли, я и Ева, твоя мать, но она вошла в семя Великих Эонов. Именно поэтому я назвал тебя именем того Человека,9 который является семенем этого великого рода и (происходит) из него. После дней тех удалился от меня и твоей матери Евы Гносис вечный Бога истины. С того времени мы научились вещам мертвым, как люди. Тогда мы узнали бога, который сотворил нас, ибо мы перестали быть чуждыми его Силам. И мы служили ему в страхе и рабстве. После этого мы стали такими, что тьма (воцарилась) в нашем сердце. Я же спал в помысле моего сердца, ибо я увидел трех Людей передо мной, облик которых я не мог знать, поскольку они не из Сил бога, который сотворил нас... (Они) сказали: мне: "Восстань, Адам, от сна смерти и послушай об Зонах и семени того Человека, к которому пришла жизнь, которая вышла из тебя и из Евы10, твоей супруги". Когда я услышал эти слова от тех Великих Людей, которые стояли передо мной11, и тогда мы вздохнули, я и Ева, в нашем сердце. И господь бог, который сотворил нас, предстал перед нами. Он сказал нам: "Адам,, почему вы вздыхаете в вашем сердце? Разве вы не знаете, что я — бог, который сотворил вас, и я вдохнул в вас дух жизни, в душу живую12?". Тогда тьма пала на наши глаза. Тогда бог, который сотворил нас, сотворил сына от себя и Евы, твоей матери13 ...
Я познал желание сладостное твоей матери. Тогда погибла .в нас сила нашего знания навеки, и постигла нас слабость. Поэтому уменьшились дни нашей жизни, ибо я понял, что попал во власть Смерти.
Теперь же, мой сын Сиф, я открою тебе эти (вещи), которые открыли мне эти Люди, которых я увидел сначала перед собой:
После того, как я завершу времена этого поколения и прекратятся годы этого поколения ... раб ... Ибо поднимутся воды дождевые бога Вседержителя14, чтобы он погубил плоть всякую на земле ... из происходящих из семени Людей, в которых процвела жизнь Гносиса, которая вышла из меня и Евы, твоей матери, ибо они были чуждыми ему. После этого грядут великие ангелы в облаках высоких, которые возьмут в место, в котором дух жизни ... с неба на землю ... Останется все множество плоти в водах. Тогда бог успокоится от своего гнева, и бросит свою силу на воды, и даст силу своим сынам и их женам посредством ковчега вместе с животными, которые ему угодны, и птицами небесными, которых он призвал и поместил на земле. И бог скажет Ною, которого поколения назовут "Девкалион": "Вот я сберег тебя в ковчеге с твоими женами, с твоими сынами и их женами, с животными и птицами небесными, которых ты призвал ... Поэтому я дам землю тебе, тебе и твоим детям в царство. Ты будешь царствовать над ней, ты и твои дети, и не выйдет из тебя семя людей, которые не предстанут предо мной в иной славе".
Тогда они появятся как облако Великого Света — придут те Люди, которые были извергнуты из Гносиса Великих Эонов и ангелов. Они предстанут перед Ноем и Зонами15.
. И бог скажет Ною: "Почему ты отошел от того, что я тебе сказал? Ты сотворил иное поколение, чтобы посрамить мою силу!".
Тогда скажет Ной: "Я засвидетельствую перед твоей мышцей, что поколение этих Людей произошло не от меня...".
Гносис ... тех Людей, и она (т. е. Слава Гносиса) приведет их в их землю достойную и построит им место обитания святое, и они будут названы Именем тем16, и будут жить там шесть сотен лет в знании Нетленности17, и будут с ними ангелы Великого Света18. Никакой вещи мерзкой не будет в их сердце, но только Гносис Бога.
Тогда Ной разделит всю землю между своими сыновьями, Хамом, Иафетом и Симом. Он скажет им: "Мои сыновья, внемлите моим словам. Вот землю я разделил между вами, но обрабатывайте ее в страхе и служении все дни вашей жизни. Пусть ваше потомство не отдаляется от лица бога Вседержителя ... я ...".
(Затем сказал) Сим, сын Ноя: "Мое потомство будет угодным перед тобой и перед твоей силой. Запечатлей его твоей рукой сильной в страхе и повелении, потому что все потомство, которое вышло из меня, не отвратится от тебя и бога Вседержителя, но они будут служить в смирении и страхе их знания".
Тогда другие из потомства Хама и Иафета, причем шли четыре сотни тысяч, пошли в другую землю и поселились у тех Людей, которые произошли из Великого Гносиса вечного, потому что сень их силы будет оберегать тех, которые поселились у них, от всех вещей дурных и всех страстей нечистых19.
Тогда потомство Хама и Иафета20 образует двенадцать царств, и их потомство также войдет в царство других народов.21
Тогда будут держать совет ... мертвый Великих Эонов Нетленности. И они22 пойдут к Сакла,23 их богу. Они войдут в Силы, обвиняя Великих Людей, которые находятся в своей Славе24. Они скажут Сакла: "Какова сила этих Людей, которые предстали перед тобой25 и которые взяли из потомства Хама и Иафета (людей) числом четыре сотни тысяч, и приняли их в другой Зон, из которого они произошли26, и опрокинули (тем самым) славу всю твоей силы и царства твоей руки, потому что-потомство Ноя от его сына выполняло всю твою волю вместе со всеми Силами в. Зонах, над которыми царствовала твоя власть. Однако27 те Люди, и те, которые являются поселившимися в их Славе (т. е. 400000), не делали угодного тебе, но совратили весь твой народ".
Тогда бог Эонов28 даст им (в помощь) из тех, которые служат ему ... Они грядут в ту землю, в которой будут Великие Люди, которые не осквернялись и не будут оскверняться никакой страстью, потому что их душа не возникла из руки нечистой, но она возникла из великого повеления Ангела вечного29. Тогда они обрушат огонь, серу и смолу на тех Людей, и огонь и мгла отхватят те Зоны, и потемнеют глаза Сил Светил30, и не увидят их Зоны в те дни. И поднимутся Великие Облака Светлые, и взойдут на них другие Облака Светлые из Великих Эонов: взойдут Абрасакс, и Сабло, и Гамалиил 31 и вынесут тех Людей из пламени и гнева, и возьмут их выше Эонов (бога) и правителей Сил, и возьмут их из ... жизни .... возьмут их .... Эонов ... Ибо там местопребывание Великих Эонов, и ангелов святых, и Эонов. Станут Люди подобны тем ангелам, потому что не чужды им они, но они действуют в семени нетленном.
Вновь опять пройдет в третий раз Светило Гносиса32 в великой Славе, чтобы оставить из потомства Ноя и сыновей Хама и Иафета33 — чтобы оставить себе деревья плодоносные34. И он спасет их души от дня смерти35, потому что вся тварь, которая произошла от земли мертвой, будет во власти смерти. Те же, которые мыслят о Гносисе Вечного, Бога, в своем сердце, не погибнут, потому что они не приняли духа от этого царства одного36, но приняли его от ... Ангелов вечных ... Светило ... Сифа, и он сотворит знамения и чудеса, чтобы посрамить их Силы и их Архонта.
Тогда встревожится бог Сил, говоря: "Какова сила этого
Человека, который выше нас?". Тогда он воздвигнет великий гнев на того Человека. И удалится Слава, и пребудет в домах святых, которые избрала себе37. Тогда покарают плоть этого Человека, на которого снизошел Святой Дух38. Тогда воспримут это Имя (т. е. Человека) ангелы и все поколения Сил в заблуждении (т. е. не понимая), говоря: "Откуда это произошло и откуда вышли слова ложные, которых не могли обнаружить .все Силы?"39
Ибо первое царство 40 говорит о нем: "Он произошел из ... :на небо дух, воспитали его на небесах, он получил славу от этого и силу. Он пришел на лоно своей матери и так взошел на воду"41.
Второе царство говорит о нем: "Он произошел от великого :пророка, и прилетела птица, и унесла младенца рожденного, и принесла его на высокую гору. И он был вскормлен птицей небесной. Ангел пришел туда и сказал ему: "Вставай, Бог славит тебя". Он получил славу и силу и так взошел на воду".
Третье царство говорит о нем: "Он произошел из чрева девственницы. Он был изгнан из его города, он и его мать. Он был взят в место пустынное и был там вскормлен. Он пришел, получил славу и силу, и так он взошел на воду".
Четвертое царство говорит о нем: "Он произошел от девственницы ... (Соломон) искал ее, он, и Ферсало, и Сауил42, и 'его войска, которые он послал. Соломон также послал свое войско демонов искать девственницу. И они не нашли ту, которую искали, но девственница, которая была дана им, ее они привели. Взял ее Соломон. Зачала девственница и родила младенца в месте том. Она вскормила его в овраге пустыни. Когда он был вскормлен, он получил славу и силу из семени, из которого он родился, и так он взошел на воду".
Пятое царство говорит о нем: "Он возник из капли неба. Он был брошен в море. Океан принял его, родил его, поднял его на небо. Он получил славу и силу, и так он взошел на воду".
Шестое царство говорит (о нем): "... в Зон, который внизу, чтобы он собрал цветы. Она зачала от страсти к этим цветам. Она родила его в месте том. Ангелы этого сада вскормили его. Он принял славу в месте том и силу. И так он взошел на воду".
Седьмое царство говорит о нем: "Капля это, она снизошла с неба на землю. Унесли его в пещеры драконы. Он стал младенцем. Дух снизошел на него. Он взял его в вышину, в место, из которого произошла капля. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду".
Восьмое царство говорит о нем: "Облако сошло на землю. Оно окутало скалу. Он возник из него. Вскормили его ангелы, которые на облаке. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду".
Девятое царство говорит о нем: "Из девяти Пиерид (т. е. муз) одна отделилась. Она взошла на гору высокую. Она провела некоторое время, сидя там, так что воспылала страстью к себе самой, чтобы стать андрогином. Она удовлетворила свою" страсть, зачала от своей страсти. Он был рожден. Вскормили его ангелы, которые на страсти. И он получил славу в месте-том и силу. И так он взошел на воду".
Десятое царство говорит о нем: "Его бог возлюбил облако страсти. Он взял его43 в свою руку и изверг на облако перед собой из капли. И он родился. Он получил славу и силу в месте том. И так он взошел на воду".
Одиннадцатое царство говорит: "Отец воспылал страстью-к своей собственной дочери. Она зачала от своего отца. Она бросила ... в гробницу в пустыне. Ангел вскормил его в месте том. И так он взошел на воду".
Двенадцатое царство говорит о нем: "Он возник от двух Светил. Он был вскормлен там. Он получил славу и силу. И так. он взошел на воду".
Тринадцатое царство говорит о нем: "Рождение всякое у их: Архонтов — Логос44. И получил назначение в месте том этот Логос. Он получил славу и силу. И так он взошел на воду, чтобы было удовлетворено желание этих Сил".
Поколение же, не имеющее царей над собой45, говорит: "Бог избрал его из Эонов всех. Он заставил Гносис Незапятнанного истины существовать в нем. Он сказал: „Вышло из Воздуха чуждого из Великих Эонов Великое Светило, (заставив?)46 поколение тех Людей излучать свет, тех, которых оно избрало себе,, чтобы они светили на весь Зон".
Тогда Семя противостанет Силе, те, которые примут его Имя на воде, и (которые) у них всех (т. е. под их покровительством)47. И облако темное сойдет на них. Тогда возопят великим голосом народы, говоря: "Благо душе тех Людей, потому что они познали Бога в Гносисе. Они -будут жить во веки веков, потому что они не погибли в их страсти, вместе с ангелами, и они не совершили деяний Сил, но они стояли пред Ним в Гносисе Бога, подобно свету, вышедшему из пламени и крови. Мы же — мы творили все дела в неразумии Сил. Мы хвалились преступлением всех ваших дел и восставали против Бога истины и Его дел .'.. вечен. Эти против наших духов. Ибо мы поняли теперь, что наши души умрут смертью!".
Тогда был глас к ним, говоря: "Михеу, и Михар, и Мнесинус, те, которые на крещении святом и воде живой48, почему вы взывали против Бога живого голосами беззаконными и языками, у которых нет закона, и душами, полными крови, и делами нечистыми, будучи полны делами, не принадлежащими истине, но ваши пути полны крови и ликования, причем вы осквернили воду жизни, вы вовлекли ее в желание Сил, которым вы были даны, чтобы служить им. И ваш помысел не уподобился помыслу тех Людей, которых вы преследовали...".
... их плод не увянет, но они станут известными до Великих Эонов, потому что слова Бога Эонов, которые они сохранили, не были предназначены для свитка и не записаны, но ангельские существа принесут их, эти (слова), которых не познают все поколения людей, ибо они будут на горе высокой, на скале истины, поэтому они будут названы "Слова Нетленности и Истины, (обращенные к) тем, которые знают Бога вечного в мудрости Гносиса и учении ангелов вечных", потому что Он знает все.
Это — откровения, которые Адам открыл Сифу, своему сыну, я его сын сообщил их своему потомству. Это Гносис сокрытый Адама, который он дал Сифу. Это святое крещение тех, которые знают Гносис вечный от рожденных Логосом и Светил нетленных, тех, которые вышли из семени святого: Иессеус, Мазареус, Несседекеус, вода живая.
Апокалипсис Адама.
ПРИМЕЧАНИЯ

1Т. е. в последний год жизни Адама, который родил Сифа на 230 году. Свидетельство того, что автор опирается на Септуагинту (перевод 70 тол-жовников, II в.), а не на еврейскую Библию, согласно которой Адам родил "Сифа на 130 году.
2 Демиург, Великий Архонт, не ведающий истинного Бога, ср. "Происхождение мира" и "Сущность Архонтов".
3 Выражение "ходить" в смысле "пребывать, жить", обычное библейское выражение (ср. житейское "все под Богом ходим"). "В славе", т. е. пребывали в свете Гносиса.
4 Мотив женщины как носителя знания, ср. истинную Бву, вошедшую в древо Познания, которая, опять-таки через женщину, Еву земную, просвещает Адама; Пистис, просвещающую Саваофа через свою дочь Зою ("Происхождение мира").
5 Кажущееся противоречие — возникновение из Зона и в то же время сотворение демиургом из земли. В сотворенных демиургом людей проникает из Плеромы Гносис, и Адам и Ева становятся Эоном, который затем демиург разделяет.
6 Обладая Познанием (Гносисом) Бога вечного, которое вошло в них, они были выше бога-демиурга, не ведающего истинного Бога; демиург сотворил их тело и душу (ср. "Происхождение мира" и "Сущность Архонтов"), но не дух.
7 Единый Зон разделил на два.
8 Эонов нижнего, материального мира, в отличие от Великих Эонов Плеромы.
9 Зон Сиф, ср. Зон Человек в валентинианской схеме (см. введение).
10 Выше говорится о том, что Познание (Гносис) и слава покинули Адама и Еву и вошли в другой Великий Зон и другой великий род. Здесь говорится о "жизни". Последующий текст вносит ясность: из Адама и Евы вышла (т. е. покинула их) "жизнь Гносиса".
11 Имеются в виду не только что приведенные слова, но вообще все откровение; оно излагается ниже.
12 Обычно исправляют "(чтобы сделать вас) душой живой".
13 В других трактатах (см. напр. "Сущность Архонтов") Ева рождает от Великого Архонта Каина и Авеля. Здесь в дальнейшем нет речи о сыне. После данных слов следует лакуна.
14 Демиурга, Архонта.
15 Перед Зонами демиурга и Ноем снова появятся Люди, которых демиург считал погибшими при потопе.
16 Т. е. Сифа, сифиане.
17 Ср. начало "Сущности Архонтов".
18 Т. е. Плеромы. Материальный мир — тьма, см. начало "Происхождения мира". Эпитет необходим, поскольку ангелы есть и у Архонтов.
19 Таким образом все потомство Сима останется в подчинении у демиурга, в то время как 400 тысяч из потомства Хама и Иафета отправятся поселиться в святую землю под покровительство Людей Гносиса.
20 Остальное потомство, за исключением 400 тысяч.
21 Царство других народов, т. е. все народы, кроме двенадцати царств — тринадцатое царство.
22 Те люди, которые остались покорны демиургу.
23 Одно из имен демиурга (как и "Самаил" в "Сущности Архонтов").
24 Т. е. в их "месте обитания святом", которое создала им Слава Гносиса, см. выше.
25 Т. е. которые вновь появились после лотопа, см. прим. 15.
26 Т. е. Великие Люди в свой Зон, из которого они произошли, приняли-400 тысяч.
27 Букв, "и", но здесь явно должен быть противительный союз. Можег быть, смешение при переводе и переписке греческого fiev с так же звучащим коптским союзом "и".
28 Демиург, бог материальных Эонов.
29 По-видимому, Великого Сифа.
30 Погаснут небесные светила.
31 Служители Великих Эонов.
32 Спаситель в Славе Гносиса.
33 Уточнение к понятию "потомство Ноя", т. е. из потомства Ноя могуг быть спасены только избранные из сынов Хама и Иафета; сыны Сима не подлежат спасению.
34 Ср. "Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь" (Матфей, 7, 19; Лука, 3, 9; ср. Иоанн, 15, 2).
35 По воззрениям гностиков, душа смертна, ,как и тело.
36 Т. е. предоставленного демиургом Ною.
37 Ср. выше "Она (т. е. Слава)... построит им место обитания святое".
38 В этом произведении, не относящемся к "христианскому" гностицизму, единственный мотив, перекликающийся с христианством,— мотив Спасителя. По воззрениям "христианских" гностиков, Святой Дух снизошел на Иисуса во время крещения и вышел из него, когда он предстал перед Пилатом. Таким образом, "покарали" только плоть (и душу смертную, см. прим. 35 и введение).
39 Обычно греческий глагол храсцлаъ понимают здесь в его основном значении "пользоваться": "воспользуются этим Именем в заблуждении". Но если они "воспользовались" Именем или, как еще переводят, "узурпировали" его, то дальнейшие слова непонятны. По-видимому, здесь этот глагол употреблен в значении "поступать", "обращаться", т. е., не понимая учения Светила, отнесутся к его Имени не так, как следует, заблуждаясь, считая его учение ложным.
40 Следует изложение ошибочных толкований происхождения Человека в 12 царствах и в тринадцатом (см. прим. 21).
41 Явился в мир? Во "Втором речении Великого Сифа" (кодекс VII, соч. 2-е) упоминается "нисхождение на воду", где "вода" поясняется как "пределы нижние", т. е. материальный мир (ср. воды в "Происхождении мира" и "Сущности Архонтов").
42 Какие-то магические помощники царя Соломона; легенда неизвестна. Ср. аллегорию в гл. 8 "Премудростей Соломона".
43 Т. е. половой член. "Облако" в коптском — женского рода. Здесь — влияние египетской мифологии. Бог Солнца, вначале единственный существующий, путем мастурбации создает богов.
44 Т. е. Архонты творят словом (см. "Происхождение мира"). С другой стороны, поскольку христиане относятся к тринадцатому царству, налицо намек на "Логос" в Евангелии от Иоанна.
45 Все 13 царств, разумеется, ошибаются: только поколение "без царей", сифиане, знают истину.
46 В этом месте лакуна.
47 Имя Сифа — у носителей Гносиса, сифиан, семени Сифа, с которыми в союзе состоят находящиеся под их покровительством те люди из рода Хама и Иафета, которые могут быть спасены.
48 Ошибка переводчика. Упомянутая троица встречается и в других гностических трактатах. Она заведует живой водой крещения. Очевидно, "глас" — это обращение этой троицы к людям в ответ на их вопль. В "Евангелии от Египтян" они называются возглавляющими источник истины и "врата 'вод". Другая троица, также имеющая отношение к крещению, Иессеус, Мазареус и Иесседекеус, называется там, как и в данном трактате, "водой живой".
Main page Contacts Search Contacts Search