Дао

«Владеющий Дао будет царевичем в этой жизни и царем в грядущей» — Чуань Цзе



Даосизм это восприятие мира, корни которого простираются к древнему шаманизму. Учения Дао отображены в Дао Де Чинг, очень популярной и читаемой книги в мире. Дао Де Чинг это восемьдесят одна поэма, написанные мудрецом Лао Тзы примерно в 500 году до нашей эры. Эта книга вызывает огромный интерес уже не у первого поколения. Однако этот интерес остается неудовлетворенным из-за таинственных, противоречивых, а порой просто странных толкований и интерпретаций этого учения. Но как всегда происходит с подобного рода книгами, эти интерпретации только запутывают, а не помогают обрести четкую картину мира и понять учение в целом. Одним из главных постулатов Лао Тзы является принцип Высочайшей Четкости . Всякая запутанность и смятение является грехом в даосизме. Мистификация, к которой все так стремятся, окутывает это учение и делает его для читателя недоступным и непонятным. На сегодняшний день существует множество толкований этой книги, не смотря на это даосизм, остается не разгаданным и непонятным, что делает его еще более привлекательным. 

Дао Де Чинг охватывает все аспекты существования и бытия. Эта книга сочетает в себе земные и духовные аспекты с принципами, которые одновременно функционируют в физическом, психическом и иных измерениях. По этой причине, Даосизм включает в себя физические упражнения, медитацию, теософию и религиозные церемонии, которые помогают на основе физического опыта найти связь с другими измерениями, это свидетельствует о его и прагматичности.

Покой и Душевное Благополучие


«Кто может найти покой в этом грязном мире?» — Лао Тзы

На первый взгляд цель даосизма заключается в том, чтобы объяснить, как работает мир и как лучше выжить в этом мире. Но это всего лишь морковка, для осла, что бы заставить его пойти в нужном направлении . Таким образом книга Дао Де Чинг, написанная основателем даосской религии Лао Тзы, представляет собой практическую философскую инструкцию с принципами для достижения жизненного покоя. Найти покой и душевное благополучие в мире наполненным хаосом, абсурдом и страданием - очень не простая задача. Однако Лао Тзы может помочь вам с помощью своей древней мудрости. Он дал определение покоя как величины, с помощью которой мы должны измерять свой личный успех в продвижении к истиной цели, своего существования. В свою очередь личный успех определяется осознанием и фильтрацией всех социальных ценностей, которые проходят через нас в течение жизни. Поставить под вопрос общепринятые ценности не просто. Но став на этот путь осознания и очистки своих мозгов, можно избежать таких опасных социальных болезней, как жажда славы и дикого богатства и страх физической кончины. Аспекты даосизма учат нас тому, что осознанное спокойное физическое существование и правильно выбранная цель, лучше всего подготовит нашу душу к тому времени, когда мы не будем нуждаться в физическом теле. А пока, физическое, ментальное и метафизическое спокойствие-это основная цель даоса в материальном мире.

Единство и целостное представление


«То, что он видел Единым,было Едино,а что он видел не Единым,также было Едино.Там где он видел единство,сказалась его божественная природа;там, где он видел различия, сказалась природа человеческая.» — Чуань Цзе


Даосизм является системой, построенной на основе целостного представления реальности. Эта система объединяет в себе существование индивидуума с принципами, которые затрагивают видимое и невидимое измерения. Знаменитый даосский символ Инь-Янь представляет собой универсальное единство черного и белого цветов, вращающихся в круге. Это изображение представляет знаковую двойственность всех явлений –например, зима и лето , мужчина и женщина, жизнь и смерть. Все это противоположные проявления одного и того же принципа, которые являются лишь проявлением целого. 

Манифестация Дао

«Не развивай свою человеческую природу,а развивай божественную.» — Чуань Цзе 

Даосизм говорит о присущей, человеку приземленного типа, интеллектуальной ограниченности , ведь только умом мир не понять, но также избегает концепций, которые не могут быть опробованы и проверены практическим применением. Такое условие требует от даоса учиться наблюдать конкретные проявления и манифестации высших сил через природу и человеческую в том числе, но не в коем случае не полагаться на предположения. В этом даосу может помочь природа. Природа служит чистейшей манифестацией Небес и является моделью жизни для истинного даоса. С другой стороны природа человека, проявляющаяся в обществе, представляет собой бесконечный источник путаницы и ее следует рассматривать с осторожностью и подозрением. Ведь общество воспитывает человека с его рождения доктринами социальных ценностей, которые удобны и приемлемы для общества и бесполезны и опасны для индивидуума. Эта двойственность - естественность законов природы и неестественность социальных ценностей и законов - четкий даосский принцип.

Природа материи не добра

«Природа не добра. Она обращается с живыми тварями как с соломенными собаками для жертвоприношений.
Мудрец не добр. Он обращается с людьми как к жертвенным соломенным собакам.»
— Лао Цзы 

Какой же главный урок должен уяснить даос, рассматривая проявленную, то есть материализовавшуюся природу как модель жизни? Лао Тзы не допускает никакой путаницы с его заявлением: "Природа не добра". Не смотря на радужное представление природного мира как среды вежливого сосуществования, реальная материальная действительность доказывает обратное. В пищевой цепочке организмов более сильный побеждает слабого. Как мы видим, в нашем природном мире не существует никакой надуманной гуманности, так как все жизненные усилия посвящены выживанию. Поэтому Лао Тзы настаивая, что мудрец не добр, призывает даосов избегать Сирены называющейся Мировой Любовью и вместо этого принять жестокое мышление равнодушия по отношению ко всем кроме тех, кто насытился всеми прелестями этой жизни и не нашел в ней ничего стоящего, что бы оставаться в такой форме проявления своей сущьности. Просвещенный интерес индивидуума к своей жизни и жизни тех кто поглядывает на небеса, самый лучший способ описать этот принцип в современной манере.

Общество против личности 

«Все люди в этом мире как будто имеют цель. Только я одинок в своем упрямстве и невежестве, и пытаюсь познать узор жизни,сотканный создателем.» — Лао Цзы


Даосизм это практика индивидуума. Даосизм рассматривает общество как группу запутавшихся людей, которые добровольно подчиняются заманчивым социальным идеям и идут на поводу, якобы духовных лидеров. Лао Тзы предостерегает индивидуума, объясняя ему, что зачастую социальные ценности, к которым нас призывает общество принесут, пользу только обществу и ущерб индивидууму. Таким образом, даос должен разделять неэффективные добродетели от эффективных с помощью понимания, что существуют полезные ценности личности и опасные ценности общества. Эта двойственность взаимоотношения общества с человеком -другая уникальная даосская концепция, которая во многих отношениях, важна для выживания личности. 


Гуманность и Справедливость

«Когда устранили великое Дао,появились "человечность" и "справедливость".» — Лао Цзы


После того как Лао Тзы четко описал двойственность принципа общества против личности, он идет дальше определяя при этом источник пагубных социальных ценностей. Он пишет, что гуманность и справедливость могут быть заманчивыми добродетелями , но на самом деле они очень губительны для личного благополучия. Такое утверждение достаточно трудно принять. Как гуманность и тем более справедливость могут быть плохи? Ответ лежит на поверхности той глубины постижения, из которой видно, что любое общество или группа лиц, собранная общей идеей, в значительной мере устанавливает искусственные и не натуральные понятия о достоинствах, отражающие якобы суть общей души Вселенской. Но на самом деле Вселенская Гуманность есть искусственная и не натуральная любовь. Вселенская гуманность и справедливость очень пагубны и опасны для индивидуума, так как эти ценности презирают естественный самоинтерес, то есть естественный рост личности, и облачают личность в искусственно созданную среду обитания, прим этом называя ее природной. Лао Тзы пропагандирует теорию гуманности и справедливости в более естественной форме, которая истинно отражает суть человека. 

Невмешательство

«Он реагирует только тогда, когда его побуждают к этому, действует только тогда, когда его принуждают к этому, и вкладывает все свои силы в действие только тогда, когда иначе нельзя.» — Чуань Цзе


Одним из основополагающих принципов даосизма является принцип Ву Вэй или Невмешательство. Этот принцип почти всегда воспринимается не правильно, так как часто этот иероглиф переводится как не деяние. Даос признает свои внутренние ограничения и понимает как много усилий и времени нужно приложить для того, чтобы развить сильный ум, дух и тело. Таким образом, философия Лао Тзы рекомендует посвятить всю свою энергию и время для достижения собственного равновесия и самосовершенствования и сходя уже из этого состояния внутреннего покоя, будет больше пользы для окружения. Это означает - не тратить драгоценное время и энергию на никчемные якобы благодеяния для людей и не нужные пустяки. Прежде всего, это означает не пытаться изменить вещи, в итоге все приносит ощутимую пользу для даоса. 
Например: никогда не быть вовлеченым в политику, потому что попытка изменить и улучшить общество - это трата жизненных сил, времени и энергии с ничтожно малым результатом для индивидуума. Невмешательство можно расшифровать так- даос дает возможность вещам и событиям достичь гармонии естественным путем в соответствии с их натуральным существованием, а также приспосабливается к ситуации и растворяется в окружающую среду, не пытаясь ее изменить. Он ничего не пытается изменить и улучшить. Он наблюдает со стороны не вмешиваясь. Бессмысленно растрачивать энергию на то, чтобы сохранить окружающую среду или изменить мир. Даос должен позволить естественный ход событиям . Самая главная помощь, которую человек может сделать для общества- это помочь самому себе. Таким образом, обществу не нужно будет тратить силы и энергию на помощь этому человеку. Путем вмешательства, даже во имя улучшения, благие усилия могут фактически разрушить естественный путь событий - и в конечном итоге причинить вред индивидууму. Следует иметь в виду, мантра Лао Тзы о невмешательстве не является рецептом для пассивности. Когда кто-то или что-то угрожает даосу и его близким (вмешательство с ним), он восходит к действию, используя резерв мощности накопленный не вмешательством с другими. Истинный даос пытается приспособиться и раствориться в существующей реальности, а не пытается ее менять и в этом заключается его сила. 

Маскировка 

«Только совершенный человек может совершать свой путь в современном мире, не привлекая к себе внимания.» — Чуанг Цзе


Поскольку ценности даоса связанные с его самоинетересом и здоровым эгоцентризмом могут восприниматься как эгоистические и встретить жесткое отторжение и сопротивление в обществе. Чтобы справиться с этой нежелательной враждой, Лао Цзы считает, что нужно скрывать такие убеждения, используя стратегию маскировки. Обращение к природе, как к эталону дает нам важную методику использования маскировки , которая является решающей при выживании в трудных ситуациях нашей жизни. Беспристрастная жестокость природы научила животных избегать нападения хищников, сливаясь с окружающей средой. Лао Цзы предупреждает, что даос должен оставаться таким же неприметным перед лицом общества, которое в корне к нему недружественно. 

Желания и лимиты

«Знание предела позволяет избавиться от опасности.» — Лао Цзы


Дао де Чинг это книга предупреждений и советов. Одним из самых дальновидных советов Дао де Чинга является призыв понять свои лимиты и возможности. В Западной культуре бытует мнение, что человек может достичь всего, что пожелает стоит ему только поставить цель и верно идти к ней. С этим мнением связанно высказывание: "Только небо предел". Дао де Чинг предупреждает даоса не попадаться в эту ловушку. Этот миф ставит человеческую жизнь под угрозу, т.к. она становится зависимой от плана, мотивированного неограниченным, то есть по сути бесконечным желанием, и как следствие нереалистичными ожиданиями, потому как бесконечное не может войти в конечное и вынуждено расколоться на множество бесконечных. Антидотом Лао Цзы от этого распространенного социального яда является анализ естественного мира как среды с четко определенными лимитами, то есть мир это всегда конечное состояние, а мир бесконечности это разбитый мир на множество преходящее в бесконечность (в мифологии обозначается символом спирали). В отличии от модели мира бесконечности, выше которого непостижимость, потому как чем ближе путник к горизонту тем дальше горизонт удаляется от него, и мир таким образом расширяется вширь, но не ввысь, ментальные же модели мира даоса прочно опираются на действительность, избавленные от тенденций преследовать химеры. Истинный даос удовлетворен возможностью достичь реально достижимое. 

Инь и Янь

«Инь и Янь деиствуют в соответствии друг с другом, влияют друг на друга и сохраняют друг друга на месте.» — Чуанг Цзе


Принцип Инь- Янь, изображаемый с помощью круглого символа, известен во всем мире. 
 
Черная и белая части символа Инь-Янь обозначают диаметрально противоположные принципы, которыми пронизаны все явления в нашей Вселенной: например, жизнь и смерть, мужское и женское начало, горячее и холодное, размышление и отсутствие мыслей, действие и бездействие. Каждая часть символа, наполовину белого, наполовину черного, представляет собой полную противоположность другой части. Обратите внимание также, что ни белый, ни черный цвет не преобладают в круге, они оба присутствуют в равном соотношении, тем самым показываются естественные пропорции нашей Вселенной. Для гармонии жизни на Земле необходимы день и ночь в приблизительно в равном соотношении. Повсюду в природе мы видим полярные, но при этом дополняющие друг друга противоположности. S-образная линия, разделяющая черный и белый сектор круга, тоже напоминает нам о непрекращающемся переходе одной противоположности в другую. Этот наглядный символ принципа Инь- Янь демонстрирует каким образом противоположности должны существовать в равновесии, чтобы можно было достичь гармонии, но это не конечная цель а лишь состояние из которого определяется следующий реально достижимый результат. Это подобно тому, что в китайской медицине равновесие Инь и Янь является важнейшей основой для излечения. Для ученика Дао понимание соотношения сил Инь и Янь в его жизни- самое главное, что позволяет понять его путь. 
И еще, обратите внимание на то, что белая и черная части круга разделяются очень четкой линией. Такая определенность цвета означает, что ясность необходима даосу во всех проявлениях его жизни. Серому цвету нет места в символе Инь- Янь! 
Ясность требует, чтобы даос ничего не делал лишь наполовину, или, если вспомнить старую поговорку, не пытался усидеть на двух стульях. На пути становления духовной личности необходимо четкое, целенаправленное понимание происходящего, чтобы можно было предпринять соответствующее действие. Нужно насторожиться, когда черное и белое смешиваются, ведь в белый как мы знаем, содержит весь спектр цветов и по мере его затемнения проявляются все цвета радуги, то есть суды – ограничения (ограниченная мера суждения о чем либо). Это как сумерки при переходе дня в ночь, и к сожалению, мера суждения не минуема в этом случае что ввергает человечество во всевозможные жизненные битвы и сражения. И, задача даоса в этом случае - сократить это время судов настолько, насколько это возможно. Подобным же образом, для человека, который переживает смутные времена в своей жизни, важно искать ясности и не упиваться двусмысленными ситуациями. 
Заблуждения по сердцу многим людям, гоняющимися за химерами. Они боятся принимать решения, поскольку это влечет ответственность за свои действия. Для таких людей граница между Инь и Янь размыта, и им достаточно радуги в небе, что позволяет им днями копаться в земле, а ночами отключившись от реальности, включаться в фантазии своих снов. 
Человек же должен понимать, что соединение противоположностей необходимо для нормального функционирования практически всего, что есть на свете. Лао-Цзы обращал внимание на присутствие хотя бы малой части противоположностей во всем, напоминая, что мужская составляющая любого явления должна включать женскую, это две точки: черная на болом, белая на черном. В этом заключается естественный путь даоса, а не в стремлении к свету, в котором нет реальности, а есть лишь экран, на котором проецируются действия бесконечного фильма из непрекращающегося потока иллюзий исходящего от света. 

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search