Заратустра

Авеста – это священная книга последователей Спитамы Заратустры. Имя Заратустра означает на арамейском «Обладатель старого верблюда» (уштра – верблюд, зарат – старый). Но это лишь внешнее имя пророка, говорящее о магическом этикете его народа. Внешнее имя призвано предохранить его носителя от воздействий вредоносной магии. Трудно причинить вред человеку, не зная его истинного имени. За каждой стихией, телом и взаимодействием Мироздания стоит определенная Сила, имеющая свое Имя. Знать Имя (свойства и функцию)значит иметь способ взаимодействовать снею. Истинное, сокровенное, имя Заратустры хранилось в великой тайне и нам не известно.

Во времена Заратустры народы, населявшие Землю, нередко прибегали к силе заклинаний с сопутствующими обрядовыми действами (жертвоприношениями и возлияниями и др.). Они привлекали могучие духовные силы для совершения возмездия врагам через обряды вредоносной магии. По отношению к своим соплеменникам-единоверцам маги чаще выступали как защитники и совершали обряды охранительной магии от ответных воздействий колдунов иных племен и народностей.

Колдовством маги привлекали богов (дэвов) различных природных стихий – ветра, огня, засухи, морового поветрия и т. д. Нередко они прибегали к силам еще более могущественной природы – дэвам небесных светил – Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна.

Главным своим родоплеменным и сословным покровителем, источником неограниченной власти над земным миром халдеи считали величайшего из дэвов, олицетворяющего небесную силу планеты Юпитер. Этот дэв имел много сакральных имен (одно из этих имен – Гуру (Великий учитель), и согласно многовековой традиции именно он посредством своих мыслей, облеченных в слова, сотворил весь вещественный мир. Поэтому маги времен Заратустры чтили дэва Юпитера более остальных. Этому дэву они уподобляли и себя, подражая ему, маги облекали свои мысли (как добрые, так и злые) в слова призываний, заклинаний, проклятий и благословений, с помощью которых стремились изменить реальность земного мира, творить вещи и события. И если мы сегодня заглянем в самих себя, то обнаружим такие же качества нашего характера, как одобрение и порицание, с помощью которых мы пытаемся влиять на общество, с целью изменить реальность окружающего.

Б-Г возбудил в Заратустре дух нетерпения против такого порядка вещей, привнеся через него в мир сокровенное знание. Суть послания Заратустры человечеству такова: существует два мира, данных нам в ощущениях: мир телесный, вещественный, и мир бестелесных сущностей. Первый мир преходящ, был сотворен и будет разрушен (об этом же учил и Христос: «Небо и земля прейдут, но слова не прейдут» (Лука, 21:33)). Второй – непреходящ, вечен и неуничтожим. Последний является причиной и основой всего Бытия. Его дотелесные прообразы могут иметь вещественные воплощения, но способны существовать и без них. Телесный, вещественный мир возник, изменяется и развивается в результате единства и борьбы двух духов: Спента-Манью (Святой Дух) и Анхра-Манью (злой дух). В каждой вещи противоборствуют созидательный Добрый Промысел и разрушительный злой умысел. Телесный мир – великая арена их борьбы, и существует он лишь в состоянии одновременного становления и разрушения.

От двух источников, говорили они, происходят все события в мире, часть из них хорошие и часть из них - плохие. Этот вид заблуждений находим в Талмуде: «От середины и вверх – Урмиз, от середины и вниз – Аурмиз» – так сказал идолопоклонник Эмеймару (Талмуд, Сангедрин 39а).  

Единовластный Правитель Мира бестелесных сущностей и есть Б-Г, ТВОРЕЦ Вселенной. ОН посредством духов «Б-жьего Промысла» и «Предопределения» Творит Вселенную, Предопределяет пути ее развития. Этого Высшего Б-ГА Заратустра назвал Ахура-Мазда (Властелин Мысли) и лишь ЕГО Одного объявил достойным почитания и молитвы. 

В отношении Сотворения Мира Заратустра учил своих последователей, что Властелин Мысли (Ахура-Мазда) сотворил мир из былой Пустоты. Прежде всего, в сердце Б-ГА возникла Мысль, которая породила дотелесные прообразы всех вещей – фравари. Затем Властелин Мысли дал им имена-слова, дабы, родившись, они сразу же обрели могущество и помогли в Творении Мира. Затем ОН облек мысли и фравари в телесные формы.

Сначала из сверкающего металла было создано Небо в форме яйца, светлое и ясное, с далеко простирающимися концами. Своей вершиной небо достигло Бесконечного Света, Царства Властелина Мысли. Все последующие творения создавались внутри Неба. Желанная Власть (Хшатра-Варья) – покровитель неба и металлов. Вторым творением Властелина Мысли была Вода, которая наполнила Небо, как белок заполняет яйцо. Харватат – покровитель Воды. Третьим Творением была создана Земля. Со всех сторон Землю окружали Воды.

В благовествовании Заратустры Мир Духовного отделен от мира телесных форм. Мир Духовных Сущностей изначален, сотворен и неподвластен изменениям. Мир телесных вещей вторичен, сотворен в результате смешения двух противоположностей – Духа Добра и духа зла. В момент окончательной победы Добра над злом телесный мир прекратит свое существование, и останется только Мир Духовных сущностей.

Принято говорить о дуализме зороастрийской религии, но это не совсем корректно. Пророк проповедовал примат Доброго Помысла Б-ЖИЕГО в первичном бестелесном Мире. Противоборство Добра и зла происходит лишь в мире телесных воплощений, который ограничен пространственными и временными рамками, полностью зависит от Мира бестелесного и сольется с последним при окончании времен. Властелин Мысли (Ахура-Мазда), Владыка Мира бестелесных сущностей, предвечный ТВОРЕЦ двух противоположных энергий, и как ТОТ, в КОМ они прекратят свое существование. Как прообраз некой плазмы, в которой растворяется все, что бы существование не прекращалось надо настолько проникнуться Его мыслью, что она становится твоей, и тогда это называется слияние в идентичных свойствах. Тогда стирание «Я» не происходит, а приходит освобождение «Я», и полное отождествление себя с Ним, где нет никого кроме Его.

Заратустра проповедовал: что главная цель создания человека и его жизни – служение Ахура-Мазде и принятие ЕГО стороны в борьбе со злым духом (Анхра-Манью – духом лжи, ярости, гнева, гордыни, зависти, разврата и смерти) (источником зла). Служение и помощь Властелину Мысли должны быть действенными и проявляться в мыслях, словах и поступках. Стать безучастным праведником недостаточно для спасения души. Нужно активировать в себе эти негативные качества настолько, что бы явно почувствовать в себе все эти свойства несущие только разрушение и смерть, и тогда не надо себя уговаривать от отказа от них, все произойдет естественно, в свете осознания, как не сунем мы руку в огонь, после того как раз обожглись. Что и называется Свет освободитель, который освобождает от оков бренного мира. 

Еще два с половиной тысячелетия назад Б-Г через Заратустру донес до человечества, что в основе Мироздания лежит Благая МЫСЛЬ. Это как раз то, что мы ныне и пытаемся осознать.

Согласно мифу Заратустра происходил из древнейшего арийского рода и принадлежал к сословию магов. По отцовской линии его родословная восходит к самому Арьи (Иафету). Рождение Заратустры сопровождалось злобным сопротивлением дэвов, всячески препятствовавших его появлению на этом Свете. И только Личное вмешательство Самого Ахура-Мазды (Властелина Мысли) позволило Заратустре воплотиться и устоять в добродетели. В тридцать лет (551/550 г. до Р. Х.) Заратустру осенила истина новой веры. Его посетил Воху-Мана (Добрый Промысел – направленность мышления к Добру), посланец Властелина Мысли. Воху-Мана сопроводил Заратустру в Собрание семи Бессмертных Святых, в присутствии которых Ахура-Мазда (Властелин Мысли) поведал Заратустре: «Что наиболее совершенно в телесном мире – во-первых, добрые помыслы; во-вторых, добрые речи; в-третьих, добрые дела», и о двух изначальных духах – Добром и злом. Святые Бессмертные совершили таинство посвящения Заратустры. Его провели через огонь, вылили на грудь раскаленный металл и распороли ножом. После чего исцелили. Здесь явно указывается о максимальном развитие страстей коим подвержен человек, исцеление приходит, после заболевания, после устанавливается иммунитет, где нет возврата к прежним пагубным привязкам человеческой души, состояние «совершенного праведника».

В зороастризме выделяется шесть благих качеств Ахура-Мазды (Властелина Мысли):

– Наилучшее Суждение, Правосудие, Правда Богатейшая (Арта-Вахишта – олицетворяющий общий закон мироздания и закономерностей телесного мира);

– Добрый Промысел (Воху-Мане – добрый аспект Мыслительной энергии, теснейшим образом связанный с вселенской Душой Быка).

– Власть Желанная или Царствие Желанное (Хшатра-Варья – покровитель Небесной тверди, собственно Царствие Небесное – Вселенская энергия Б-ЖЕСТВЕННОЙ Благодати);

– Святое Смирение (Спента-Армайти – психическая энергия интуиции, а именно богобоязненности, смирения, набожности);

– Целостность и Невредимость (Харватат – очищающие Воды Мироздания);

– Бессмертие (Амэрет – Жизненная Сила и вечное возрождение Б-ЖЕСТВЕННОЙ Сущности).

Шесть благих качеств Властелина Мысли (Ахура-Мазды) – Арта-Вахишта, Воху-Мана, Хшатра-Варья, Спента-Армайти, Харватат и Амэрет зороастрийцы называют Бессмертными Святыми (Амерта-Спента), которые вместе с самим Ахура-Маздой формируют семь высших Б-жественных аспектов Единого ТВОРЦА. Эти семь Б-жественных аспектов заменили традиционные арийские группы божеств, таких, как семь властелинов творения (праджапати) или семь мудрецов (риш).

Согласно преданию, Заратустру убил черный маг-карапан Рвахш Тур (подобный волку). Но и сам злодей издох на том же месте в муках и содроганиях. Заратустра ушел из жизни в 503 г. до Р.Х.

Доктрина Заратустры предназначалась для узкого круга посвященных в члены тайного сообщества. Они именовались первоучителем ведунами. Братство Заратустры состояло из людей, обладающих способностью к мистическому сверхчувственному познанию. Заратустра настаивал на сохранении в тайне мистерий своей веры от мирян и чужеземцев. Ведь развитие эго пагубно, и несет большие разрушения, параллельно с развитием нужно держать связь с Тем Кто несет добро, и без сильного стремления к слиянию с Ним, невозможно устоять перед знанием во имя власти над миром. Он учил, что сокровенные мантры существовали от начала времен в бестелесной форме, он лишь «провидел» их в состоянии глубокого священного транса, без использования наркотического напитка – хаомы.

Заратустра убедил соплеменников, что для общения с Верховным Б-ГОМ не нужны ЕГО телесные воплощения, изображения, изваяния и символы. Нужна внутренняя духовная нить, связующая каждого человека с ТВОРЦОМ. Молитва (внутреннее состояние) стала проводником к слиянию с миром бестелесных сущностей. Учение Заратустры сделало совершенно бессмысленным кровавые жертвоприношения перед образами божеств. По Заратустре, Б-ГУ угодны лишь работа и духовные усилия души, ее настрой и стремление к Нему. Современникам Заратустры было трудно перейти к новому способу Б-гослужения. Духовные усилия – напряженная работа, и даются они людям нелегко. Учение Заратустры о строении души тоже можно назвать реформой. Он обозначил внутренние излучения света, питающие душу: первая энергия – мысли; вторая энергия – наитие, интуиция; третья – чувства; четвертая – ощущения.

Источник зла помещен в глубины человеческой психики и подвластен свободной воле. Гаты часто обращаются к проблеме нравственного выбора. Освобождение души человека от посмертного наказания за неправильный выбор в земном существовании – тот краеугольный камень, на котором зиждется все величественное здание учения Заратустры.

В осознании зла и отречении от злых проявлений этих четырех энергий, ведущих к грехам гнева, гордыни, духовной лени, чревоугодия, насилия, трусости, лжи, тщеславия, зависти, пророк усматривал путь спасения души и всего Мира.

Следуя добрым проявлениям энергий мысли, чувства, ощущения и наития, человек достигает здоровья и долголетия, целости и невредимости в телесном мире (харватат) и блаженного бессмертия (амэрат) в мире бестелесных сущностей.

Авеста – главная священная книга зороастрийцев была записана в V – IV веках до Р.Х. В столице персидского государства Персеполе хранился наиболее полный текст Авесты, записанный на бычьих шкурах золотыми чернилами. Этот первичный список Авесты был уничтожен во время захвата Персеполя Александром Македонским (330 до Р.Х.). Впоследствии при парфянском царе Валкаше (57 – 78 гг. по Р.Х.) была предпринята попытка восстановить состав первичного сборника Авесты. Этот текст был отдан на хранение в храм огня Гандже Шизской у озера Умрия. Новая запись Авесты бала выполнена арамейским алфавитом, не отражавшим гласных звуков. Позднейшая канонизация авестийского текста при санидском царе Шарупе II (310 – 379 гг. по Р. Х.) была выполнена уже с учетом «избыточности произношения». Следует, однако, учитывать, что эта колоссальная работа по редактированию Авесты была сделана жрецами-магами, для которых родной язык Авесты был уже мертвым, и в значительной мере малопонятным, и комментарий исходил по большей части от миропонимания самих жрецов. Одновременно происходила работа по переводу Авесты на живой разговорный и литературный язык – фарси. На нем же составлялся комментарий – зенд и религиозно-философская зороастрийская литература. В первой половине VII века после Р. Х. в канонический состав Авесты входила 21 книга (наск). В богословской энциклопедии Денкард (IX в. по Р. Х.) сохранились сведения о содержании некоторых наск:

1 – о добродетели и благочестии;

2 – о религиозных обрядах;

3 – о маздаяснийской вере и доктринах;

4 – о сотворении мира, об этом мире и о мире загробном, о Страшном суде и воскресении мертвых;

5 – об астрономии;

8 – правовые установления;

10 – о царе Виштаспе и его царствовании, о влиянии Заратустры на Виштаспу;

13 – о добродетельных поступках в детстве Заратустры;

15 – о справедливости в делах, гирях и мерах, о пути праведности;

16 – о гражданских и военных законах, о браке с родственниками, о принципах веры;

17 – о ритуале, об обязанностях жрецов, о загробных наказаниях за прегрешения, об астрологии;

19 – закон против дэвов, об осквернении и ритуальном очищении;

20 – о добродетели, о судьбе души после смерти;

21 – восхваления Ахура-Мазды и Амерта-Спенты.

От этого огромного свода сохранилось очень немного. Основная часть Авесты погибла в огне арабского завоевания и при насильственном распространении ислама в VII в. по Р.Х.

Главный принцип авестийской астрологии – целостность Мироздания. То, что происходит в сходных элементах, частицах Вселенной, то повторяется при похожих обстоятельствах и в других элементах неразделимого Мироздания. Звездное небо – лучшая макромодель для определения действия небесных законов, проявляющихся через движение планет, что подчиняется исчислению для прошлого и будущего. Ориентируясь на расположение небесных светил, можно прогнозировать процессы на Земле. Согласно халдейской традиции существует гармоничная структура «Природа – Космос – Человек». Главный Закон Космоса – целостность, гармоничность циклических процессов Мироздания. Обновления астральных циклов неминуемо сказываются на спиральном развитии человеческой цивилизации. Чем выше уровень цивилизации, тем более она становится чувствительней к космическим циклам. Астрологи халдейской традиции выделяют несколько периодов в гороскопе Земли. Один из них – 8 миллионов лет – связан с вращательным движением Солнечной системы в галактике. По утверждению астрологов, этот цикл заканчивается в 2008 г., что должно сопровождаться началом переходного периода изменения направления Земной оси, поднятием и опусканием земной поверхности, резкими переменами в климате, флоре и фауне; возможно появление нового вида людей, способных воспринять иную реальность существования в нераздельном мироздании. Это отчасти можно проследить на новом поколении, которое воспринимает глобальность и целостность мира как нечто само собой разумеющееся, быстро схватывая современные коммуникационные технологии, не задумываясь пользуются Интернетом, мобильными средствами связи практически мгновенно с любым местом нашей планеты. В отличие от предыдущего, где яблочко на тарелочке образ, навеянный сказками. Второй макро-цикл связан с прецессией оси вращения Земли. За 25 920 лет ось Земли по сложному пути описывает полный конус. Этот период называют «великим годом» (или эрой) и выражается через медленный сдвиг звездного неба относительно Земли за один «месяц» (2160 лет) на 30 градусов, или один знак Зодиака. В конце каждого «месяца» происходит смена эпох общественно-экономических формаций. Земная ось закончила свое перемещение в зодиакальном созвездии Рыб и к 2003 г. вступила в свои права эпоха Водолея. В период 2003 – 2008 гг. – перехода в эпоху «Великого Безвременья» количественное накопление информации в живой природе достигнет определенного предела и возможны сбои хронологических циклов, биоритмов живого, что приведет к мутациям.

Для зороастрийцев связь человека с Природой была священной, и для них было страшным грехом загрязнять окружающее пространство – четыре Стихии: «Воздух», «Воды», «Огонь» и «Землю», поскольку это расценивалось как покушение на Дух Б-ЖИЙ. Нарушение гармонии взаимоотношений человека с окружающей средой, а тем более с Б-ГОМ, ведет к болезням, страданиям и стихийным бедствиям.

Судьбы мира для древних халдеев суть мистерии, в которых воплощаются мифы, мировая история, но исход игры и ее подробности не известны. Однако есть личности, рождающиеся в уникальное время, которые многое определяют в будущем.

В зеркале халдейского мироосознания человек и вся окружающая его Природа в целом представлялись двумя устремленными друг к другу Живыми Существами, созданными по единому образцу и пронизанные Единой ДУШОЙ. В рамках зарождающейся натурфилософской мысли эта вера оформилась в идею о внутреннем единстве миров: Микрокосма и Макрокосма. Эти миры аналогичны по устройству и функционируют по одним и тем же законам, т. е. Человек и Мироздание – подобны. Отсюда схоластическая установка познания самого себя через познание Мира или наоборот – познание Мира через самого себя.

«360 кровеносных сосудов в теле человека соответствуют в восточной космологии 360 градусам (лучам) годового пути солнца».

Идея «Подобие порождает подобное» нашла отражение в халдейской парциальной магии. Это такой тип магии, когда магические манипуляции производятся не с самим объектом колдовства, а с его частью или заменителем, или именем.

Халдейская Вселенная далеко не однородна. В ней явно выделялась одна точка, именуемая Центром Мира. Эта точка наделялась максимальной Святостью. Центр Мира был выделен и освящен в трех отношениях. Во-первых, во временном. Именно здесь происходил акт Творения. В этом качестве Центр Мира фиксирует временную границу между Хаосом и Космосом. Во-вторых, именно здесь проходит axis mundi (ось мира). Это место нахождения Мировой Горы (Трона или Алтаря), откуда ближе всего человеку до Неба. Наконец, Центр Мира освящен через космогоническое восприятие мистерии Акта Творения, через Праздник, проводимый как раз в Центре Мира. Ритуал как бы замыкает прошлое и настоящее космологического Бытия и тем символизирует собой вхождение человека в Созданный некогда Мифологический Мир. Халдеи со времен Ноаха сохранили отождествления родины Человека со всей Вселенной.

Напомним, что иудеи отождествляли Центр Мира с камнем в Святая Святых Иерусалимского Храма на Храмовой горе (горе Сион).

Извилистые пути идолопоклонства создали тенденцию смещения халдейской мысли к космологической концепции антропоцентризма. Халдейская мысль через уникальность места Человека во Вселенной незаметно для себя самой сместила Центр Мира в сердце Человека. Антропоцентрическое мировоззрение явилось выражением выделенности Человека из системы однородных природных отношений и осознания себя как Субъекта, а Природы – как Объекта. Противопоставление Субъекта Объекту обернулось глубоким единением самосознания и предметного сознания. Через эту форму рефлексии – говоря языком Гегеля – мыслящий человек из красочной видимости чувственного постороннего мира и пустой тьмы сверхчувственного вступил в духовный день настоящего. С тех пор халдейская мысль обогатилась гордым сознанием собственной исключительности и высокой космологической миссии ярко выраженного антропоцентризма как одной из ведущих мировоззренческих идей.

Антропоцентризм не вырывает Человека из причинной структуры Бытия, но включает Его в систему космических отношений, где Ему отведено особое место «принятия решения», есть Мир или нет: «Небо и Земля существуют вместе со мною, и все Сущее составляет со мной единое целое». 

Поздняя халдейская философия полагала человека родственным и равным Вселенной, провозглашая его миниатюрной копией Мироздания. Ведь сама вселенная является всего лишь маленьким частным проявлением, основанном на притяжении, поглощении, света создателя, в чем действительно ничем не отличается от человека, а цель человека оторваться от поглощения и слиться со свойством Света – эмманировать. Именно противоборство халдейского антропоцентризма и иудейского и исламского Теоцентризма составило суть трагедии зороастризма и Ассирийско-Персидской цивилизации в целом.

загрузка...
Main page Contacts Search Contacts Search