Древнегреческая мысль

Греческие мыслителиПервые самостоятельные умозрительные построения греческих мыслителей, как впрочем, и развивающегося человеческого разума, были во многом позаимствованы из мифа Гесиода о сотворении мира. Миф Гесиода повествовал о начальном отделении Неба от Земли, страсти, разжигаемой Эротом, рождении первого поколения богов и образовании обособленных космических сил, разладах и распрях, серии кровавых расправ и актов мести и, наконец, наступлении стабильности при мудром правлении Зевса и при неусыпном контроле богини правосудия Дике. Досократики на протяжении нескольких поколений обсуждали и подвергали критическому анализу процесс становления Порядка из Хаоса. Здесь интересно заметить о наличие наиболее существенных элементов и в современной науки: тесном союзе теории и практики, слиянии стремления структурировать мир и желании понять его.Они, как и мы ныне, пытались осознать, почему однородное состояние теряет устойчивость? Почему потеря устойчивости приводит к спонтанному дроблению на устойчивые структуры? Почему вообще существуют вещи? Являются ли они хрупкими и бренными продуктами нарушения равновесия между противоборствующими силами Природы.



Принято считать, что начало рациональной греческой философской мысли положил Фалес Милетский (625 –547 гг. до н.э.). Фалес из Милета прошел путь от удачливого торговца оливковым маслом до законодателя. Он бывал в Египте, Ассирии, Вавилоне, где познакомился с сакральными знаниями восточных школ. Фалес уловил устойчивую тенденцию к сведению всего многообразия явлений и вещей к единой основе (первостихии), которой он считал жидкость (влажную природу). Фалес отличал душу от тела и считал душу материальной сущностью. Душа, по Фалесу, – это движущее начало всех явлений природы. Мир у него населен богами (т. е. душами), которые являются источниками движения вещей, действующими Силами Мира. Фалес преуспел и в математике, и в геометрии, и в астрономии. В учении Фалеса, нашли отражение три философские идеи. Во-первых, это идея о материальной основе всех вещей, во-вторых, это требование рационального подхода без ссылок на мифы и, в-третьих, убеждение в возможности понять мир исходя из единого исходного принципа. 

Фалесу принадлежит идея измерения высоты египетских пирамид с помощью палки. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды.
Фалес впервые привел доказательство ряда геометрических теорем. Таким образом, он превратил древнюю и священную ученость в предмет споров и доказательств. Рационально мыслящие греки подхватили идеи Фалеса, вскоре философия стала почетным занятием греческой элиты, своего рода видом спорта. Но в пылу спортивного азарта, можно подменить цели, в место истины, бороться за победу.

Другой представитель Милетской школы Анаксимандр (ок. 611 – 545 гг. до н.э.) расширил представление о началах всего сущего до понятия первоначала «архе» – единой, первичной, беспредельной и бессмертной субстанции. Иначе говоря, это неопределенная материя апейрон – вещественное начало, лишенное границ. Из нее возникают все миры, потому Анаксимандр назвал его Б-жественным. Первостихия превращается в Стихии «Земля», «Вода», «Огонь» и «Воздух», а те переходят друг в друга. Из стихий возникают вещи, в то же самое они и возвращаются. Вещи нечестивы, поэтому они несут наказание друг от друга в установленное время. Б-жественный апейрон не только дает начало стихиям, но и ограничивает их возможности, оставаясь как бы нейтральным в общемировой борьбе. По Анаксимандру, все события в мире пребывают в непрерывной борьбе теплого и холодного, примером чего является смена времен года.

Здесь в целях эксперимента для личного опыта, можно, определить «неопределенную материю» как желание, и посмотреть какая картина из этого выйдет, ведь желание, предшествует возникновению чего либо из ничего, без желания и речи быть не может о какой либо реализации.

Вслед за Милетской школой в древней Греции начали развиваться и другие философские центры, важнейшим из которых стала пифагорейская школа.

Пифагор (580–500 гг. до н.э.) уроженец острова Самоса. Предания гласят, что Фалес Милетский, самый знаменитый из семи мудрецов, склонил его плыть в Египет, к жрецам Мемфиса. Там Пифагор постигал движение светил, толкование снов, причины затмений и равноденствий, узнал о времени и календаре.

Пифагор – это прозвище, означающее «Убеждающий речью». Он обладал феноменальной памятью, позволявшей ему сохранять колоссальный объем информации без записей. Пифагор утверждал, что он спускался в Аид (Ад) и пробыл там 207 лет. В Аиде он видел, «как за россказни о богах душа Гесиода стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена среди змей». Эти 207 лет считаются «психогоническим числом пифагорейцев», оно указывает на время между двумя перевоплощениями человеческих душ (по другим версиям – 216).

Другое предание гласит, что Пифагор во время первого своего воплощения был сыном Гермеса Трисмегиста и просил у него сохранить ему память после смерти. В результате в течение 216 лет Пифагор имел несколько человеческих воплощений и смертей и все эти жизни и посмертный опыт он помнил. Интересно, что Данте Алигьери (1265–1321), прошедший все круги Ада, тоже видел там «осиянного величием» Гомера и других поэтов и философов.

У пифагорейцев, так же как и у индийских браминов, халдейских магов, египетских жрецов и еврейских мудрецов ТОРЫ, в основе учения были заложены «Семеричные ритмы». Семерка являлась священным знаком чистоты и девственности, крепости, здоровья и высшей Мудрости. Семь этапов заключают в себе высшее Начало, универсальный закон Б-ЖИЙ.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения через познание и поиск Истины. Путь познания ведет к единению души человека с Б-ГОМ. Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрет через число».

Судьба Пифагора и его учения – ярчайшее выражение борьбы идей. После разгрома пифагорейского союза тяжелая участь постигла почти всех его учеников, но их старания предопределили пути развития европейской мысли.

Проблемы описания движения на основе развиваемой пифагорейцами целочисленной природы Мира, нашли отражение в известных апориях Зенона (V в. до н.э.) Утверждают, что всего было 45 апорий, но до нас дошли только 9: «Дихотомия», «Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий» и др. Впоследствии Аристотель нанесет еще один ощутимый удар по пифагореизму. В отличие от пифагорейцев и платоников в учении Аристотеля числа характеризуют не сами объекты мира, а лишь отношения между ними. Данное обстоятельство позволило Аристотелю оторвать числа от конкретных понятий и унифицировать их применение для разных сочетаний объектов. В соответствии с этим, например, единица оказалась присуща разным объектам, в зависимости от того, с чем производилось сравнение.  

Черту под античным периодом развития представлений о материи подвели Платон, Аристотель и Демокрит.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.), последователь Пифагора, ученик Сократа, основатель Афинской академии, просуществовавшей 900 лет. Девиз Платоновской академии: «Не геометр да не войдет!»

Комментаторы полагают, что Сократ не был бы предан смерти, если бы хранил в тайне откровения его божественного Даймона. Сократ утверждал, что Солнце и Луна обитаемы и что лунные существа живут в глубоких, обширных и темных долинах, т. к. Луна вне этих долин не имеет ни воздуха, ни какой-либо атмосферы. Факты, запечатленные в священных анналах Солнечных и Лунных мистерий, не должны были выдаваться – за это грозила смертная казнь. Формула Сократа: «Мы должны молиться о благословениях для всех, т. к. только боги знают, что для нас хорошо».

Платон по цепи ученической преемственности также был великим посвященным, но в его трудах тайны были надежно завуалированы. То, что Платон был посвящен в тайны, подобные Меркабе (Колеснице), свидетельствует «Федр», где он говорит: «До того как человеческий дух был погружен в чувственность и стал воплощенным вследствие утери своих крыльев, он жил среди богов в воздушном духовном мире, где все истинно и чисто». А то, что Платон был служителем Аполлона – бога Солнца, свидетельствует 81 год его жизни (8 + 1 = 9 и 9 ? 9 = 81), а девять – это число Муз, служительниц Аполлона.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что Мир Идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный Мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир идей находится поверх физического космоса. Материальное бытие создается ТВОРЦОМ, МАСТЕРОМ (ДЕМИУРГОМ) наподобие того, как человек делает конкретную вещь.

Мастер, прежде чем сделает вазу, сначала обдумывает, какой она будет. Он составляет план, из какого материала ее сделать и как украсить. Другими словами, создает идеальный образ. Только после этого он начинает его воплощать, стараясь максимально приблизить материальный предмет к идеальному образу, находящемуся в сознании.

Этим ДЕМИУРГОМ является РАЗУМ, Творческий УМ, который и формирует физический мир как гармоничную, прекрасную систему. ТВОРЕЦ (ДИМИУРГ) Создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит материю из беспорядка в порядок. Идея – это чистая форма, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, противоположного идеям и самому ДЕМИУРГУ.

В философии Платона над всем Миром Властвует СОЗДАТЕЛЬ – ДЕМИУРГ, обладающий двумя качествами: протяженным бесформенным субстратом, служившим материалом для строительства, и идеальными Мыслеобразами, посредством Взирания на которые ОН оформлял конечные формы, населяющие Миры. Пассивное Начало Бытия, проявленное в бесформенное протяжение, Платон именовал «Воспреемницей», «Кормилицей», «МАТЕРЬЮ всего Сущего», а ДЕМИУРГ (Активное Начало) уподоблялся Платоном ОТЦУ, а проявлявшийся в итоге Мир – СЫНУ. В философии Платона выделялось «то, что рождается; то, внутри чего совершается рождение; и то, по образу чего возрастает рождающееся».  

В отношении материи взгляды Платона во многом формировались под влиянием учений Сократа, пифагорейцев и Гераклита. Сократ в платоновском диалоге «Кратил» говорит: «Те, кто считают, что все находится в пути, полагают также, что большая часть вещей просто движется, а есть еще нечто такое, что проникает все остальное, благодаря чему и возникает все рождающееся. Это нечто есть самое быстрое и самое тонкое: ведь иначе оно не могло бы проникать сквозь все идущее, не будь оно столь тонким, что его ничего не задерживает, и столь быстрым, что оно распоряжается остальными вещами так, как если бы они стояли на месте».

Платон полагал, что элементами Мыслеформ, по образу которых формировалось Мироздание, являются правильные многоугольники (равносторонний треугольник, квадрат, равносторонний пятиугольник). Сами эти элементы бестелесны, т. к. не имеют объема, но, объединяясь в правильные многогранники, они формируют корпускулы четырех Первостихий. Платон полагал, что куб является формой корпускул стихии «Земля», тетраэдр – «Огня», октаэдр – «Воздуха», додекаэдр – «Воды». Однако известно, что правильных многогранников всего не четыре, а пять, поэтому Платон считал, что из корпускул, имеющих форму икосаэдра, соткан мир идей (Идеальный мир).

Выпуклый многогранник называется правильным, если его грани – равные правильные многоугольники и двухгранные углы при всех ребрах равны между собой. Правильных многогранников всего 5 (позиции 5 – 9 на рис. 1.0).

Так ли далек был Платон от истины? Сегодня нам доступно для понимания пространство, пронизанное координатной сеткой. Легче всего представить пространственную сетку, ячейками которой являются кубики. Но могут быть и иные сети: с тетраэдрными («Огненными»), октаэдрными («Воздушными») и додекаэдрными («Водными») ячейками.

В античные времена греческие мыслители были обескуражены причудливым поведением блуждающих светил (слово «планета» по-гречески означает «бродяга»). Среди множества неподвижных звезд на небосклоне выделялись пять звезд, отличавшихся загадочным поведением. Эти звезды не только отличались от остальных звезд тем, что перемещались по небосклону с запада на восток, но и замирали на месте, а иногда и двигались вспять. Изменялась также и их светимость. Греческий дух с его любовью к порядку и регулярности был устрашен небесными «бродягами». Однако мудрейших из них не оставлял вопрос: «Не кроется ли за этим видимым хаосом некий порядок?» Именно такую задачу поставил перед своей академией Платон, провозгласивший: «Спасем явление!!!»

Ученик Платона Гераклит Понтийский выдвинул две гипотезы по тем временам революционного характера. Гераклит утверждал, что видимое суточное вращение небосвода не более чем иллюзия. В действительности вращается Земля, совершая один оборот за 24 часа. Вторая гипотеза Гераклита была еще более грандиозной. Он на основании наблюдений за Венерой и Меркурием пришел к мысли, что эти две планеты движутся вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. В математическом плане Гераклит впервые пришел к идее «эпицикла» – окружность, центр которой движется по другой окружности. Эта идея была доведена до определенной законченности Клавдием Птолемеем примерно через 4 века после призыва Платона.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их Душами.

Платон первым началом полагал Б-ГА – суть «Само по Себе Единое и Благое». Опираясь на учение Прокла, в шести книгах Платоновской теологии говорится о небесных, земных и разных других вечных богах. Однако во главе всего этого пантеона Платон поставил Б-ГА Богов – ДЕМИУРГА, Универсальную Причину всего.

Идеи Платона были развиты неоплатониками, среди которых выделяются Плотин (205 – 270 гг.), Порфий (232 – 304 гг.) и Прокл (412 – 485 гг.). В основу учения о Бытии неоплатоники положили три принципа:

1. Бытие обладает иерархичностью.

2. Все существующее имеет своим истоком Духовное начало.

3. Основа Бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа.

Единое есть Б-Г – Творческая СИЛА, Сверхбытие, порождающее все. Ум – это истекающая от Единого Б-ГА оформленная активность. Если ЕДИНОЕ – это потенциал вещей, то Ум – идеальная реализация этих вещей. ЕДИНОЕ, приобретая формы мышления (т. е. Ум), становится Душой, создающей Космос. Космическая Душа проистекает от УМА, обладающего Творческой Силой. Душа как бестелесная субстанция входит в состав тела, при этом вносит разумность в движение материи. Душа – последняя стадия преобразований бестелесного Мира Идей. 

Космос, по неоплатоникам, создается в результате действия ДУХОВНОГО НАЧАЛА на материю. При этом происходит непримиримая борьба между Умом и материей. Свет есть образ Ума, а тьма – образ материи.


Main page Contacts Search Contacts Search