Возникновение рабства
- Подробности
-
Родительская категория: Цивилизация
-
Категория: Структура общества

Самые древние в мире классовые общества возникли на Востоке, естественно возникает вопрос почему ?
Любое человеческое будь то племя или общность живет и развивается в конкретных природных условиях и находится с ними во взаимодействии, которое так или иначе проявляет себя на протяжении всей его истории, и чем ниже технический уровень развития общества, тем сильнее влияет на него географическая среда.
В полне естественно, что раньше перешли от доклассовой структуры общества к классовой те народы, которые жили в условиях, более благоприятных для развития производительных сил. "Благоприятные" в данном случае это прежде всего особенности природной среды, способствующие производству не только продукта, необходимого для поддержания жизни всего общества, но и прибавочного продукта, который поступает сначала в распоряжение, а затем и в собственность тех, кто захватывает руководство обществом и его производственной деятельностью. Здесь важно затронуть тех, кто захватывает руководство, это тоже относится к развитию, но к частному индивидуальному как личности. То есть если говорить прямо и относительно личности, то в человеке это определенный этап начала развития эгоизма. В первую очередь он затронул, говоря современным языком более продвинутую часть общества, которая в свою очередь состояла из жречества и близкого к нему окружения, элиты, и соответственно обладала знанием, которое не очень то стремилось распространять. Естественно для человеческой природы, как и природы живой материи, не способность что либо произвести без личной выгоды, в человеке стали преобладать желания к материальным ценностям и желание властвовать. Эта отдельная тема жречества, поговорим о ней немного позже.
Вернемся к так называемому «Прибавочному продукту», который создает возможность образования общественных классов, противостоящих друг другу в процессе производства и в своем отношении к собственности на средства производства. Ясное дело, что создание прибавочного продукта облегчалось там, где почва плодородней и в достаточной мере увлажнялась дождями или разливами рек, а климат содействовал минимальным жизненным потребностям, и природа щедрее вознаграждала человеческий труд. И существовала возможность наряду с земледелием развивать скотоводство, продукты которого способствовали быстрейшему удовлетворению жизненных потребностей людей, и тем самым увеличивалась возможность создания прибавочного продукта.
Всем вышеперечисленным условиям удовлетворяли многие территории в зоне северных субтропиков Азии и Африки. В частности, население Ближнего Востока, родины многих полезных злаков и диких животных, поддающихся приручению, к концу IV тысячелетия до н. э. имело уже 4-5 тыс. лет земледельческого опыта. Это позволило использовать прибрежные, легкие для обработки наносные земли даже таких рек, как Нил и Евфрат. Именно долины этих рек и стали древнейшими очагами классовых обществ и цивилизаций.
Разливы рек облегчали организацию искусственного орошения. Создание крупных ирригационных сооружений требовало совместных усилий огромных масс людей, направляемых сильной властью, которую общинные органы управления контролировать уже не могли. Чем важнее становилась эта задача, тем больше отрывалась власть от народа. Накопление богатств по мере развития скотоводческого, земледельческого, ремесленного производства приводило к войнам, а войны - к усилению власти вождя и его вооруженных сил, противостоящих традиционной родоплеменной военной организации. Все эти обстоятельства способствовали тому, что в ряде обществ возникающие государства приобретали форму деспотии. Впервые древневосточная деспотия сложилась в Египте, затем в Месопотамии и других странах. Недеспотические формы государства также были известны древнему Востоку.
Население стран, примыкавших к бассейнам великих рек, хотя и создавало собственные цивилизации, естественно, в первую очередь воспринимало многие черты культуры и государственных институтов, созданных жителями долин этих рек. Чем ближе скажем к Египту, тем более была подобна иерархия власти.
Следует отметить, что подневольные работники типа илотов в обыденной жизни нередко настолько отличались от частных рабов, что многие древние народы терминологически выделяли их из остальных рабов (например, вавилоняне), в то же время другие. (например, греки, хетты) четко включали их в общее понятие "рабы". С этой точки зрения рабов типа илотов, лишенных собственности на средства производства и обычно считавшихся собственностью государства - их господина, следует относить к тому же эксплуатируемому классу, что и частных рабов. В общем если покопаться в истории то столкнешься с вопросами, имеющими важнейшее общетеоретическое и практическое значение, появления имущественного и общественного неравенства, возникновения классов, государства, моногамной семьи, зарождения современных религий, этнических общностей и т п..
Теперь продолжим о роли жречества. Жречество в своём развитии имеет склонность стать наднациональным. Предпосылками к чему является взаимодействие разных культур, прочие социальные и психологические факторы. В силу этого в поле его зрения неизбежно попадают процессы глобального характера, и управление ими становится одной из граней деятельности жречества.
В Египте жречество всегда существовала как замкнутая каста. И по своему статусу и привилегиям жрецы были наравне с царём. Но в действительности верхушка жреческой корпорации обладала социальным статусом выше царского. Им принадлежала самая крупная доля собственности на землю Египта, за которую они не платили налогов — это показатель того, что именно жреческая корпорация была настоящим хозяином Египта. В Египте существовал закон, по которому пятую часть урожая нужно было отдавать фараону, но это закон не распространялся на жречество. Кроме этого по приказу фараона на землях жрецов селились ремесленники и земледельцы, необходимые для службы в храмах. Ко всему прочему жречество относилось к самой грамотной части общества, которая оберегала свои знания от распространения среди простого народа.
В древнем Египте был монотеизм, «… в наивысших творениях египетского религиозного гения с безусловностью утверждается, что Бог един, что Он — создатель всей жизни и всего существующего, владыка времён, ведущий в вечность. Его не схватишь рукой, действия Его полны тайны, и ничто не может воспрепятствовать им. Он — царь в Фивах, князь в Гелиополе и Великий Венценосец в Мемфисе. Он невидим, но Он внемлет молитвам. Он благосклонен к людям, когда они живут, как должно. Он сокровенен и образ Его неизвестен. Один Он и нет иного, подобного Ему. … Он — Бог единственный. Всё остальное — и боги, и люди, и земля и небо — лишь творения Его».
Но монотеизм в крайнем своем проявлении, оторванном от Единого в смысле Единства всего сущего, в индивидуализировавшемся разуме обретает черты одного правителя на вершине власти, своеобразной пирамиде, где более приближенные, к верхушке имеют больше привилегий в управлении над низшими слоями или иначе рабами.
Жили жрецы со своими семьями обособлено и проводили своё время в «священных трудах», обслуживая своего бога. Именно в силу этого большинству простых людей их знания были не доступны, и поэтому из них формировалась толпа, способная лишь пахать на жрецов и частично на элиту. При этом как толпа, так и элита для жречества, всего лишь средство достижения собственных целей, расходный материал.
Изначально функцией жречества является жизнеречение, т. е. разработка концепции и передача её исполнительной власти, прогнозирование событий и корректировка управляющего воздействия таким образом, чтобы всё общество устойчиво из поколения в поколение могло реализовать свой творческий потенциал. Но как видно из истории древнеегипетской цивилизации, древнеегипетское жречество этим требованиям не удовлетворяло. Оно по мере своего развивающегося эгоизма, утрачивало свою способность к предвиденью, доступа к ноосфере планеты, и ограничилось лишь тем, что бы иметь возможность соблюдать свои интересы. И на основе знаний, которыми располагало, и суть которых была утеряна самими жрецами, то есть материализовавшимися, стало развивать технические науки. Но даже если допустить, что часть жречества обладало способностями получать информацию из сокровенных источников, то это тоже ничего не меняет, потому что принятие решения и его реализация зависела от самих жрецов, от их нравственности, обуславливающей миропонимание и текущую интеллектуальную деятельность. То есть все дальнейшее развитие цивилизации в первую очередь определяет мотивация принятий решений о пути, этого развития, управляющей кастой. Что собственно мы сегодня и можем наблюдать.
Но все же на протяжении всей истории всегда оставались личности, которые имели силы в своем развитии приподняться над собственным эгоизмом, и сохраняли передовая из поколение в поколение истинное знание, в надежде, что когда ни будь оно все же будет востребовано. Вернее не само знание, ведь если нам кто и поведает, что истина , а что ложь откуда же нам знать, что это не очередная манипуляция нашим сознанием, предается метод приобретения, этого знания, непосредственно самим индивидуумом. Но и тут подвох методика то одна, а воспользоваться ею можно и так и эдак, так что история продолжается.
См. Элитная группа стремится поработить всех других