Единственный Инка

И́нка, И́нка Ка́пак (кечуа Inka Qhapaq) — титул связанной узами кровного родства высшей знати в Империи инков Тауантинсуйю, представлявшей собой особую этнокультурную общность. Полноценным инкой мог считаться только прямой потомок Манко Капака и Мамы Окльо как по мужской, так и по женской линиям. Девушки рода инков носили титул Нюста (кечуа Ñust'a), а замужние женщины — Палья (кечуа Palla).

Помимо инков по крови, существовал слой так называемых «инков по привилегии» — людей низшего происхождения, получавших право называть себя инками и носить одежду инков за те или иные личные заслуги.

Таким образом возглавлял инков (и все государство в целом) Сапа Инка (кечуа Sapa Inka), букв. «Единственный Инка». Его главная жена по обычаям должна была доводиться ему родной сестрой, она носила титул Койя (кечуа Quya).

Инки делились на так называемые айлью (от кечуа Ayllu — община). Каждая айлью вела свое начало по мужской линии от того или иного Сапа Инки; все сыновья очередного Сапа Инки (кроме наследника престола) образовывали новую айлью, носившую его имя.

Наследование престола происходило по мужской линии, но Сапа Инка мог выбрать наследником любого из сыновей, не обязательно старшего. Кроме того, есть смутные указания на то, что Сапа Инка мог быть смещён с престола волей других инков в случае, если его деятельность была неудачной.

Легенды ( со слов  Инка Гарсиласо де ла Вега)

Инка Гарсиласо де ла Вега будучи ребенком часто слышал рассказы взрослых о былых временах, о правителях инков:" Они всегда заканчивали свои беседы в слезах и плаче, говоря: «Сменилось наше царствование на вассальную зависимость», и т. д..

В частности дядя матери Инки Гарсиласо де ла Веги рассказал, как люди жили до прихода правителей Инков. Их жизнь была достаточно дикой, многие обычаи поражали своей жестокостью и безнравственностью.

«Так жили и умирали, как мы видели, те люди, и возжелал Бог, чтобы поднялась из них самих утренняя звезда, которая в той кромешной тьме донесла бы до них известие о законе природы и благовоспитанности, и уважении, которые люди должны проявлять друг к другу...»

Предание:

Манко Капак и Мама Окльо УакоНаш отец Солнце, видя людей несмышлеными и дикими, огорчился, и проникся к ним сожалением, и направил он с неба на землю одного сына и одну дочь из своих детей, чтобы они наставили бы их на путь познания нашего отца Солнца, чтобы они стали бы поклоняться ему и восприняли бы его, как своего бога, и чтобы они дали им заветы и законы, с которыми они жили бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выращивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами земли, как разумные люди, а не как звери.

С этим приказом и поручением оставил наш отец Солнце этих двух своих детей в лагуне [озера] Тити-кака, и сказал им, чтобы они шли куда хотят и там, где им захочется поесть или поспать, они [должны] попытаться вогнать в землю золотой жезл , и там, где он войдет в землю с первого же броска послужит его знаком и указанием, что там наш отец Солнце желал, чтобы они остановились бы и устроили свое местопребывание (аsiento) и королевский двор (согtе).

Напоследок он сказал им: когда вы приведете этих людей к нашему служению, защищайте разум и справедливость, с сочувствием, милосердием и благодушием выполняя во всем обязанности почтительного отца к своим нежным и любимым детям, подражая и уподобляясь мне, приносящему всему миру добро, ибо я даю вам мой свет и ясность, я обогрею вас, когда будет холодно, и взращу ваши пастбища и посевы, заставлю деревья приносить плоды и приумножу ваши стада, своевременно пошлю дождь и чистое [небо] и каждый день заботливо буду я пролетать над миром, чтобы видеть возникающие на земле нужды, и удовлетворять их, и приходить на помощь, как защитник и благодетель людей.

Я хочу, чтобы вы подражали этому примеру, как мои дети, посланные на землю только ради наставления и на благо этих людей, которые живут как животные. И с этого момента я объявляю и назначаю вас королями и господами всех людей, которых вы сумеете так наставить своим разумом, творением и правлением.

Объяснив своим двум детям свою волю, наш отец Солнце отпустил их от себя. Они вышли из [озера] Тити-кака и зашагали к северу и на всем пути там, где они останавливались, они пытались воткнуть золотой жезл [в землю], но он ни разу не вошел в нее. Так они пришли к маленькому постоялому двору (venta) , который находится в семи или восьми лигах на юг от того города, который сегодня называют Пакарек Тампу, что означает рассветающий постоялый двор или спальня. Это имя дал Инка, потому что он вышел из той спальни в момент рассвета. Это было одно из селений, которые тот князь (Ргincipe) приказал потом заселить, и его обитатели еще сегодня очень похваляются названием, потому что его дал наш Инка; оттуда он и его жена, наша королева, пришли в эту долину Коско, которая была тогда вся недоступными горами.

Сам Инка назывался Манко Капак, а его жена койя — Мама Окльо Уако; они были, брат и сестра, дети Солнца и Луны, [пра] родителей Инков.

 Об основании Куско — имперского города.

Первая остановка, которую они сделали в этой долине была на холме Вана-каури, на юг от этого города. Там он попытался воткнуть в землю золотой жезл, который с большой легкостью ушел в нее с первым же броском, который они сделали; больше они не увидели его. Тогда сказал наш инка своей сестре и жене: в этой долине приказывает наш отец Солнце остановиться и устроить наше местопребывание и жилье, чтобы этим выполнить его волю. Поэтому, королева и сестра, нужно, чтобы каждый из нас пошел созывать и привлекать этих людей, чтобы наставить их и сделать добро, которое приказал нам наш отец Солнце.

Наши первые короли спустились с холма Вана-каури каждый в свою сторону, чтобы созывать людей, а так как то место было первым, о котором мы имеем сведения, что они ступали по нему своими ногами, и по причине того, что [именно] оттуда направились , чтобы делать людям добро, в память о той милости и благодеянии, которые они оказали миру, мы построили на холме, как известно, храм для поклонения нашему отцу Солнцу.

Князь пошел на север, а княгиня (Ргincesa) — на юг; всем мужчинам и женщинам, которых они встречали в той скалистой местности, они говорили и рассказывали, что их отец Солнце прислал с неба, чтобы они стали учителями и благодетелями обитателей всей той земли, спасая их от звериной жизни, которой они жили, и обучая их людской жизни; и что во исполнение того, что им приказывал Солнце, их отец, они шли созывать и выводить их из тех гор и из зарослей, чтобы убедить их основать многолюдные селения и дать им для еды человеческие яства, а не звериные

И сами дикари, мужчины и женщины, созывая друг друга и передавая чудеса, которые они видели и слышали, собрались в огромном количестве и пошли за нашими королями, готовые следовать за ними туда, куда они захотели бы их повести.

Так началось заселение имперского города Куско.

Те, кого привлек Инка, по его желанию заселили Ханан Куско, и поэтому они назвали его верхним; а те, кого созвала койа, заселили Хурин Куско, и поэтому назвали его нижним. Это разделение города не означало, что жители одной его части имели бы преимущества над [жителями] другой половины в обязанностях (essencion) и в привилегиях, — они все были равны, как братья, дети одного отца и одной матери.

Далее Инка начал учить людей и обустраивать город:

Манко Капак и Мама Окльо втыкают жезл на месте КускоОдновременно с заселением города наш Инка обучал индейцев-мужчин мужским занятиям: таким как вскапывание и возделывание земли, сеяние злаковых, семян и овощей, ибо он показал им, что они были съедобны и полезны, и для этого он научил их делать плуги и другие нужные инструменты и объяснил им порядок и способ выводить (sacassen) оросительные каналы из ручьев, которые текут по этому району Куско; он даже научил их делать обувь, которую мы носим.

С другой стороны, королева обучала индианок женским занятиям — пряже и ткачеству хлопка и шерсти, изготовлению одежды для себя и для своих мужей и детей.

Сами индейцы, заново покоренные таким способом, увидя себя другими [людьми] и признавая полученные ими благодеяния, с огромным удовлетворением и ликованием шли по горам и горным хребтам, шли через заросли в поисках индейцев, и сообщали им новость о тех детях Солнца, и говорили им, что те появились на их земле на благо им всем, и рассказывали им о многих благодеяниях, которые они для них свершили; а чтобы им верили, они показывали новые одежды, которые они одевали, и новую еду, которую они ели, и [рассказывали], что теперь они жили в домах и селениях.

Но иногда инки встречали проявление агрессии. Где-то спустя 6-7 лет Манко Капак научил индейцев военному делу. Далее Инка покорил земли вокруг Куско и заселил более 100 селений.

Это же стало началом великой, богатой и знаменитой Империи Инков, которую впоследствии захватили испанцы.

Инка Манко Капак, заселяя свои селения, вместе с обучением своих вассалов возделыванию земли, и строительству домов, и проведению оросительных каналов, и другим остальным вещам, необходимым для человеческой жизни, обучал их благовоспитанности, содружеству (соmpania) и братству, которые они должны были проявлять в отношениях друг с другом.

Он убеждал их, что для того чтобы между ними царил бы вечный мир и согласие и не рождались бы гнев и страсти, следует для другого делать то, что ты желаешь для себя, ибо нельзя позволять себе для себя хотеть один закон, а для других — другой.

В особенности он приказал проявлять всеобщее уважение в отношении к женщинам и дочерям, потому что касательно женщин у них царили варварские пороки.Приказал, чтобы женились после двадцати лет и старше, когда они уже могли бы [сами] управлять своими домами.

Он приказал собрать домашний (manso) скот, бродивший без хозяев по полям, шерстью которого он их всех одел, используя ремесла и обучение в деле изготовления пряжи и ткани, полученные индианками от королевы Мама Окльо Вако. Он научил их делать обувь, именуемую усута, которую носят сегодня.

Для каждого селения или племени, которые он подчинил, он избрал курак(князей) .Он выбирал их исходя из их достоинств — того, кто больше трудился для покорения индейцев, проявив себя более приветливым, мягким и благочестивым человеком, большим другом к общему добру, — их он сделал господами над всеми остальными, чтобы они обучали их как отцы сыновей; индейцам же он приказал слушаться их, как слушаются сыновья отцов.

Он приказал, чтобы плоды, которые собирали в каждом селении, хранились бы вместе, чтобы каждому дать то, в чем он нуждался, пока не появится возможность дать землю каждому индейцу отдельно.

Манко Капак убедил индейцев отказаться от их идолов и указал место для возведения храма Солнцу, где ему будут приносить жертвы, убедив их в том, чтобы они почитали его как главного бога, которому поклонялись бы и воздавали благодарность за природные блага, которые он дарил им своим светом и теплом.

Они(индейцы) самым решительным образом поверили, что Манко Капак — сын Солнца, и обещали ему соблюдать и выполнять то, что он им приказывал; и они почитали его как сына Солнца, признавая, что ни один человеческий человек не смог бы с ними сделать то, что сделал он; и поэтому они верили, что он был божественным человеком, пришедшим о неба.

КОГО НАЗЫВАЮТ ИНКАМИ

В начале Инками назывались только члены Императорской семьи. Но когда первый Сапа Инка Манко Капак почувствовал приближение смерти, он собрал многих вассалов, которые отличились добродетелями и которых он за это любил , и даровал им и их потомкам свое имя — они стали тоже инками.

Напоследок, видя, что старость уже пришла, Инка Манко Капак приказал, чтобы в городе Куско собрались бы самые главные из его вассалов; в торжественной беседе он сказал им, что намеревается вскоре вернуться на небо, чтобы отдохнуть со своим отцом Солнцем, который призывал его к себе (это были слова, которые говорили все его потомки короли, когда предчувствовали наступление смерти), и что, вынужденный покинуть их, он хотел оставить им свои наивысшие благодеяние и милость, каковыми являлось его королевское имя, которое позволит им и их потомкам жить в почете и уважении всего мира, и что он, считая их своими сыновьями, приказал, чтобы они и их потомки всегда назывались бы инками, не делая различий, не отличая одних от других.

Но Манко Капак не хотел, чтобы их жены и дочери назывались бы пальами, как женщины королевской крови, ибо, поскольку женщины не были способны служить, как мужчины, с оружием на войне, они точно так же не были способны носить королевскую фамилию и имя.

Манко Капак хотел, чтобы они сообща и открыто радовались бы величию этого имени, ибо, поскольку они были первыми вассалами, которых он имел, и так как они покорились его воле, он любил их, как своих сыновей, и с удовольствием дарил им свои знаки отличия и королевское имя и назвал их сыновьями; потому что он надеялся, что они и их потомки, как таковые сыновья, будут служить своему настоящему правителю и тому, кто ему унаследует.

Все это Инка Манко Капак приказал им хранить в сердце своем.

От этих инков, ставших таковыми по привилегии, произошли те, кого сейчас в Перу называют инками.

В своей последней беседе с сыновьями Манко Капак сказал им, что в подражание ему самому они должны охранять его законы и приказания и быть первыми в их соблюдении, чтобы служить примером вассалам и быть мягкими и сочувствующими, чтобы покорять индейцев любовью, привлекая их благодеяниями, а не силой, что покоренные с помощью принуждения никогда не станут хорошими вассалами; чтобы они поддерживали справедливость, не нанося обид.

Они должны были делать так. чтобы индейцы верили бы им и [не думали], что их обманывают, говоря одно, а делая другое."

*Приложение. ИМЕНА ИМПЕРАТОРСКОЙ ФАМИЛИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

САПА — означает единственный, САПА ИНКА — значит император , король, единственный правитель.

УАКЧА-КУЙАК- покровитель и благодетель бедных.Это имя давалось только императорам, так как «из-за [их] особой заботы, которую они все, начиная от первого и кончая последним [королем], проявляли о деле оказания добра своим вассалам.»

КАПАК - [человек] королевского достоинства, богатый благородством в отношении своих [вассалов]; его давали только королю и никому другому.

ИНТИП ЧУРИН — означает сын Солнца.имя они давали всем мужчинам королевской крови, потому что, согласно их легенде, они происходили от Солнца, а женщинам его не давали.

АУКИ — инфант, младшие сыновья Сапа Инки, называвшиеся так до женитьбы. После женитьбы они назывались ИНКАМИ.

КОЙА — законная супруга Сапа Инки, императрица. Еще это имя присоединялось к имени дочерей императрицы за принадлежность к царскому роду.

МАМАНЧИК -наша мать,имя императрицы потому что в подражание своему мужу она считалась матерью всех своих родных и вассалов.Неофициальных жен , которые были не королевской крови, называли Мама Куна — слово, похожее по смыслу на слово матрона , так как оно означало женщину, которая должна выполнять обязанности матери

ПАЛЬЯ — женщина королевской крови

НЬЮСТА — принцесса, девушка королевской крови.

Литература 1.Гарсиласо де ла Вега. История государства инков.Л.Наука,1974 г. ,Книга I
 Сайт          2. Википедия

загрузка...

Чертог волка

Воинственность дарует Чертог Волка, а также настороженность и стремление любой ценой навести порядок. Характер таких людей можно назвать "санитары Жизни"
 
Main page Contacts Search Contacts Search