Пифагор

Пифагор (580-500 г.г. до Р.Х.) уроженец острова Самоса. Предания гласят, что Фалес Милетский, самый знаменитый из семи мудрецов, склонил его плыть в Египет, к жрецам Мемфинса. Там Пифагор постигал движение светил, толкованию снов причины затмений и равноденствий, узнал о времени и календаре. Пифагор это прозвище означающее «Убеждающий речью». Он обладал феноменальной памятью, позволявшей ему сохранять колоссальный объем информации без записей. Пифагор утверждал, что он спускался в Аид (Ад), и пробыл там 207 лет. В Аиде он видел «как за расказни о богах душа Гесиода стонет прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена среди змей». Эти 207 лет считаются «психогоническим числом пифагорейцев», оно указывает на время между двумя перевоплощениями человеческих душ (по другим версиям 216).

Другое придание гласит, что Пифагор во время первого своего воплощения был сыном Гермеса Трисмегиста и просил у него сохранить ему память после смерти. В результате в течение 216 лет Пифагор имел несколько человеческих воплощений и смертей и все эти жизни и посмертный опыт он помнил.
Война прервала учебу. Когда персами было разграблено святилище Нейт вместе с другими жрецами был взят в плен и Пифагор, поразивший завоевателей красотой и силой. Пифагор был угнан в Вавилон, где он постиг учения халдеев о тайнах исчислений, о звездных кругах и циклах. За глубокие познания он был посвящен в таинства древних мистерий. Там он видел вавилонскую башню. Тогда же Пифагор посетил халдея Заратустру, правившего в то время Варой (обителью праведных). Заратустра изложил Пифагору суть своего учения, согласно которому есть две изначальные причины всего: «Отец и Мать, Отец – Свет, Мать – Тьма. Части Света – горячее, сухое, легкое, быстрое. Части Тьмы – холодное, влажное, тяжелое, медленное. Из Них: Женского и Мужского Начал и состоит весь Космос».

Время пребывания Пифагора на Востоке совпадает с возвращением евреев из Вавилонского плена. После указа царя Кира в 537г. до Р.Х. многочисленные караваны двинулись в Иерусалим. Есть мнение, что с одним из таких караванов Пифагор попал в Иудею, где он глубоко постиг тайны каббалы.

Спустя годы Пифагор, наполненный знанием, вернулся в родной город Самос. На родине он основал религиозно философскую школу, где преподавал свое математическое учение, акустику, гармонию небесных сфер, посвящал в тайны жизни и переселения душ. Пифагор был аскет и служил ученикам эталоном нравственности. Главным в его делах было служение Истине «ибо только это приближает людей к Б-ГУ. Ведь он от магов знал, что Б-Г, которого они называют Армаздом, Телом подобен Свету, а душою – Истине».

Когда власть в Самосе захватил тиран Поликрат, мудрый Пифагор покинул город. Поселившись в Кротоне - греческой колонии на юге Италии, основал коротонское братство (пифагорейский союз). Деятельность союза была окружена тайной. По традиции его члены приписывали все свои достижения Пифагору.

Пифагор придавал большое значение числу. Он утверждал, что «Все есть Число и все из Числа». Исследуя числа, он явился основателем математики как научной дисциплины. Он говорил «все веши суть числа», выделяя лишь одну сторону в понимании мира – измеряемость!!!. Пифагорейцы видели начала всех вещей не в Стихиях – суть Воде, Воздухе, Огне и Земле, а в числах. Они утверждали что: «Б-Г – Великий Геометр, Творит геометрически», и через очисленную геометрию они ощущали живую диалектику природы.

Пифагорейцы рассматривали деление как разделение – Единого на части у которых остаются все основные свойства Единого. Разделение должно быть произведено таким образом, чтобы из частей вновь можно было бы сложить Единое целое. При таком подходе Единое живет и проявляется в составных частях. Объединение сходных признаков дает вид, объединение сходных видов дает род, общие роды восходят к Единому. Из этой структуры пифагорейцы выводили свойства Чисел. В зависимости от того, сколько частей образуется при разделении Целого, дается качественная характеристика. Числа поделены на три категории: Несовершенные, Совершенные и Сверхсовершенные. Чтобы выяснить принадлежность числа к той или иной категории надо расчленить его на части входящие в первую декаду (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10). Разделять следует так, чтобы получались целые числа.

– Несовершенные – такие числа, сумма частей которых меньше целого. Например, число 8 несовершенно т.к. его половина = 4, одна четверть = 2 и одна восьмая = 1. При этом 4 + 2 + 1 = 7 < 8.

– Совершенные – такие числа сумма частей, которых равна целому. Например, число 6 делится без остатка на 2, 3 и 1. В этом случае имеем 2 + 3 + 1 = 6.

– Сверх совершенное это такое число сумма частей которых больше целого. Первое такое число 12. Оно делится на 1,2,3,4,6, но 1 + 2 + 3 + 4 + 6 = 16 > 12. Такими же числами являются числа 18, 20, 24, 30, 36, 40, 72 и т.д.

Пифагор применял это на практике. Например, он, разделив целую струну на 12 частей, получил гармонию первых совершенных (благозвучных) созвучий – октаву, квинту и кванту. Любое другое деление «противно природе».
Предание гласит: «Ужас охватил Пифагора, когда он постиг иррациональность», что не все можно выразить точным числом. Осознание иррациональности как принципа Универсума и ныне вызывает смятение умов.

Космологическая теория чисел, которую Пифагор узнал от египетских иерофантов, одна только в состоянии примерить две единицы – дух и материю, и может продемонстрировать одна другую математически. Священные числа Вселенной в своих эзотерических комбинациях разрешают эту великую проблему и объясняют теорию излучений и циклы эманаций. Низшие категории до того как развиться в высшие, должны быть эманированы из высших духовных категорий, а когда они достигнут поворотного пункта, должны снова слиться с бесконечным («Разоблачение Изиды»[55]).

Числовая пропорция и регулярность в материальных процессах, открытые Пифагором, знаменует важнейший этап в развитии западной цивилизации.

В сферу интересов пифагорейцев входили научные исследования и религиозно- философские изыскания. Они называли собственные исследования "математа", что означает "науки" и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Главной считали арифметику лежащую в основе всех наук. Пифагорейцы впервые абсолютизировали понятие количество, оторвав числа от материальных вещей. Они пошли дальше, утверждая, что количественные соотношения отражают сущность вещей.

Пифагор учил, что: «Одна музыкальная струна, издает звуки такие же, как и другая струна двойной длины, если сила ее натяжения в четыре раза больше первой. Другими словами, чтобы музыкальная струна звучала в унисон с более короткой струной того же рода, ее сила натяжения должна быть увеличена пропорционально квадрату ее длины. Подобно этому – учил Пифагор – чтобы тяготение одной планеты было равно тяготению другой более близкой к солнцу, оно должно быть увеличено пропорционально своему расстоянию к солнцу. Если предположить, что от солнца к каждой планете проведены струны, то для достижения созвучия пришлось бы увеличить или уменьшить силу натяжения сообразно силе притяжения каждой из них». Из этого сходства отношений Пифагор извлек учение о гармонии сфер .

Пифагор заложил идею: «Все из Числа», – поскольку Всемогущий Б-Г, ТВОРЕЦ есть Едино – Один, то числу, полярному, ему присущи противоположности. Пифагорейское учение предполагает, что мир не только возник из Числа, но и управляется посредством чисел.

Две основные противоположности Мироздания (подобные китайским началам Инь и Янь) отображались в пифагорейском учении через четные и нечетные числа. В этом смысле в их учении присутствовали элементы диалектики (науки о движении, основанной на анализе единства и борьбы двух взаимосвязанных противоположностей). Пифагорейцы полагали, что Нечет – причина предела и форма границ, а Чет – исток бесконечности, расплывающейся аморфности. Единица есть то, из-за чего вещи остаются едиными, сохраняют прочность и целостность. Единица во всем, что состоит из частей, она объединяет их и сообщает им «единодушие».

Четное число, напротив, по своей сущности «двоичное», а присущее «двоице» свойства тяготеют к низменному, неверному, расслабляющему, болезненному – злому. Оно легко разделяется на равные «крайности», но не имеет середины, вместо нее зияет «неисчислимая пустота» – знак несовершенства и порочности. При последовательном приближении к единице четные числа нарушают единство и порождают случайные, произвольные формы: 1 + 2 = 3 (треугольник), 1 + 4 = 5 (пятиугольник, пентаграмма), 1 + 6 = 7 (семиугольник, семи конечная звезда магов).

Напротив, Нечетные числа преисполнены достоинств, самая замечательная – единица (Начало), она присутствует всюду. Нечет стремиться к высшему и правильному, он объединяет и укрепляет, знаменует здоровье и Добро. При делении на два у нечетного числа образуется Монада – знак ума и связующая сила, что объединяет противоположности. Сама по себе Монада (единица) есть начало всех чисел. Природа ее Четно – Нечетная, поскольку ее прибавление к любому значению сазу меняет Чет на Нечет и наоборот – Нечет на Чет. Пифагорейская философия усматривала в Космосе, в каждом существе, в каждом отдельном предмете свое сокровенное Число и соответствующую ему геометрическую Форму.

Кроме антиномии «четное-нечетное» пифагорейцы выделяли еще одну, связанную воедино противоположность - «предельное - беспредельное». «Предельное» (конкретное) как бы вдыхает в себя «беспредельное» (окружающую «Пустоту»), в результате чего возникает множественность вещей. Аналогично числовой ряд понимался как вычленение «предельного» из «беспредельного».

Пифагорейцы доказывали, что все вещи существуют лишь благодаря Числу, ибо оно есть душа, которая оформляет и управляет материей. Это Эйдетическое Число не скалярная величина, а некий скрытый вектор. Поэтому пифагорейцы связывали познание природы с измерительным искусством, а благополучие жизни с постижением тайн Чисел-Эйдосов и правильным выбором между Четом и Нечетом. Человеческое счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства Числа.

Пифагорейцы, а затем и платоники, полагали что: «Б-Г творит геометрически, используя сразу все антиномии» и в частности антиномию «Точка – шар» (табл.1.1). Развернутая декада выражает логику становления: Точка-Монада последовательно проходит 9 этапов преобразований в идеальные фигуры, и на десятом этапе возникает новое подобное Точке качество – Шар. Самовращающийся шар воплощает замкнутую самодостаточность – итог развития. При этом 9, есть священное число полноты Бытия и становления. Следующее за девяткой число 10 несет уже в себе новое качество, включающее в себя всю девятеричную полноту, при сохранении подобия исходной 1- монаде. Таким образом, Эйдитические Числа и Идеальные геометрические Фигуры приведены в полное соответствие .

В области астрономии пифагорейское учение произвело истинный переворот, провозгласив шарообразность Земли, что по тем временам было дерзким нововведением, Пифагор полагал, что Земля должна быть шаром т.к. Солнце и Луна шарообразны. Аристотель позже согласился с ним исходя из наблюдений за лунными затемнениями, поскольку Земля отбрасывала на Луну изогнутую тень. В письменном виде эта идея шарообразности нашей планеты впервые была изложена Парменидом (около 500 г. до Р.Х.) учеником Пифагора.
Более того, Пифагор считал сферу наиболее совершенной из геометрических тел. Он считал, что, по-видимому, и вся Вселенная в целом также сферична.

У пифагорейцев также как и у индийских браминов, халдейских магов, египетских жрецов и еврейских мудрецов ТОРЫ, в основе учения были заложены «Семеричные ритмы». Семерка являлась священным знаком чистоты и девственности, крепости, здоровья и высшей Мудрости. Семь этапов заключают в себе высшее Начало, универсальный закон Б-ЖИЙ.
В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение душу от тела посредством ее очищения через познания и поиск Истины. Путь познания ведет к единению души человека с Б-ГОМ.

Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрет через число».

Судьба Пифагора и его учения – ярчайшее выражение борьбы идей. После разгрома пифагорейского союза тяжелая участь постигла почти всех его учеников, но их старания предопределили пути развития европейской мысли.

Проблемы описания движения на основе развиваемой пифагорейцами целочисленной природы Мира, нашли отражения в известных апориях Зенона (5 в. до Р. Х.). Утверждают, что всего было 45 апорий, но до нас дошли только 9: «Дихотомия», «Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий» и др. . В последствии Аристотель нанесет еще один ощутимый удар по пифагоризму. В отличии от пифагорейцев и платоников в учении Аристотеля числа характеризуют не сами объекты мира, а лишь отношения между ними. Данное обстоятельство позволило Аристотелю оторвать числа от конкретных понятий , и унифицировать их применение для разных сочетаний объектов. В соответствии с этим, например, единица оказалась присуща разным объектам, в зависимости от того с чем производилось сравнение.

Черту под античным периодом развития представлений о материи подвели Платон, Аристотель и Демокрит.

Main page Contacts Search Contacts Search