Платон

Платон (427 – 347 г.г. до Р.Х.), последователь Пифагора, ученик Сократа, основатель Афинской академии, просуществовавшей 900 лет. Девизом Платоновской академии был «Не геометр да не войдет!». Платон по цепи ученической преемственности также был великим посвященным, но в его трудах тайны были надежно завуалированы. То, что Платон был посвящен в тайны подобные Меркабе (Колеснице) свидетельствует «Федр» где он говорит: « До того как человеческий дух был погружен в чувственность и стал воплощенным вследствие утери своих крыльев, он жил среди богов в воздушном духовном мире, где все истинно и чисто».

А то, что Платон был служителем Аполлона – бога Солнца свидетельствует 81 год его жизни (8 + 1 = 9 и 9 ´ 9 = 81), а девять это число Муз – служительниц Аполлона.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что Мир Идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный Мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир идей находится по верх физического космоса. Материальное бытие создается ТВОРЦОМ, МАСТЕРОМ (ДЕМИУРГОМ) на подобье того, как человек делает конкретную вещь.

Мастер, прежде чем сделает вазу, сначала обдумывает, какой она будет. Он, составляет план, из какого материала ее сделать и как украсить. Другими словами создает идеальный образ. Только после этого он начинает ее воплощать, стараясь максимально приблизить материальный предмет к идеальному образу, находящемуся в сознании.

Этим ДЕМИУРГОМ является РАЗУМ, Творческий УМ, который и формирует физический мир, как гармоничную, прекрасную систему. ТВОРЕЦ (ДИМИУРГ) Создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит материю из беспорядка в порядок.

Идея-это чистая форма, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения противоположного идеям и самому ДЕМИУРГУ.

В философии Платона над всем Миром Властвует СОЗДАТЕЛЬ – ДЕМИУРГ, обладающий двумя качествами протяженным бесформенным субстратом, служившим материалом для строительства и идеальными Мыслеобразами посредством Взирания на которые ОН оформлял конечные формы, населяющие Миры. Пассивное Начало Бытия, проявленное в бесформенное протяжение, Платон именовал «Восприемницей», «Кормилицей», «МАТЕРЬЮ всего Сущего», а ДИМИУРГ (Активное Начало) уподоблялся Платоном ОТЦУ, а проявлявшийся в итоге Мир – СЫНУ. В философии Платона выделялось «то, что рождается; то, внутри чего совершается рождение; и то по образу чего возрастает рождающееся».

Учение Платона полностью согласуется с еврейской Каболой, которая учит: « Источник нижних – это Слава ВСЕВЫШНЕГО, т.е. Шхина (Присутствие) Б-ЖЕЕ, которое он Распространяет на них. Раскрытие Славы – это раскрытие ЕГО Царской Власти, поэтому корень нижних называется Малхут (Царство). «Малхут – корень нижних и власть святости» (Клалим Ришоним, 29). Все что должно возникнуть в нижних сначало возникает в Сфире Малхут. Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия Славы ВСЕВЫШНЕГО. Когда миры становятся носителями Высшей Славы и привязаны к Ней, как ветви к корням – тогда Слава наполняет все Творение и оно превращается в Трон Славы. При этом Малхут, Шхина и Слава – это одно и тоже» (Даат Твунот, 160). Слава ВСЕВЫШНЕГО находится везде, и она оживляет всё сущее, по слову пророков: «И ТЫ Оживляешь все» (Нехемия 9:6); «Полна земля Славой ЕГО» (Йешаягу 6:3).

В отношении материи взгляды Платона во многом формировались под влиянием учений Сократа, пифагорейцев и Гераклита.

Сократ в платоновском диалоге "Кратил" говорит: "Те, кто считают, что все находится в пути, полагают также, что большая часть вещей просто движется, а есть еще нечто такое, что проникает все остальное, благодаря чему и возникает все рождающееся. Это нечто есть самое быстрое и самое тонкое: ведь иначе оно не могло бы проникать сквозь все идущее, не будь оно столь тонким, что его ни что не задерживает, и столь быстрым, что оно распоряжается остальными вещами так, как если бы они стояли на месте".

Платон полагал, что элементами Мыслеформ, по образу которых формировалось Мироздание, являются правильные многоугольники (равносторонний треугольник, квадрат, равносторонний пятиугольник). Сами эти элементы бестелесны т.к. не имеют объема, но, объединяясь в правильные многогранники, они формируют корпускулы четырех Первостихий. Платон полагал, что куб является формой корпускул стихии «Земля», тетраэдр – «Огня», октаэдр – «Воздух», додекаэдр – «Воды». Однако известно, что правильных многогранников всего не четыре, а пять, поэтому Платон считал, что из корпускул имеющих форму икосаэдра – соткан мир идей (Идеальный мир).

 

 

В античные времена греческие мыслители были обескуражены причудливым поведением блуждающих светил (слово «планета» по-гречески означает «бродяга»). Среди множества неподвижных звезд на небосклоне выделялись пять звезд, отличавшихся загадочным поведением. Эти звезды не только отличись от остальных звезд тем, что перемещались по небосклону с запада на восток, но и замерли на месте, а иногда и двигались вспять. Изменялась также и их светимость. Эти звезды греки назвали планетами (слово «планета» по греческие означает «бродяга»). Греческий дух с его любовью к порядку и регулярности был устрашен небесными «бродягами». Однако мудрейших из них не оставляла: - «Не кроится ли за этим видимым хаосом некий порядок?». Именно такую задачу поставил перед своей академией Платон, провозгласивший: «Спасем явление!!!».

 

Ученик Платона Гераклит Понтийский выдвинул две гипотезы по тем временам революционного характера. Гераклит утверждал, что видимое суточное вращение небосвода не более чем иллюзия. В действительности вращается Земля, совершая один оборот за 24 часа. Вторая гипотеза Гераклита была еще более грандиозной. Он на основании наблюдений за Венерой и Меркурием пришел к мысли, что эти 2-е планеты движутся вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. В математическом плане Гераклит впервые пришел к идее «эпицикла» – окружность, центр которой движется по другой окружности. Эта идея была доведена до определенной законченности Клавдием Птолемеем, примерно через 4 века после призыва Платона.

Космос представлялся Платону в виде шара в центре, которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их Душами.

Платон первым началом полагал Б-ГА – суть «Само по Себе Единое и Благое». Опираясь на учение Прокла, в шести книгах Платоновской теологии говорится о небесных, земных и разных других вечных богах. Однако во главе всего этого пантеона Платон поставил Б-ГА Богов – ДИМИУРГА, Универсальную причину Всего.

Идеи Платона были развиты неоплатониками среди которых выделяются Плотин (205 – 270 г.г. после Р.Х.), Порфий (232 – 304 г.г. после Р.Х.) и Прокл (412 – 485 г.г. после Р.Х.). В основу учения о Бытии неоплатоники положили три принципа:

1. Бытие обладает иерархичностью;

2. Все существующее имеет своим истоком Духовное начало;

3. Обнова Бытия построена по принципу триады: Единое, Ум, Душа.

Единое есть Б-Г – Творческая СИЛА, Сверхбытие поражающее все. Ум – это истекающая от Единого Б-ГА оформленная активность. Если ЕДИНОЕ это потенциал вещей, то Ум – идеальная реализация этих вещей. ЕДИНОЕ, приобретая формы мышления (т.е. Ум), становится Душой создающей Космос. Космическая Душа проистекает от УМА, обладающего Творческой Силой. Душа как бестелесная субстанция входит в состав тела, при этом вносит разумность в движение материи. Душа – последняя стадия преобразований бестелесного Мира Идей. Космос по неоплатоникам создается в результате действия ДУХОВНОГО НАЧАЛА на материю. При этом происходит неприменимая борьба между Умом и материей. Свет есть образ Ума, а тьма – образ материи.

Main page Contacts Search Contacts Search