Аристотель

Аристотель из Стагиры (384-322 гг. до Р.Х.) - греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. В течение 20 лет (367-347 гг.) был учеником и соратником Платона, а после его смерти, уязвленный выбором Спевсиппа руководителем Академии, оставил Афины и преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на Лесбосе. В 342 г. Филипп II, царь Македонии, доверил ему воспитание своего тринадцатилетнего сына Александра. В Македонии Аристотель пребывал 7 лет. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу, знаменитый Ликей , где преподавал 12 лет. В Ликее была богатая библиотека. Исследованиями руководил Аристотель, а их результаты обрабатывал синтетически, создавая систему, охватывавшую все знание о мире того времени. В 323 г., после смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины в страхе перед преследованиями и вскоре умер в Халкиде Эвбейской. Под именем Аристотеля сохранились немногочисленные фрагменты произведений литературного характера, написанных большей частью в форме диалога, а также обширное собрание философских трактатов, предназначенных для изучения в школе, так называемый Corpus Aristotelicum. В Риме эти тексты упорядочил, снабдил каталогом и издал известный перипатетик Андроник Родосский. Согласно традиции, сочинения Аристотеля делятся обычно на семь групп: 1) логические сочинения, которые позднейшие перипатетики назвали Органон

 

(Organon инструменты), ибо логику отделил от философии еще сам Аристотель и признал необходимым инструментом и основой всякой науки; 2) сочинения из области физики, то есть науки о природе (от греческого слова physis природа); 3) биологические сочинения; 4) сочинения из области психологии; 5) произведения, касающиеся так называемой первичной философии, помещенные Андроником после книг о физике и названные поэтому Та meta physika (метафизика); 6) так называемые практические сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права; 7) сочинения из области риторики и поэтики.

В сохранившихся произведениях Аристотеля мы находим многочисленные повторы и несоответствия, следы поправок и комментарии; следовательно, можно предположить, что они представляют собой собрание лекций и черновых набросков Аристотеля, дополненных заметками его учеников и слушателей. И если сегодня во многих случаях уже трудно распознать, что написал сам Аристотель, то целое несет отпечаток его гения, уважение внушают широта знаний и глубина его философской интуиции. Аристотель не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология.

Логические сочинения Аристотеля включают 6 трактатов: Категории, О выражении мыслей, Первые аналитики, Вторые аналитики, Topika, О софистических обманах. В Категориях Аристотель излагает свою доктрину об основах бытия, определяющих любой предмет. Он различает 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, сфера воздействия, назначение и постижение. Центральным

понятием является категория субстанции. Субстанция это просто индивидуальный конкретный предмет, отдельный человек, конь или дерево. Категории 2-10 обозначают лишь атрибуты данных субстанций, определяют ее точнее, представляют то, что можно сказать о субстанции. Первая категория касается предмета высказывания, девять остальных различных заключений о нем. Помимо первичной индивидуальной субстанции Аристотель выделял субстанцию вторичную, родовую. Подлинным предметом познания является не первичная субстанция, но вечная и неизменная вторичная. Аристотель называет ее понятийной субстанцией и отождествляет с сущностью. Она тем не менее проявляется в самих вещах (universalia in rebus), а не вне их, ибо невозможно отделить предмет от его сущности, как это делал Платон, противопоставляя идеи вещам, мир идей предметному миру. Первая субстанция непрерывно изменяется от рождения до смерти, но сохраняет при этом свою индивидуальность, тождественность себе самой, развиваясь в рамках своего рода и вида.

Основой человеческого знания является чувственное восприятие: наблюдение, эксперимент и познание фактов, но сверх этого оно требует проникновения в причины. В поисках ответа на вопрос почему? почему вещи изменяются, где заключена сила, позволяющая материи переходить из одного состояния в другое и творить различные предметы Аристотель приходит к своей доктрине о материи и форме. Каждая первичная

субстанция есть синтез двух неразделимых составляющих: материи (hyle) и формы (eidos); например, статуя складывается из мрамора и образа. Если мы мысленно отделим одно от другого, то материя будет движущей силой действия, в форма егоцелью. Форма изменяет материю в строго определенном направлении в направлении максимального развития родовых черт. Эти черты разум обобщает в понятия, которые мы различаем путем дефиниции, per genus proximum et differentiam specyficam через родовую принадлежность и характерные отличия (например, человек есть существо, обладающее даром речи и разумом). В материи заключена сила,

потенциальная возможность (гр. dynamis, лат. potentia) реализуется благодаря форме (в яйце заключена потенциальная курица, в желуде дуб и т. д.). Противоположностью возможности является действительность (energeia). Переход от возможности к действительности называется движением. Через движение, в понимании Аристотеля, проявляется воздействие силы, он различал 4 разновидности этого воздействия, то есть 4 рода движения: перемещение в пространстве (прямое и вращательное), движение, производящее качественные изменения; движение, производящее количественные изменения: увеличение и уменьшение, а также движение, вызывающее возникновение или разрушение первичных субстанций. Источником движения является низшая форма, при этом высшая форма есть цель этого движения. Чувственно воспринимаемый мир является миром материи, формы и движения. Наряду с ним существует, однако, чистая форма и чистое действие, без какой-либо примеси материи и возможности; это аристотелевский Б-г-Разум (Нус), существование которого основывается на осознании самого себя. У человека его соответствием является созидательный бессмертный деятельный разум, противопоставленный пассивному, который умирает вместе со смертной душой.

В Первых аналитиках (Analytika protera) Аристотель представляет определение силлогизма и различает 3 его типа: научный, диалектический и эристический. Анализирует индуктивный и дедуктивный методы умозаключения. Во Вторых аналитиках (Analytika hystera) он отдельно рассматривает научные силлогизмы, в Topika диалектические. Последнее произведение является пособием по ораторскому искусству, объясняющим такие термины, как 10 категорий, правила несоответствия и опущенной середины, тождественность, род и вид, дефиниции и др. Трактат О софистических обманах (Peri aophistihon elenchon) касается эристических суждений и обращен против искусных в парадоксах философов так называемой мегарской школы.

Среди сочинений о Природе самым значительным является трактат Физика (Physike okroasis) в 8 книгах. В нем Аристотель уточняет понятия, служащие ему для объяснения явлений окружающего мира, и прежде всего понятие природы (physis) и понятие движения (kynesis). Аристотель выделяет виды движения, анализирует его сущность и условия движения, понимаемого как отношение силы к материи. К физическим сочинениям Аристотеля принадлежат также работы: О рождении и гибели и О небе. В первом он отделяет абсолютные рождение и гибель от тех, что связаны со смещением и изменениями. Во втором трактате он воспроизводит картину мира и вводит новый, пятый элемент эфир. Шарообразный, вечно вращающийся мир состоит из двух

частей: дольней и горней. Первая это неподвижная земля, которую поочередно окружают три оставшиеся стихии: вода, воздух и огонь. Горняя часть мира, начинающаяся от Луны, заполнена вечным и неизменным эфиром, которому присуще вращательное движение в отличие от прямолинейного движения воды, воздуха и огня. Понятия пространства и времени находятся в непосредственной связи с движением. Аристотель не признавал пустоты, а движение понимал как взаимную смену мест.

Согласно Аристотелю, в природе господствует целесообразность, а соображения целесообразности представляются важнейшими. Аристотелева картина мира просуществовала в науке до времен Коперника, Галилея и Ньютона. Чрезвычайно велики заслуги Аристотеля в области биологии. Он был сведущим и способным зоологом, интересовался сравнительной морфологией животных и эмбриологией, опирался на экспериментальный материал, различал ок. 500 видов животных, а его классификация животного мира не утратила актуальности до времен Линнея. Самыми значительными работами Аристотеля по биологии представляются: Анатомия животных (Peri zoon morion), Размножение животных (Peri zооп geneseos), История животных (Peri ta zoa historiai) и другие.

Среди психологических трактатов Аристотеля обращает на себя внимание объемный труд О душе (Peri pshyches) в 3 книгах. Аристотель приводит определение души, а затем разграничивает одушевленные тела (somata empshycha) и тела, лишенные души (somata apshycha). Одушевленные тела он делит на растения, животных и людей. Растительная или вегетативная душа предназначена только к питанию и продолжению рода, животная душа наделена вдобавок способностью восприятия, желания (воли) и движения, а человеческая душа привилегией разумного мышления. Согласно Аристотелю, существует две разновидности мышления: обычное, дискурсивное мышление и теоретическое, интуитивное.

Теоретической философией Аристотель занимается в Метафизике. Она состоит из 14 книг и является собранием трактатов. Цельные сочинения представляют собой только кн. VII и VIII, рассматривающие понятие субстанции, и кн. V о многозначных словах. В кн. I Аристотель разграничивает 4 принципа начала существующих вещей: форма, материя, источник движения и цель. Впоследствии он сводит их к двум основным формальному началу (форме) и материи. Характеризуя материю, он говорит о так называемой первичной материи (prote hyle), не имеющей ни признаков, ни формы; оформленную же материю он называет конечной материей (eschate hyle). Материя и форма тесно связаны между собой в мире, который мы видим. Существует, однако, чистая форма, без примеси материи Б-г-Разум. Ему Аристотель посвящает ХП кн. Метафизики и называет его Первым неподвижным источником движения, свободным от всякой материи, вечно действительной мыслью, представляющей последнее условие существования мира явлений. Его сознание определяет жизнь и существование Вселенной.

Следующая группа сочинений Аристотеля касается так называемой практической философии: этики, политики, теории государства и права. Среди этических трактатов Аристотеля наиболее известна Никомахова этика (Ethika Nikomacheia), содержащая знаменитый принцип умеренности (mesotes); добродетель помещается в так называемой золотой середине между двумя крайностями; мужество, к примеру, находится между удальством и трусостью. Аристотель делит добродетели на практические и теоретические. Теоретические добродетели интеллектуальные связаны с так называемой теоретической жизнью (bios theoretikos), созерцательной

и дающей наибольшее счастье. Эта же этика совершенства представлена в кн. Х Никомаховой этики, а также в Эвдемейской этике (Ethika Eudemeia). Великая этика (Eihika Megala) не считается подлинным сочинением Аристотеля. В кн. VIII-IX Никомаховой этики Аристотель говорит об этике, основанной на привязанности (filia). Гражданской, общественной этике Аристотель посвятил свою Политику, вмещенную в 8 книг. Это сборник ряда трактатов, в которых на конкретном материале существующих законов Аристотель представляет теорию справедливого государства и наилучшего общественного строя. Каждое государственное устройство хорошо, если оно обеспечивает благо всех граждан. Существует главным образом 3 хорошие формы управления: монархия, аристократия и народовластие; и 3 плохие: тирания, олигархия и охлократия. Две последние книги Политики представляют образ идеального государства.

Аристотель (435 – 355 г.г. до Р.Х.) признавал четыре причины:

1. Материю – пассивную возможность становления;

2. Форму (сущность), действительность того, что в материи дано лишь как возможность;

3. Начало движения;

4. Цель.

Вся природа рассматривалась в виде последовательных переходов от «формы» к «материи» и обратно. Аристотель выделял два вида Бытия: «Возможное» и «Действительное». Противоположные стороны присущи предметам только как потенциальные возможности, тогда как «действительность» стоит выше «возможностей», и является отражением конкретного сочетания потенций двух ее сторон. С другой стороны, Аристотель отказался от платоновского метода доказательства «по кругу», когда противоположные начала определяются друг через друга. Он настаивал на том, что не все должно быть доказуемым. Должны быть первые исходные начала (аксиомы) принимаемые без доказательства. В последствии аксиоматический метод Аристотеля был применен Евклидом при построении геометрии.

В материи Аристотель видел лишь пассивное начало, всю же активность приписывал «форме», к которой сводил начало движения и Цель. Конечным источником всякого движения является Б-Г. Аристотель считал, что в основе всего материального бытия лежит первоматерия. Она вечна, не может возникать из ничего и превратиться в ничто, ее количество в природе неизменно. Опираясь на учения Эмпедокла и Анаксимандра, он полагал, что материи присущи четыре основные качества воспринимаемые нашими чувствами и попарно противоположными друг другу: тепло и холод, сухость и влажность. Разнообразие веществ зависит от сочетания этих качеств в различных пропорциях. Комбинируя качества попарно, Аристотель приходит к четырем элементам – Огонь, Воздух, Земля, и Вода (рис.1.2).

По представлениям Аристотеля основные качества не связаны нераздельно с первичной материей – их можно отнимать у нее или прибавлять к ней. Так, например, нагревая Воду, мы отнимаем у нее холод и придаем ей тепло. Вода испаряется и превращается в пар, т.е. превращается, как считал Аристотель в Воздух. Из этого делался вывод, что один элемент может перейти в другой. Твердые тела, жидкости и газы Аристотель рассматривал как три различные субстанции, наделенные фундаментальными различными качествами, а не как различные состояния одной и той же субстанции. Переход из жидкости в газ греки трактовали как утрату одного качества и приобретение другого.

Искусство создания различных вещества сводилось, таким образом, к соединению определенных качеств. Так древние греки полагали, что для превращения ртути в золото необходимо лишить ее качества текучести, заменив его качеством твердости. Основной особенностью подхода Аристотеля к исследованию окружающей действительности, было поиск качественных объяснений явлений природы. К количественным методам он относился насторожено и не раз критиковал пифагорейцев за то, что: «Они рассматривают явления не ради их самих, и не ради того чтобы докопаться до их причин, а единственно с намерением подогнать явления под свои априорные суждения и попытаться реконструировать мир».

В античной Греции только пифагорейцы придавали особое значение числу и видели гармонию в математических построениях. Для основной массы греков математика сводилась в основном к геометрии, а геометрия того периода занималась в основном изучением фигур.

Последователи Аристотеля пытались объяснить земные явления, пользуясь теми качествами, которые они считали первичными. Например, первичными они считали такие качества как горячее и холодное, влажное и сухое. Предполагалось, что соответствующая совокупность этих качеств порождают четыре элемента: Землю, Воздух, Огонь и Воду. Так горячее и сухое в совокупности порождает Огонь, горячее и влажное порождает Воздух, холодное и влажное – Воду, а холодное и сухое Землю. Каждому из 4-х элементов присущ особый, свойственный только ему естественный вид движения: Огонь и Воздух – стремиться к небу, Земля и Вода – тяготеют к центру мироздания. Аристотель рассматривал также и вынужденные движения, которые возникают когда одни тела, соударяются с другими.

 

Б-Г по Аристотелю - это обезличенная сущность пронизывает своим Светом все стихии с верху в низ, но Свет затухает в толщах Бытия и доходит до людей в искаженном виде, отсюда – зло. ТОГО, Кого Платон называл ЕДИНЫМ и БЛАГИМ, Аристотель называл Умом и бытием Сущего (библейский тетраграмматон , иегова, господь).

Аристотель допускал возникновение живого тела из мертвого в результате абиогинеза (самопроизвольного зарождения) но только для растений, рыб, насекомых и мелких позвоночных. Однако птицы, млекопитающие и тем более человек могут появиться только в результате биогенеза, – зарождения живого от живого. Одним из главных источников аристотелева мышления явилось наблюдение эмбрионального развития – высокоорганизованного процесса, в котором взаимосвязанные хотя и внешне не зависимые события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающемуся зародышу, всякая аристотелева природа построена на конечных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том чтобы, реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности.

 

Во многих древних цивилизациях пространства, где протекает жизнь простых смертных, обособлено от обители богов. Мир разделен на «дольное» - суть окружающую человека среду, где все подвержено игре случая, и имеет свой век и все обречено, в конечном счете, на гибель, и «горние»- священное пространство, где все исполнено высшего смысла, чуждо всякой случайности и вечно. Именно по таким признакам Аристотель противопоставлял надлунному миру небесных светил подлунный мир окружающего нас естества. Эта противоположность имела решающее значение для оценки Аристотелем возможности количественного описания природы. Движение небесных тел по Аристотелю неизменно и поддается точному вычислению, а для хаотичного подлунного мира допустимо лишь приближенное описание.

Космос в учении Аристотеля ограничен и конечен. В центре мира расположена Земля, во круг которой вращается Небо со всеми ее светилами. Все тяжелые тела стремятся к центру Земли, а к Небу напротив устремляются легкие по природе стихии. Подлунный мир хаотичен и состоит из 4-х элементов: земли, воды, воздуха и огня. Надлунный мир гармоничен и состоит их 5-го элемента – эфира. Эфир – значительно тоньше подлунных стихий и потому служит материей для небесных тел. Надлунный мир населен небесными телами совершающими естественное круговое движение. Из-за конечности аристотелева космоса только круговое движение, по его мнению, может продолжаться бесконечно долго. Только шар может, прибывая во вращательном движении, и занимать при этом совершенно то же самое место. Следуя этим принципам Аристотель внес противопоставление Естественную (Природному) и искусственному (делу рук человеческих). Все, что носило приставку «техне» и было продуктом жизнедеятельности человека, Аристотелем не признавалось входящим в круг рассмотрения философии. В частности механика не считалась им частью философского знания, а признавалась как разновидность искусства.

Аристотель выделял четыре вида движения: 1). В отношении сущности – возникновение и уничтожение; 2). В отношении количества – рост и уменьшение. 3). В отношение качества – прогресс и деградация. 4). В отношении места – перемещение.

Аристотель первым создал философское учение, провозгласившее, что пространство, время и материя суть различные компоненты опыта. Материя существует и движется в пространстве и во времени. Следуя Аристотелю, человечество привыкло воспринимать пространство и время как независимые фундаментальные компоненты Мира, существующие независимо от материи. Этих взглядов придерживался и Ньютон.

На знаменитой картине Рафаэля «Афинская школа» Платон указывает перстом в небо, а Аристотель простирает руку к земле [97]. На самом деле Аристотель во время 20-ти летнего периода обучения в Платоновской Акалемии глубоко почитал своего учителя. В полемику он вступал лишь с учениками Платона в более поздний ликейский период жизни.

Main page Contacts Search Contacts Search