Лаван

Лаван (белый):

а) — название местности, упоминаемой в кн. Втор. (I, 1), под которой большей частью разумеют Ливну. Вообще думают, что здесь был стан или одна из остановок, во время странствования евреев в пустыне (Чис. ХХХIII, 20, 21);

б) (Быт. XXII, 23, XXIV, 24) — сын Вафуила, брат Ревекки и отец Лии и Рахили, жен Иакова, живший в месопотамском гор. Харране.

О жизни Лавана, насколько она открыта нам бытописателем, мы можем судить по тому живому участию, которое он принимал в бракосочетании своей сестры Ревекки с Исааком, и по тем отношениям, которые он имел к своему родному племяннику, Иакову. Услышав от Ревекки о прибытии в Харран Елиезара, раба Авраамова, Лаван немедленно пошел к колодцу и предложил ему гостеприимство (Быт. XXIV, 31). Затем, вместе с Вафуилом, Лаван признал, что сделанное Елиезаром предложение о браке Исаака с Ревеккой пришло от Господа, и они вручили Ревекку попечениям Елиезара (ст. 50, 51). Затем о Лаване не упоминается в Библии до самого того времени, когда Иаков, похитивший обманом у Исава право первородства, во избежание мщения своего брата, должен был, по указанию Ревекки, бежать в Месопотамию в Падан-Арам (Харран) к Лавану, с тем чтобы взять себе в жены одну из дочерей его (XXVIII, 1, 2, след.). С тонкой хитростью, которая несомненно напоминала Иакову о его собственном образе действий по отношению к отцу и брату, доставившем ему первородство, Лаван согласился принять в услужение своего племянника на два семилетних срока, предложив ему служить у себя по семи лет за каждую из своих дочерей, Лию и Рахиль. Затем, заметив особый успех в своем хозяйстве, во время служения Иакова, он удержал его у себя еще на шесть лет, как наемника, обещав известное вознаграждение за его работу, но несколько раз обманывал его, переменяя условленную плату и причиняя ему разные притеснения (XXXI, 14). Несмотря на все это Иаков, покровительствуемый Богом, сделался весьма богат мелким и крупным скотом, рабами, верблюдами и т. п. и возбудил сильную ненависть к себе со стороны Лавана. Тогда, не видя ни расположения к себе, ни справедливости от своего лукавого и своекорыстного дяди, Иаков решился тайно уйти от Лавана на свою родину со всем своим семейством и имуществом (XXXI, 1-21). Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню, догнал его при Галааде и готов был нанести ему обиду, но Господь воспретил ему всякое неприязненное действие против Иакова, и он ограничился только заявлением, что у него украдены домашние боги кем-либо из его спутников.

 

Впрочем после тщательных розысков, оказавшихся неуспешными вследствие хитрости Ревекки, и обмена несколькими укоризнами с той и другой стороны, Лаван и Иаков примирились между собой, заключили взаимный союз, и Иаков устроил прощальный пир. Вслед за тем на другой же день Лаван простился со своими внуками и дочерьми, благословил их и возвратился в Харран (XXXI). За сим о Лаване более в Св. Писании не упоминается. Все библейское повествование об отношениях Лавана к своему племяннику, без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко непривлекательном виде. Но образ действий его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного Промысла, между прочим и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерилась и ему (Мф. VII, 2);

в) (II Ездр. V, 29) — из служителей при храме, сыновья которого возвратились из плена с Заровавелем.

Каббалистическое значение

Зоар, глава "Ваеце", п.252: Но Итро не был настолько против Моше, ибо Лаван был колдуном, и в колдовстве совершал все свои действия против Яакова.

А поскольку теперь Яаков не захотел задерживаться там, ведь Творец сказал ему: "Возвратись на землю отцов своих", поэтому не захотел задерживаться, пренебрегая заповедью Господина своего, и потому не спросил разрешения.

Есть два вида сил. С одной стороны - силы, направленые на разъединения, разрушители, называемые "помощь против", будто бы противодействующие единству. С другой стороны – силы, способствующие соединению.

Но в природе  нужны оба вида этих сил. Мы должны распознать все якобы отрицательные силы, всех этих "грешников" внутри нас (Лаван, Эйсав и прочие), а против них – (будто бы) положительные силы (Яаков, Ицхак и другие).

Все эти силы работают или "за" или "против" единства мира. И каждый в меру своего постижения этих сил, должен принять решение – кто из них и каким образом победит.

Тогда становиться понятным, что в идеале все должно быть так, как происходит из покон веков в природе, и таким образом раскрывается законы о которых повествуют святые писания. Где? В связях между людьми; государствами; атомами; клетками организма, вобщем везде... . Так действуют – силы разъбиения (разрушительные) и силы соединения.

Если рассматривать Лавана как свойство. Речь уже идет о дополнительных свойствах к структуре десяти сфирот. это внешнее относительно структуре. Лаван – ловэн илион – Высший свет, который проясняет. Но прежде этот свет как бы возбуждает человека заполучить нечто неизведанное, это как в сказказках прознал царь про молодильные яблоки и возжелал их, желание заполучить в сути порочно, это потом оно обращается во благо, в приобретение благодати ... . Поэтому Лаван назван грешником, так как по отношению к желанию раскрывается как нечто запретное. Но Яаков, который работает с малыми желаниями (нет у него большой страсти получить), может соединиться с Лаваном: «С Лаваном жил я».

 

Примечание: Все определения в каббале, следует рассматривать сообразно их месту, это не просто имена , типа это - есть то-то, это прежде всего, по сути,  духовные силы, и причем в действии. Поэтому пояснения следуют к каждому конкретному действию.

Main page Contacts Search Contacts Search