Основные Ангелы и демоны

Ч

Черти. В еврейском фольклоре именуются по разному: «шедим», собственно «черти», «рухин» – духи, «Лилин» – порождения Лилит, «мазикин» – вредящие. Считается, что черти были созданы при сотворении мира в эрев шаббат, в пятницу вечером накануне наступления Субботы, вместе с другими чудесными вещами, такими, как радуга, ман, которым евреи питались в пустыне, посох Моше Рабейну, которым он рассек море и т. д. Черти обычно характеризуются как «нешама бли гуф», душа без тела. Талмуд (трактат Брахот, 6а) сообщает: «Их больше, чем нас. Они окружают нас, как вал – яму». Талмуд говорит, что черти имеют лапы, подобные птичьим. Чтобы увидеть их следы, Талмуд рекомендует на ночь рассыпать возле кровати пепел или речной песок. Утром на песке или пепле могут остаться следы в виде птичьих лап. Чертей также можно увидеть следующим образом: возьмите околоплодную оболочку черного перворожденного котенка, мать которого также была черной, и сожгите ее (оболочку). Образовавшийся пепел положите себе в уголок глаза – и увидите чертей. Оставшийся пепел до следующего использования следует насыпать в железную трубку и запечатать ее каболистической печатью, потому что если черти похитят его, то вам придется туго. Этот опыт проделал один из мудрецов Талмуда, рав Биви бар Авайе (известный своей тягой к мистическим экспериментам). Впечатление от увиденного было таково, что рав упал без сознания и не мог очнуться. Молились за него праведники поколения – и он выздоровел. Важно отметить, что в свое время мудрецы закляли нечистые силы от посещения нашего мира. Поэтому вышеуказанные средства наблюдения за ними могут сработать лишь в случае крайнего исключения. Черти делают так, чтобы в синагоге было тесно, чтобы люди уставали во время субботней молитвы; они рвут субботние одежды. Черти могут и понемногу приворовывать деньги у людей, но только в том случае, если деньги лежат без кошелька и не посчитаны. У самих же чертей в качестве денег идет чесночная (по другим сведениям – луковая) шелуха. Как уже говорилось, обычного тела, подобного нашему, у чертей нет. Однако существует тело, созданное из элементов огня и воздуха, – должна же душа иметь себе какое-то пристанище. Так же, как и предметы материального мира состоят из четырех компонентов (и могут находиться в четырех состояниях): «афар» – прах (твердое состояние), «маим» – вода (жидкое состояние), «руах» – воздух(газообразное состояние) и «эш» – огонь (плазма), так и мир чертей имеет подобное разделение. Есть черти, души которых относятся к категории «афар», и обитают они в прахе земном. Есть черти, душа которых находится в категории «маим», и обитают они в воде. Черти с душой из категории «руах» обитают в воздухе, и, наконец, высшая категория чертей, с душой «эш» (подобной человеческой) обитает в огне. (Опираясь на авторитет Аристотеля и Плиния, Агриппа заявлял, что стихия огонь есть обиталище саламандр.) Черти, подобно людям, устраивают свадьбы, выбирая для этого пустые дома (а если они облюбовали ваш дом для будущей свадьбы, то надо его освободить на три дня, иначе – беда), рожают детей, и даже делают этим детям обрезание. Существует легенда о том, как жадный моhэль был приглашен на обрезание чертей. Рассказывается эта легенда в книге «Кав hа-яшар». Чертей, если они чересчур уж распоясались, можно пригласить на раввинский суд, «Бейт Дин», и они будут обязаны слушаться приговора. Наконец, в позднейших легендах существует разделение чертей на «еврейских» и «нееврейских». За период существования еврейского народа легенд о чертях накопилось столько, что уже невозможно сказать, что является порождением фольклора, а что представляет собой действительную онтологическую сущность. Жителей Израиля рассказы о чертях могут не волновать вообще – царь Шломо изгнал чертей со Святой Земли. И, если вне границ Святой Земли они могут появиться, несмотря на вышеупомянутое заклятие мудрецов ради выполнения важной миссии, то в Эрец Исраель они не появляются.

Ш

 

Шабрири. Демон, обитающий в реках, озерах и колодцах. Своим ядом он отравляет воду, после чего вода может привести к слепоте. Днем этот демон безвреден, опасен только ночью. Поэтому ночью запрещено пить воду из источников, если человек находится в одиночестве. Если есть спутник, то стоит даже разбудить его, только бы не пить воду одному – двоим людям демон повредить уже не сможет. На крайний случай Талмуд (трактат Псахим, 112а) приводит заговор, аннулирующий действие Шабрири: «Шабрии, брири, рири, ири, ри». Этим заговором злой демон воды Шабрири превращается в ангела дождя Ри.

Шамхазай. Помощник Азазеля – научил людей колдовству и использованию магических свойств растений.

Шахрирон. Один из 12 помощников Самаэля, мрачно-черного цвета

Шелхавирон. Один из 12 помощников Самаэля, цветом и формой напоминающий язык пламени

Шодед . Демон, обитающий в пятом зале нечистоты, именуемом «Эйва» (вражда). Шодед управляет разбоем в этом мире и обитает обычно в горах, глухих лесах и скалах – там, где обычно прячутся разбойники. Совместно с Кефэном он также приводит голод в мир. Имя его происходит от ивритского «шод» – разбой.

Э

 

Эйва. Демон, вызывающий вражду в мире. Его именем назван 5-й зал нечистоты

Элиэзер сарга-дапим. Демон, по-простому именуемый «Даф» (лист). Когда человек изучает какую-нибудь религиозную книгу (например, Талмуд, Шулхан Арух или «Зо’гар»), а потом покидает комнату, оставив книгу открытой, то к книге подкрадывается Элиэзер сар га-дапим, прочитывает все то, что человек читал перед этим – и человек тотчас же забывает изученное. Поэтому среди религиозных евреев существует обычай – обязательно закрывать изучаемую книгу, даже покидая комнату ненадолго.

Main page Contacts Search Contacts Search