Основные Ангелы и демоны

А

Авриель. Имя его происходит от слова «авера» – грех. Он считается управляющим всеми грехами мира. В «Зо'гаре» называют его САМАЭЛЕМ НЕОБРЕЗАННЫМ – подразумевая, очевидно, то, что он связан с частью, удаляемой при обрезании (сам САМАЭЛЬ, он же САТАН, при этом предполагается обрезанным).

Аврион. Один из двенадцати прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет грозовых туч, которые приносят в мир стихийные бедствия.

Агиросион. Этот демон живет в адском зале, именуемом «Офель» – тьма. Отвечает он за смерть первенцев – первых детей в семье (мальчиков). Правда, не в младенческом возрасте, а от 13 до 20 лет. Как и все еврейские демоны, он несет некую «положительную» функцию: убивает он только тех первенцев, которые в будущем должны сильно согрешить. Он видит на них «признаки» будущего греховного поведения и лишает их жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов. Откуда такие возрастные рамки? До 13 лет – возраста бар-мицвы – ребенок еще не может быть обвинен во грехе, после двадцати человек уже бывал обременен собственной семьей. Вообще, надо учесть, что еврейские первенцы всегда были на особом учете. Связано это с тем, что последней казнью египетской было именно поражение первенцев египетских, еврейских Г-СПОДЬ не Тронул. Поэтому все еврейские первенцы считались посвященными Г-СПОДУ, и по сей день первенца в семье выкупают у коhэнов (потомков храмовых священников) за 5 священных
шекелей (приблизительно 110 граммов чистого серебра). Интересно, что египетских первенцев уничтожал не Агиросион, а «ангел мести Г-СПОДНЕЙ», именуемый «перстом Б-ЖИМ», по имени Йахх.

Ад. Согласно еврейской традиции ад разделяется на семь уровней – в соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на каждом уровне. Перечислим их по нарастающей (в данной ситуации самый мощный уровень – низший уровень): Геном, Врата молчания, Врата смерти, Врата первобытной грязи, Могильная яма, Абадон шеол. В каждом из последующих уровней «огонь» в 61 раз сильнее предыдущего (то есть огонь Врат молчания жжет в 61 раз сильнее, чем врата Генома). А про огонь Генома говорится, что он
в 61 раз сильнее, чем земной огонь. Естественно, только в смысле духовных ощущений. Что уж говорить о нижнем уровне – Шеоле! Каждый уровень ада имеет глубину в 300 лет пешего хода (это надо понимать в переносном смысле – имеется в виду, что каждый уро-
вень связан с тремя «Небесами нечистоты». Мучения в аду могут продолжаться не более 12 месяцев. Поэтому в еврейской традиции читать кадиш по усопшему не более 11 месяцев. Смысл этого таков – только самые большие грешники пребывают в аду полные 12 месяцев. Не может же быть, чтобы тот, по кому мы читаем кадиш, был самым большим грешником! Каждый из уровней ада имеет своего «руководителя» (работа этого демона обычно заключается в том, что он передает грешные души в руки «Малхей-хабала» (ангелов-мучителей) с указанием, каким мучениям и сколько времени подвергать каждую душу). Брайта «Геном» подробно описывает устройство ада, где текут огненные реки, а в Шеоле также имеются отделения с градом, со снегом, щели, наполненные скорпионами. Малхей-хабала попеременно то выставляют души под град, то суют в огненную реку, то запихивают в щели со скорпионами – в зависимости от того, какие им даны указания Думой (демон, начальствующий над адской канцелярией). «Книга Ханоха» упоминает также и об отделении в аду, где наказывают отпавших от Б-ГА ангелов.

 

Адмирон. Один из 12 прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет крови, смешанной с водой (отсюда его имя – от ивритского «адом» , красный).

Азазель

Алфофаниэш. В еврейской традиции царем всех демонов считается Ашмодей (Асмодей). Как и полагается царю, у него есть царица – Лилит (этих демонесс существует пара – две сестры, вторая – замужем за Самаелем). От этого брака у них есть сын – Алфофаниэш (Меч Асмодея). Он управляет тысячами демонов, и лицо у него подобно огненному факелу. Основная задача Алфофаниэша – быть обвинителем против народа Израильского на Высшем Суде, а также чинить евреям всяческие козни, чтобы было потом в чем их обвинить. Кстати, Алфофаниэш называется еще Гур – звереныш, однако не только из-за того, что он сын Ашмодея, но и из-за того, что он «митгаре» – ссорится с Израилем. Говорится, что в тот миг, когда родился Алфофаниэш, обвинитель Израиля, были созданы три ангела – Малхиель, Атуриель и Нешриель – защитники (небесные адвокаты) Израиля. И в миг его рождения
был рожден «князь святости» – ангел, именуемый Меч Царя Машиаха, и у ангела этого есть два имени – Машхиель и Кохвиель.

Ангрихон. Этот демон стоит на третьем входе в Зал Тьмы и называется «князем лихорадки». Он управляет всеми болезнями, сжигающими тело, насылает высокую температуру и т. п.

Антисфирот. В Каббале известно, что ВСЕВЫШНИЙ управляет миром с помощью десяти каналов - сфирот, по которым исходит энергия от него в этот мир. Однако для того, чтобы мир не вернулся в исходное состояние – к ВСЕВЫШНЕМУ (это подобно тому, как пузырек газа всплывает в воде, или пламя стремится оторваться от свечи), требуются оболочки, окружающие и затемняющие Б-жественный свет. Такие оболочки называются Антисфирот – потому что они «оттягивают» свет от настоящих сфирот. Антисфирот существует одиннадцать: Теумиэль, Торниэль, Кени, Хасер, Рик, Талэ, Смол, Торик, Эрев, Верик, Танин Лилит. Если Сфирот имеют названия качеств ВСЕВЫШНЕГО (например, Хесед – милость Б-ГА, Гвура – суровость Б-ГА), то Антисфирот носят как бы «личные», независимые имена. Это выражает идею «эстер паним» – «сокрытия лица» Б-га, каждая Антисфира как бы независима и имеет самостоятельное существование. Однако это опровергается наличием в названиях многих Антисфирот производных от слова «рек» – пустой. Антисфирот сами по себе пусты, свет по ним не идет, и они могут только отсасывать его от Сфирот.

Арира. Нечистый дух, обитающий в четвертом зале ада. У него под началом несколько десятков тысяч ангелов-мучителей, называемых «Арирей йом» («проклинающие день»). Они делают так, что люди в порыве гнева проклинают сами себя клятвами, которые дают в гневе. «Проклинающие день» берут эти клятвы и представляют их перед высшим судом, и пробуждают этим «Предвечного змия», «Левиафана – змея извивающегося». А тот, в свою очередь, пробуждает проклятия, написанные в ТОРЕ. Также «Арией йом», в предшествующей приходу Машиаха битве между Левиафаном и Диким быком, пробудят Левиафана Арирон Один из 12 помощников Самаэля, полный зла (корень слова «Арирон» – метатэза ивритского «ра», зло).

Аскара. Демон, находящийся у четвертого входа в зал Мрака. Управляет убийством и смертью. Это понятие связано с тем, что из 918 видов смерти, известных Каббале, самым тяжелым считается смерть от болезни, именуемой «аскара» – дифтерит. Талмуд говорит, что при дифтерите душа выходит из тела так же тяжело, как застрявший репейник выходит из хлопка. Аскара управляет также смертью младенцев. Считается, что он имеет вид женщины-кормилицы, играет с младенцами, дает им молоко и незаметно душит. Аскаре противостоит ангел Азриель, находящийся в третьем зале святости.

Астирия. Один из князей уровня ада, называемого «БЕЕР ШАХАТ», «Могильная яма». Он управляют людьми, допускающими бесполезное пролитие семени. Посланные им ангелы-мучители появляются в этом мире, захватывают проливаемое напрасно семя и из него получают питание силы нечистоты.

Атуриэль. Говорится, что в тот миг, когда родился Алфофанишэль, обвинитель Израиля, были созданы три ангела – Малхиель, Атуриель и Нешриель – защитники (небесные адвокаты) Израиля.

Африра. Злой дух из зала Вражды (Эйва). Он управляет бесплодной землей (отсюда его имя – от слова «эфер», прах земной). Африра тесно связан со Змеем извивающимся – ведь именно прах земной, согласно ТОРЕ, был положен в пищу змею, соблазнившему Адама и Хаву. Африра делает так, чтобы земля не плодоносила. Однако в еврейской традиции даже самые вредные персонажи могут нести в себе полезные свойства – и Африра связан с той землей с пола Иерусалимского Храма, которую замешивают в воду, даваемую выпить «соте» – женщине, подозреваемой в супружеской неверности.

Африрон. Один из 12 помощников Самаэля, имеющий цвет пепла («афар»). С Африрой они не родственники, так как Африра начинается на букву «алеф», а Африрон – на букву «айн», и только из-за несоответствия русского и ивритского алфавитов они оказались рядом.

Ашмай. Демон, называемый «старым и глупым царем». Имеет зеленый цвет, хотя и называется по-другому –«Лаваном-арамейцем». Лаван – тесть праотца Якова, который хотел оставить его навеки в Месопотамии (тогда бы не смог развиться еврейский народ). С тех пор Лаван в иудаизме связывается с силами клипы – нечистоты. Ашмай заставляет людей делать глупости, за которые они потом жестоко платятся. Уже говорилось о том, что силы нечистоты
противостоят силам святости. Ашмай противостоит Сфире Хесед (Милости Б-ГА), которая символизируется Авраhамом-авину. Сфира Хесед также символизируется белым цветом (лаван) – противовес этому Ашмай («Лаван арамеец») (тут мы сталкиваемся со смысловой игрой слов: цвет «лаван» (белый) – имя Лаван).

Ашмодей. Есть несколько версий происхождения имени Ашмодей – либо от персидского выражения «аишма дэва», переводимого как «гневливый демон», либо от ивритского слова «шмад» – уничтожение. Возможно, верны обе версии, так как в иудаизме имена обычно несут большую смысловую нагрузку. Ашмодей традиционно считается царем шедев (демонов). Он многое знает, многое умеет, и недаром именно его захватил в плен царь Соломон для помощи в постройке Первого Храма. Ашмодей подсказал царю, где достать камень, именуемый «Шамир» (поскольку железом обрабатывать материал для постройки
Храма было запрещено). В сегодняшнем иврите шамиром называется корунд. По другой версии, шамир – это червь, могущий прогрызать камни. Ашмодей также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую «Книгой Ашмодея» (ссылки на нее встречаются в «Зоhа-
ре»). После постройки Храма Ашмодей хитростью сумел освободиться и забросить царя Соломона на край света, а сам сел на его трон. После возвращения Соломон сумел доказать свои права на престол и отправить Ашмодея обратно в преисподнюю. Эта легенда в переносном смысле используется еврейской сектой «Нетурей Карта», которые говорят, что Ашмодей до сих пор сидит на троне царя Соломона (недвусмысленный намек на нынешних руководителей еврейского государства). В легендах Ашмодей, вопреки своему страшному имени, часто помогает евреям, вольно или невольно выступая на их стороне. Помогает совершенно бескорыстно, так как иудаизм, в отличие от христианства, не признает вечного пребывания в Аду (максимальный срок – 12 месяцев), и о «продаже души» Ашмодею и речи быть не может. Ашмодей женат на Лилит Алимта, злом духе, имеющем вид красивой женщины, у них есть сын Алфофаниэш, о котором мы уже говорили, а также у Ашмодея есть тесть и теща – родители Лилит Алимта, Мэитбаэль и Кафциони. Легенды говорят, что Самаэль заглядывается на красивую жену Ашмодея, из-за чего тот ревнует.


 

Б

Бадаргун. В писаниях Аризаля упоминается демон по имени БАДАРГУН. Если человек ударит этого демона один раз, то демон умирает, если два раза – то демон выживет, а умрет ударивший его человек. Этот демон, согласно легенде, совершенно плоский, он имеет 50 голов и 56 сердец. Он «высасывает» святость изо всех букв еврейского алфавита, кроме букв «мем» (открытой и закрытой) и буквы «тав». Обратите внимание – обе эти буквы составляют слово «мет», мертвец. Бадаргун может представляться маленькой собачкой, или котом, или полевой мышью. Он считается демоном, насылающим различные болезни. Намеки, заключенные в описании этого демона, настолько сложны и многообразны, что требуют слишком пространного объяснения. Особо интересующихся можем отослать к сборнику «Ликутей Шошаним» великого каболиста рабби Шимшона из Острополи.

Беhемот. Одно из демонических животных, упоминаемых в «Книге Иова». Слово Бегемот – множественного числа (одно животное – «беhема», много – «беhемот»), то есть, по размеру один зверь равен многим. Вот как описывает Бегемота «Книга Иова»: «Вот бегемот, которого я создал, как и тебя; траву как вол, он ест. Вот сила его в чреслах его и мощь его в мускулах живота его. Вытягивает хвост свой, подобно кедру; жилы бедер его сплелись.
Остов его – трубы медные; кости его – как прут железный. Он – начало творений Б-жьих; только сотворивший его может приблизить к нему меч свой. Ибо горы приносят ему корм, и все звери полевые играют там. Под лотосами он лежит, под тростником и в болоте укрывается. Лотосы покрывают его своею тенью, окружают его ивы ручья. Вздуется ли река – не страшно ему; останется спокоен, хотя бы Иордан устремился в пасть его. Кто ухватит его возле глаз, багром пробьет ему нос?» Считается, что Бегемот символизирует животное начало в человеке.

Бехамирон. Один из 12 помощников Самаэля. Имеет черно-серый цвет – цвет кожи бегемота.

Бракиель. Помощник Азазеля – научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии.

 

Г

Гамалиэль. Обитатель девятого зала нечистоты. «Пьет», то есть высасывает энергию из мира Сфирот, как верблюд («гамаль») пьет воду, за что и получил свое имя. Способен предсказывать будущее. Если получает энергию из мира клипот, то носит имя Нашхиэль, и управляет змеями, пугающими людей.

Газардина. Обитатель зала Вражды. Управляет теми, кто не сделал обрезание без уважительных на то причин, а также теми, кто не позаботился о том, чтобы сделать обрезание своим детям. Попавшие на тот свет души сразу утаскивает в Шеол – нижний уровень ада – и там уже судит.

Гимгемия. Находится в зале нечистоты, именуемом «Пустая яма» (связано с описанием ямы, куда был брошен Иосеф – «яма пуста, нет там воды, а есть там змеи и скорпионы»). Демон этот имеет цвет красный, как роза. Он управляет грязными, непристойными словами, ругательствами. Особая его забота – мешать молитве, делать так, чтобы человек во время молитвы заикался («легамгем» на иврите) – отсюда и его имя.

 

 Д

Дагдагирон. Один из 12 помощников Сатаны. Имеет цвет некошерной рыбы – мутно-серебристый, как кожа рыбы, не имеющей чешуи, и считающейся некошерной по еврейскому закону. Соблазняет людей на употребление в пищу некошерных морских тварей (не только некошерной рыбы, но также креветок, кальмаров и т. д.)

Деммницы. Женских персонажей в еврейской демонологии имеется всего четверо. Это Лилит, Наама (она же Лилит Алимта, предположительный перевод – «жестокая Лилит», считающаяся младшей сестрой Лилит) – жена Ашмодея, Аграт бат Махлат – рассылательница болезней, дочь Махлат, разъезжающая на золотой колеснице и мечущая золотые стрелы (символ лихорадки), и сама Махлат, образ которой еврейские источники не детализируют.

Дума. Правитель всех клипот (оболочек, границ) – сил нечистоты, и он же – князь ангелов-мучителей в аду. Имя его происходит от слова «дмама» – молчание, этот демон как бы символизирует молчание могилы (любая локальная система не имеющая выхода во вне,  все равно что могила). Впервые упоминается он в Псалмах (Теhилим, 115:17), где сказано: «Не мертвые восхвалят Г-спода, и не сошедшие к Думе» (здесь подразумевается – сошедшие в преисподнюю). Говорится, что когда душа предстает перед Думой в аду, он внимательно изучает все ее грехи, а затем решает, какому наказанию она должна подвергнуться. После чего передает ангелам-мучителям

 

З

Заафиэль. Ангел Б-жьего гнева («зааф» на иврите «гнев»). Считался покровителем Агага, царя племени Амалека, взятого в плен, а затем убитого Шаулем. Агаг считался предком Амана, памятного нам по Пуримским событиям. История с Аманом считается символом предупреждения Б-га о возможном наказании. Немало демонов в еврейской традиции связаны с понятием гнева. Еврейская религия сурово порицает гневливых людей. Человек, который
гневается, подобен поклоняющемуся идолам. Вот почему демоны стараются вызвать в человеке чувство гнева

 

Й

Йахх. Ангел мести Г-сподней, именуемый «перстом Б-жьим». Он уничтожал египетских первенцев перед Исходом


 

К

Картиэль. В его власти находится наказывать тех грешников, на которых наложен «карет» – приговор небесного суда, заключающийся в том, что подвергнутый «карету» не живет более 60-ти лет. Считается, что еврей подвергается «карету» за различные тайные, но серьезные прегрешения. Картиель считается порождением Теумиеля – главы демонов, поскольку Теумиель носит также имя Кетриель (от слова «кетер» – корона), воображая себя «короной», царем всех КЛИПОТ, сил нечистоты, и противопоставляясь высшей сфире Кетер – Корона Б-ГА

Кафцефони. «Тесть» Ашмодея, «отец» Наамы (Лилит Алимта). Назван так оттого, что все время прыгает с места на место («кофец» на иврите), с одного конца мира на другой. Иногда вместе со своей супругой Маитбаэль он помогает людям избавиться от преследования демонов. Иногда в человеческом обличье они являются людям и открывают им будущее, при этом могут и приврать. Еврейские каболисты – практики, вызывая Кафцеони с Маитбаэль
для того, чтобы узнать будущее, старались связать их клятвой, чтобы не пасть жертвой обмана со стороны коварных демонов. Предсказания, которые можно получить от этих демонов, – это та хорошая часть, которая есть в Клипот – скорлупах этого мира

Кафциэль. Князь гнева, заставляющий людей гневаться (от слова «кецеф» – гнев). Этого демона еще отождествляют с антисфирой Эрев верик (называемой еще «жестокий ворон» – поскольку считалось, что ворон не имеет милосердия даже к своим птенцам). Так и человек в гневе теряет милосердие даже к своим близким

Клипот. Название происходит от ивритского слова «клипа» – кожура. В Каболе это силы, не дающие духовной сущности нашего мира слиться с Первопричиной. Весь материальный мир, собственно говоря, состоит из Клипот, заключающих в себе духовное содержание. Поэтому каболисты разделяют Клипот на «Клипа нога» – Сияющая Клипа, то есть предметы, которые потенциально могут быть использованы для служения Б-ГУ (например, обычная корова находится в категории «Клипа нога», так как ее можно кошерно приготовить и съесть на Шаббат, из ее шкуры можно сделать пергамент для свитка ТОРЫ или мезузу), и три вида нечистых Клипот – вещей, абсолютно непригодных для утилизации в качестве религиозных предметов. Эти три Клипы называются «руах сеара» – бурный ветер, «анан гадоль» – большое облако (имеется в виду – грозовое) и «эш митлакахат» – огонь пожирающий. Примером абсолютно нечистых клипот считаются вещи, которые уже использовались для идолопоклонства. Так, например, дерево, посвященное вавилонской богине
плодородия Аштарте (такое дерево называлось «ашера»), запрещалось использовать каким бы то ни было образом – ни в качестве источника древесины, ни плоды с него, и даже забираться на такое дерево, чтобы снять с него птичье гнездо, считалось грехом

Кохвиэль. Помощник Азазеля – вместе с Тамиелем научил людей астрологии. Другие его имена – Машхиель и Меч Царя Машиаха

Кэтев Мерири. Демон полуденного зноя. Еврейская легенда рассказывает, что как-то дети, шедшие в хедер, встретили этого демона. От исходившего от него жара все, кроме двух, тут же скончались. В талмудическую эпоху не рекомендовалось выходить из дому в полдень в одиночку.

Кэфен. Демон, проявляющийся во время войны. Он делает так, чтобы пища не насыщала (то есть лишает еду питательных свойств)

 

Л

Лаван

Левиафан

Лилит

 

 

М

Малхиель. Защитник (небесный адвокат) Израиля

Мара. Демон, обитающий в высшем (т. е. наиболее низменном) зале нечистоты. Этот демон понуждает людей смотреться в зеркало, приукрашиваться и прихорашиваться, хорошо одеваться. От этого, появляется  грубость духа, человек забывает кто он на самом деле и отождествляет себя со своим отражением, ведь мир это всего лишь отражение, следствие мыслей, исходящих от человека,  и любоваться и ставить превыше всего то что является следствием,  увековечивать высказывания великих мира сего, все равно, что поклоняться идолам . Название демона «говорящее» – слово «маръэ» на иврите означает «зеркало», а Мара – как бы «зеркальщик». Зеркалам в иудаизме придавалось большое значение. И сейчас еще, когда кто-то умирает в доме, завешивают все зеркала. Мистическая традиция говорит, что зеркала закрывают потому, что «душа умершего смотрится в зеркало» и не желает покидать этот мир, мир великих иллюзий.

Меитбаэльм . Жена Кафцефони, мать Наамы, теща Ашмодея. О ее свойствах смотрите про,  Кафцефони (муж и жена – одна сатана).

 

 

Н 

 

Наама.  Жена Ашмодея, она же Лилит Алимта (жестокая Лилит). В иудейской традиции выполняет роль суккуба, соблазняющего мужчин. Ночные демоны называются еще «дети Наамы». Из-за ночных демонов, кстати говоря, запрещается ходить по дорогам одному ночью. Обычно НААМУ изображают как красивую женщину – до пояса. Ниже пояса она выглядит как пылающий факел.

Нагдиэль.  От ивритского «негед» – против. Демон, стоящий в зале Тьмы у ворот Суда. Под его началом несколько десятков тысяч ангелов-мучителей. Вызывает вражду и противоречия в этом мире.

Насира. Имя Насира происходит от ивритского «нес» – чудо. Демон, находящийся в Гееноме, в той его части, которая называется «Нижняя Земля». Оттуда он проникает в этот мир и творит чудеса, противоречащие законам природы. Эти чудеса происходят не от силы святости, а от сил нечистоты, поэтому и говорится, что некоторые чудеса происходят «со стороны Клипот, нечистоты». Задача Насиры – смущать честных верующих чудесами, противоречащими ТОРЕ. Таковыми, например, считаются чудеса египетских жрецов и зороастрийских персидских магов – они происходят под действием Насиры и его подчиненных демонов.

Нахаширон. Один из 12 помощников Сатана (Самаэля). Имеет цвет ядовитых змей. Какой конкретно цвет имеется в виду – не указывает ни один источник

Нашмирон.  Один из 12 помощников Сатана. Обычно указывается последним по счету. Принимает форму «злых женщин» (от ивритского слова «нашим» – женщины). Говорится, что этот демон может вредить больше всех остальных помощников Сатана вместе взятых. Слова эти приписываются рабби Шимону бар Йохаю, что весьма достоверно, поскольку Талмуд дает многочисленные свидетельства того, что рабби Шимон прекрасно разбирался в женском характере.

Нехаштирон. Один из 12 помощников Сатана, имеющий цвет меди. Цвет меди медно-красный, красно-жёлтый, часто с побежалостью. Имя его происходит от ивритского «нехошет» – медь. Она является отличным проводником энергии. В современной магии она используется в виде волшебной медной палочки, которая помогает направлять энергию, так же является усилителем чувственности, при этом человек становиться зависим от всевозможных « страстей» обуревающих его телесность.

Нешриель.  Защитник еврейского народа

Ниацриэль.  Демон, обитающий в уровне ада, именуемом «Беэр Шахат», «могильная яма». Рассказывается, что когда Ангел Смерти (он же Самаэль или Сатан) приходит за человеком, то в руке он держит зазубренный нож, на конце которого находятся три капли яда. Человек при виде черного ангела, полного пылающих глаз, в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда – и человек умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля – это желчь смерти (собственно яд), третья капля закрепляет начатое. Ниацриэль – это, собственно, дух, управляющий этими тремя каплями яда на ноже Ангела Смерти.

 

О

 

Огиэль. Демон, находящийся во втором зале нечистоты и в разных своих ипостасях противо стоящий то Сфире Хохма (Б-жественная мудрость), то Сфире Тиферет (Б-жественное великолепие, гармония). Он также носит название «Иш Блиал», «человек бесполезный». Его задача – затенить проявление Б-жественной сущности в нашем материальном мире.

Озриель. Одно из проявлений вездесущего Самаэля, когда он находится в четвертой Антисфире. Связан с образом «свиньи хрюкающей» и, очевидно, заставляет людей есть свинину – один из самых отвратительных видов пищи в иудаизме. Существует мнение, что свинья ближе всего по вкусу к человеческому мясу, и у того, кто привык есть свинину, гораздо ниже порог условностей по отношению к поеданию человечины. Поедание же человеческого мяса издревле использовалось колдунами для обрядов, связанных с проявлением сил «клипот». Возможно, в некоторых обрядах настоящее человеческое мясо заменялось свиным.

П

Патут. Первый помощник главы Геенома, Думы. Его задача – отклонить человека от верного пути, соблазнить его (особенно женщин). Имя происходит от ивритского глагола «лефатот» – соблазнить.

Пах. У каболистов считается «князем собак» – демоном, повелевающим собаками. Собака всегда считалась у евреев нечистым животным – настолько даже, что деньги, вырученные за продажу пса, нельзя было жертвовать в Храм (Дварим, 23:19). Ослабить его силу можно с помощью 124-го псалма из Теhилим, в котором есть следующая строка: «а-пах нишбар, ве анахну нимлатну» (кувшин разбит, а мы убежали). Слово «кувшин» – «пах» – здесь можно воспринимать как имя демона – повелителя собак.

Пута. Демон, управляющий забывчивостью (имеется в виду, что этот демон заставляет людей забывать изученное ими из ТОРЫ). Во времена Талмуда даже бытовало выражение – «нафаль ле бор Пута» (упал в яму Путы), то есть забыл изученную им ТОРУ (подобно тому, как греки говорили о спящем человеке «пребывает в объятиях Морфея»). Второе имя Путы – Мас. Каждое из этих имен в гематрии (числовое значение ивритских букв) равно ста. Поэтому традиция говорит, что если человек хочет твердо заучить какой-нибудь фрагмент из ТОРЫ, он должен его повторить по крайней мере сто один раз. До ста раз – он еще может попасть под действие Путы (имя которого равно ста), но стоит повторить сто первый раз – и Пута уже над ним не властен. Противником Путы, кстати говоря, выступает Ангел – защитник еврейского народа Михаэль. Что поразительно, имя Михаэль в гематрии равно как раз ста одному. Возможно, именно поэтому ангел Михаэль также считается «ангелом запоминания»

Р 

 

Рахав. Упоминается в Талмуде как «сар шель ям» – князь моря. При сотворении мира отказался помогать ВСЕВЫШНЕМУ разделять верхние и нижние воды. За это был умерщвлен, однако его туша издавала такой сильный смрад, что пришлось Рахава оживить. С тех пор Рахав считается то спящим, то бодрствующим. В Агаде говорится, что когда евреи должны были переходить через Красное море, Рахав пытался этому воспрепятствовать.

Рогзиэль.  Демон, управляющий злостью («рогез» на иврите). В иудаизме демонов, управляющих злостью, ссорами и т. д., так много потому, что в иврите для разных степеней ссор и злости имеется отдельное название.

С

 

Сагрит. Еще одна демоница, имеющая вид прокаженной (согласно ТОРЕ, прокаженный должен был закутываться в платье «до уст»). Так и эта демоница – невозможно видеть ее лицо (либо она вовсе не имеет лица), подобно закутанному в тряпки прокаженному. Насылает проказу и кожные язвы.

Сактуфа. Этот демон побуждает мужчин наряжаться и прихорашиваться, чтобы на них смотрели женщины. «Согласуется» в действиях с демоном Марой (заставляющим людей смотреть в зеркало с целью прихорашивания)

Самаэль.  Пожалуй, наиболее известный из демонов. Слово «Самаэль» переводится как «сам шель эль», яд Б-га. Считается, что он подстрекал Адама и Хаву на грехопадение (Змей – всего лишь телесное проявление Самаэля). За это, как говорит «Книга Адама и Хавы», Б-Г оторвал у него шесть из бывших ранее 12 крыльев (в переводе с каболистического на более понятный язык – его перевели из мира Брия в более низкий духовный мир – Ецира). Самаэль выполняет три основные возложенные на него функции – он является «йецер hа-ра», злым началом, провоцирующим человека на совершение грехов, «категором», то есть ангелом-обвинителем, представляющим грехи человека перед Высшим Судом, и в конце концов ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. Самаэль в образе «малах а-мавет», ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль, имея в руках идеально ровный нож (взятие им душ праведников сравнивается с «кашерной шхитой», тогда как то, что делает Самаэль с грешниками – «шхита некашерная»)

Самриэль . Ранее уже упоминалось  о трех залах клипы (нечистоты).  Самриэль считается ключником этих залов, у него находятся все три ключа.

Санегирейя.  Побуждает мужчин к непроизводительному пролитию семени.

Сартия. Князь нечистых снов. Под его началом находятся несколько десятков тысяч ангелов-мучителей. Когда человеку посылается сон «со стороны святости», ангелы-мучители вмешиваются в него, превращая сон в кошмар или навевая человеку нехорошие видения. Из-за него не бывает у человека вещего сна без примеси хотя бы капельки лжи. Поэтому в целом иудаизм относится не очень положительно к толкованию снов. Сон вообще считается «одной шестидесятой частью смерти». Из-за этого проснувшийся человек считается нечистым, ему сразу же необходимо омыть руки (поскольку нечистота сна чем-то сродни нечистоте мертвого человека).

Сатан. Всего лишь одно из многих прозвищ Самаэля, происходит от слова «асата», помеха. Сатаном чаще всего называют Самаэля в образе дурного начала в человеке и ангела-обвинителя

Сатриэль. Демон, находящийся в третьем зале нечистоты. Его занятие – скрывать милость Б-ГА от людей. Имя демона происходит от ивритскгого «сотер», скрывать. Он сравнивается с окутывающим людей мокрым облаком, затеняющим Б-жественную милость.

Сахариэль. Помощник Азазеля – научил людей периодам (фазам) Луны.

Сеариэль.  Демон, сравниваемый с «Эсавом, человеком волосатым» – братом Якова. Считается первопричиной всех вредоносных качеств, приписываемых Эсаву. Именно для того, чтобы утихомирить его, Эсаву было послано от Якова десять ослиц, десять ослов и т. д. Сеариэль любит прикидываться божеством-идолом, подстрекая людей к тому, чтобы ему поклонялись.

Т

 

 

Тагаринун. Князь ссор, вызывающий ссоры («тагер» – на иврите) между царями, приводящие к войнам.

Такритея.  Демон, нападающий на одиноких путников. Иудаизм вообще относится отрицательно к тому, чтобы люди отправлялись в путь в одиночестве. В Талмуде говорится, что когда человек один идет по дороге, демоны его видят и могут ему навредить; когда идут двое, то демоны их могут пугать, но вредить уже не могут; когда же идут трое, то демоны бессильны. По этой же причине запрещено заходить одному в разрушенное здание – считается, что в развалинах могут находиться демоны. Говорится даже, что есть демон, живущий в развалинах, который каждый раз, когда в эти руины заходит одинокий человек, начинает биться головой о стены, чтобы вызвать обвал здания.

Тамиель. Помощник Азазеля – вместе с Кохвиелем научил людей астрологии.

Танинивер. Демон, «сидящий между Самаэлем и Лилит». Именуется в Каболе «слепым крокодилом» или «слепым князем». Знатоки Каболы говорят (естественно, это надо понимать в переносном смысле), что он плавает в море. Танинивер не имеет глаз или хотя бы глазных орбит. А если бы он был сотворен с глазами, то разрушил бы, упаси Г-сподь, весь мир.

Теумиэль . Высший демон, глава всей системы Антисфирот. Имя свое он получил от слова «теом», близнец («теумим» – близнецы), поскольку в гордыне своей Теумиэль воображает себя двойником, «близнецом» Б-ГА. Из всех Антисфирот Теумиэль был создан первым. Второе его название – «обезьяна Б-га», поскольку он стремится подражать всему, что делает ВСЕВЫШНИЙ, естественно, обращая это на пользу силам Клипот, нечистоты. Каболисты предпочитают называть его Томиэль, как бы «изымая» букву «алеф» из имени демона: буква «алеф» первая в алфавите и символизирует Б-ГА – «алуфо шель олам», Правителя мира. Само наличие «алеф» придает силы, поэтому в каболистических книгах часто «алеф» из имени Теумиэля уберается, чтобы не придавать силы демону. Теумиэля также называют «эль ахер», божество чужое – в противовес Б-ГУ, называемому «Эль Эхад» (Б-Г Единственный). В ежедневной молитве «Шма, Исраэль, Адонай Элоhейну, Адонай эхаД» можно заметить, что буква «далет» в слове «эхад» – один – заметно больше других. Так же она написана и в рукописных свитках ТОРЫ. Это сделано потому, что начертание букв «далет» и «рейш» похоже, и если не выделить «далет», то можно будет взамен «Эхад» (Б-Г Единственный) прочесть «ахер» (божество чужое) – Теумиэль.

Ц

 

Цалель.  Демирон Один из 12 помощников Самаэля. Имеет цвет запекшейся крови.

Цфони. Среди «залов нечистоты» существует один зал, который именуется «залом стерегущих вино». Имеется в виду то вино, которое приносит смерть в мир: по одной из версий, Хава дала Адаму именно виноград в качестве запретного плода. Также стоит вспомнить о том, как напился Ноах (что привело к проклятию народов Ханаана), и о напившемся Лоте. Стражи вина как источника пьянства обитают в этом зале. Один из них, по имени Цфони, правит нечистыми душами. Имя его можно перевести как «северный». Дело в том, что в иудаизме север всегда связан с понятиями Гвуры, суровости Б-ГА, качества строгого суда. Объясняется это просто: если встать лицом на восток, к восходящему Солнцу, то север у вас окажется с левой руки. Левая же сторона – традиционное обиталище Гвуры, недаром и в «Тикуней Зо‘гар» написано: «Гвура де дроа смола», «Гвура – левая рука». Здесь подразумевается, что в условном чертеже «космического человека», части тела которого символизируют собою Сфирот, Гвура будет символизироваться левой рукой. И концентрированное выражение этой суровости, гипертрофированное качество строгого суда, именуемое «дин хазак» – злой дух по имени Цфони, «Северный».

Ч

Черти. В еврейском фольклоре именуются по разному: «шедим», собственно «черти», «рухин» – духи, «Лилин» – порождения Лилит, «мазикин» – вредящие. Считается, что черти были созданы при сотворении мира в эрев шаббат, в пятницу вечером накануне наступления Субботы, вместе с другими чудесными вещами, такими, как радуга, ман, которым евреи питались в пустыне, посох Моше Рабейну, которым он рассек море и т. д. Черти обычно характеризуются как «нешама бли гуф», душа без тела. Талмуд (трактат Брахот, 6а) сообщает: «Их больше, чем нас. Они окружают нас, как вал – яму». Талмуд говорит, что черти имеют лапы, подобные птичьим. Чтобы увидеть их следы, Талмуд рекомендует на ночь рассыпать возле кровати пепел или речной песок. Утром на песке или пепле могут остаться следы в виде птичьих лап. Чертей также можно увидеть следующим образом: возьмите околоплодную оболочку черного перворожденного котенка, мать которого также была черной, и сожгите ее (оболочку). Образовавшийся пепел положите себе в уголок глаза – и увидите чертей. Оставшийся пепел до следующего использования следует насыпать в железную трубку и запечатать ее каболистической печатью, потому что если черти похитят его, то вам придется туго. Этот опыт проделал один из мудрецов Талмуда, рав Биви бар Авайе (известный своей тягой к мистическим экспериментам). Впечатление от увиденного было таково, что рав упал без сознания и не мог очнуться. Молились за него праведники поколения – и он выздоровел. Важно отметить, что в свое время мудрецы закляли нечистые силы от посещения нашего мира. Поэтому вышеуказанные средства наблюдения за ними могут сработать лишь в случае крайнего исключения. Черти делают так, чтобы в синагоге было тесно, чтобы люди уставали во время субботней молитвы; они рвут субботние одежды. Черти могут и понемногу приворовывать деньги у людей, но только в том случае, если деньги лежат без кошелька и не посчитаны. У самих же чертей в качестве денег идет чесночная (по другим сведениям – луковая) шелуха. Как уже говорилось, обычного тела, подобного нашему, у чертей нет. Однако существует тело, созданное из элементов огня и воздуха, – должна же душа иметь себе какое-то пристанище. Так же, как и предметы материального мира состоят из четырех компонентов (и могут находиться в четырех состояниях): «афар» – прах (твердое состояние), «маим» – вода (жидкое состояние), «руах» – воздух(газообразное состояние) и «эш» – огонь (плазма), так и мир чертей имеет подобное разделение. Есть черти, души которых относятся к категории «афар», и обитают они в прахе земном. Есть черти, душа которых находится в категории «маим», и обитают они в воде. Черти с душой из категории «руах» обитают в воздухе, и, наконец, высшая категория чертей, с душой «эш» (подобной человеческой) обитает в огне. (Опираясь на авторитет Аристотеля и Плиния, Агриппа заявлял, что стихия огонь есть обиталище саламандр.) Черти, подобно людям, устраивают свадьбы, выбирая для этого пустые дома (а если они облюбовали ваш дом для будущей свадьбы, то надо его освободить на три дня, иначе – беда), рожают детей, и даже делают этим детям обрезание. Существует легенда о том, как жадный моhэль был приглашен на обрезание чертей. Рассказывается эта легенда в книге «Кав hа-яшар». Чертей, если они чересчур уж распоясались, можно пригласить на раввинский суд, «Бейт Дин», и они будут обязаны слушаться приговора. Наконец, в позднейших легендах существует разделение чертей на «еврейских» и «нееврейских». За период существования еврейского народа легенд о чертях накопилось столько, что уже невозможно сказать, что является порождением фольклора, а что представляет собой действительную онтологическую сущность. Жителей Израиля рассказы о чертях могут не волновать вообще – царь Шломо изгнал чертей со Святой Земли. И, если вне границ Святой Земли они могут появиться, несмотря на вышеупомянутое заклятие мудрецов ради выполнения важной миссии, то в Эрец Исраель они не появляются.

Ш

 

Шабрири. Демон, обитающий в реках, озерах и колодцах. Своим ядом он отравляет воду, после чего вода может привести к слепоте. Днем этот демон безвреден, опасен только ночью. Поэтому ночью запрещено пить воду из источников, если человек находится в одиночестве. Если есть спутник, то стоит даже разбудить его, только бы не пить воду одному – двоим людям демон повредить уже не сможет. На крайний случай Талмуд (трактат Псахим, 112а) приводит заговор, аннулирующий действие Шабрири: «Шабрии, брири, рири, ири, ри». Этим заговором злой демон воды Шабрири превращается в ангела дождя Ри.

Шамхазай. Помощник Азазеля – научил людей колдовству и использованию магических свойств растений.

Шахрирон. Один из 12 помощников Самаэля, мрачно-черного цвета

Шелхавирон. Один из 12 помощников Самаэля, цветом и формой напоминающий язык пламени

Шодед . Демон, обитающий в пятом зале нечистоты, именуемом «Эйва» (вражда). Шодед управляет разбоем в этом мире и обитает обычно в горах, глухих лесах и скалах – там, где обычно прячутся разбойники. Совместно с Кефэном он также приводит голод в мир. Имя его происходит от ивритского «шод» – разбой.

Э

 

Эйва. Демон, вызывающий вражду в мире. Его именем назван 5-й зал нечистоты

Элиэзер сарга-дапим. Демон, по-простому именуемый «Даф» (лист). Когда человек изучает какую-нибудь религиозную книгу (например, Талмуд, Шулхан Арух или «Зо’гар»), а потом покидает комнату, оставив книгу открытой, то к книге подкрадывается Элиэзер сар га-дапим, прочитывает все то, что человек читал перед этим – и человек тотчас же забывает изученное. Поэтому среди религиозных евреев существует обычай – обязательно закрывать изучаемую книгу, даже покидая комнату ненадолго.

Main page Contacts Search Contacts Search