Еврейская ангело- и демонология

Важно отметить, что в иудейской традиции ангелы – не самостоятельно существующие существа, без собственной воли ,  бесполые (сами ничего не рожают – мужское начало оплодотворяет женское, женское представляет собой желание, требующее реализации, воплощения ), таким образом они подобны животным подчиняющимся воли творца, ангел и животное на иврите обозначается одним словом «малаh, малаhим м. ч. .  Так и «народы мира»  определяются только наличием животного начала, а не национальностью ( здесь не имеются в виду религиозные взгляды) и поэтому зовутся ангелами как дети, а не животными в прямом смысле, но поэтому поводу к сожалению особенно в среде самой традиции много разногласий.

Но оставим рассуждения, а поговорим об ангелах: И так ангел это прежде всего должность, должность ангела дает ему существование, это просто сила, она есть и все . ВСЕВЫШНИЙ Сотворил должность вместе с исполнителем, не будет должности – исчезнет и исполнитель. Нет смысла просить ангела о дожде, памяти или победе над врагами – не он распределяет, а все это происходит по воли Б-ГА, у ангела ее нет. Так и человек,  согласно своей воли и несгибаемому намерению собирает ее, в смысле личную силу, и это определят в дальнейшем его судьбу, что он наберет согласно своим качествам, то в нем и будет преобладать , он так же может быть подчинен ей.

Всего есть три ангельские группы, отраженные в Именах ангелов разных форм. Некоторые заканчиваются на «-эль»- эль – это творец (бог – сила которая творит) нейтральный ни плохой ни хороший, а уже имя определяет его качества  (как Михаэль, Габриэль). Некоторые заканчиваются на «-он» (как Метатрон, Сандальфон). Есть и такие, которые заканчиваются на «-йа» (точнее, на йуд-hей). Все зависит от того, какая Сфира (Б-жественная сила) больше проявляется в этих ангелах. Есть добрые Ангелы (в них проявляется Сфира Хесед - милосердие), есть строгие, суровые (в них проявляется сфира Гвура – суд  или просто сила)...

Если имя ангела оканчивается на «-эль» – он связан со Сфирой Хесед (Милость Б-ГА). Если имя оканчивается на «-он» – ангел связан со сфирой Гвура (Суровость, Строгость Б-ГА). И, наконец, окончание «йуд-hей» говорит о том, что ангел связан со Сфирой Тиферет - красота (Качеством Б-жественного равновесия, гармонии). Одной из них командует Шмуиэль, великий сараф, страж Колесницы, леденящий своим сиянием. Шмуиэль получает свою энергию от имени Б-ГА «алеф-hей-йуд-hей» (Высшего из Имен, связанного со Сфирой Кетер, Волей Б-ГА). Второй группой командует Метатрон, Князь Б-жественного Лика, который жжет, но не сжигает. Метатрон получает свою энергию от Имени «йуд-hей-вав-hей», так что можно было бы подумать, что Шмуиэль выше его по рангу, однако это не так. Несмотря на более низкий источник энергии, Метатрон всегда упоминается как высший из ангелов (на этом примере мы можем оценить значимость собственных поступков, порой их уровень превосходит врожденные таланты и способности). И, наконец, последней группой командует Иhуэль, великий сараф, который сжигает (наподобие плазмы, которая сжигает все что в нее попадает). Он черпает свою энергию от имени Б-ГА «Адонай», представляющего ВСЕВЫШНЕГО в материальном мире, первый который открывается в сердце. Иhуэль называется «Управляющим молитвами».

Всех ангелов перечислить невозможно, их бесчисленное множество, поэтому остановимся только на самых знаменитых из них. Нуриель, «Огонь Б-ГА». Согласно «Зо‘гару», Нуриель «имеет вид» орла, связан со сфирой Тиферет (Гармоничное великолепие Б-га, свойство равновесия между Милостью и Строгостью). В свите Нуриеля находится 500 000 ангелов, а «рост» его составляет 300 парсангов (имеется в виду духовное возвышение)...  Неверно переводить рост ангела в материальные меры длины. «Ангельские размеры» в парсангах показывают, в каком духовном мире обитает; hадарниэль (это имя означает « Величие, Великолепие Б-ГА») охраняет вторые ворота на небесах. Его рост определяется в 600 000 парсангов . Впрочем, эту величину скорее нужно понимать так: ангел обитает в Зеир Анпин (Малом Лике) мира Брия. (Еврейские легенды говорят, что когда Моше Рабейну (Моисей, учитель наш) поднялся на небеса, чтобы получить там ТОРУ, при виде hадарниэля он потерял дар речи. Подобное же явление описывают все визионеры. ГОСПОДЬ сделал hадарниэлю замечание, тогда ангел коснулся Моше, и тот вновь обрел утерянные силы. В «Зо‘гаре» написано, что «когда hадарниэль объявляет волю ГОСПОДА, его голос проникает через 200 000 небесных сводов», и «с каждым словом из его уст вырываются 12 000 молний». Гарзиэль управляет видами страха и трепета; Ацмиэль дает силу усталым; Зерниэль управляет памятью; Шоршиэль дает дождь в дни засухи (а вообще имя ангела дождя – Ри, он упоминается в «Молитве о дожде», которую читают на Шмини-Ацерет);

Асийа излечивает от лихорадки; Длуэль управляет домашним скотом; Длиэль может закрыть рты ваших врагов, чтобы не говорили о вас речей злоязычных; Алфиэль управляет плодовыми деревьями...

Книга «Миф’алот Элоhим», составленная по записям, оставшимся от Баал-Шемов (великих предшественников Баал-Шем-Това), перечисляет списки ангелов, управляющих днями месяца, самими месяцами и даже днями недели. Первым числом еврейского месяца управляет Хасидиэль, 29-м – Лакиэль, 30-м (а не во всех месяцах есть по 30 дней) управляет Таркавиэль. 12-ю месяцами управляют (счет надо начинать с Нисана) соответственно: Михаэль, Кадмиэль, Пдаэль, Гавриэль, Цадкиэль, Хасдиэль, Рафаэль, Разиэль, Стурийа, Нуриэль, Йофиэль и Наэль. Високосным тринадцатым месяцем (вторым Адаром) управляют все 12 упомянутых ангелов вместе. При этом созвездиями, знаками Зодиака управляют совсем другие ангелы. Днями недели также управляют ангелы, по два на сутки – дневной и ночной.

Величайшие еврейские мистики и знатоки ТОРЫ пробовали вызывать ангелов самостоятельно, чтобы узнать у них тайны Творения. Как это делается, можно прочесть в «Черных собаках». Но упаси вас ГОСПОДЬ проделывать такие вещи самостоятельно! Ангел – это огромная духовная сила, и непосредственный контакт с ним опасен даже для опытного каболиста. Даже лицезрение ангела, не то что непосредственное общение с ним, может быть смертельно опасным для психического здоровья и моральных устоев человека. Книга «Шивхей БЕШТ» («Славные деяния Баал-Шем-Това») рассказывает, что основатель хасидизма вместе со своим учеником дважды пытался вызвать ангела, именуемого «князем ТОРЫ, по имени Йефифий», но безуспешно. Зато, согласно свидетельству той же книги, ангела hадарниэля Баал-Шем-Тов видел собственными глазами.

Хотя в Талмуде, в трактате «Хагига» говорится, что запрещено спрашивать «ма лемата» – «что внизу» (имеется в виду мир «клипот»), еврейские мистики значительно преуспели в решении этих вопросов. Как мы уже говорили, на втором небе размещается гееном – ад. Там тоже есть ангелы, только своеобразные – «малхей хабала», ангелы-мучители. Их задача – подвергать мучениям грешную душу до тех пор, пока не закончится срок ее пребывания в аду (обычно не больше года), после чего все души отправляются в рай. «Категоры» – ангелы-обвинители (в европейской мистике – демоны). Их задача – ставить еврея перед «нисайон», испытанием верности ВСЕВЫШНЕМУ. Для этого они провоцируют еврея на нарушение заповедей, на время затемняя перед его духовным взором видение Б-ГА. Потому они и называются «клипот» – оболочки.

В духовные миры и один материальный «энергия» от Б-ГА поступает по десяти каналам, именуемым «Сфирот» (это не совсем от слова «сфера», а от слова «миспар» – число, или сфира – сияние, но существует предупреждения : нельзя облачать духовные образы в материальные , числа сферы эло лишь аналогии). Однако материальный мир так тяжело удержать от распада, что к «клипот» (оболчки, которые удерживают материю, притом энергия тоже относится к материи, в общем это форма) энергия поступает по одиннадцати каналам! Эти каналы называются «Антисфирот». Если каналы-Сфирот носят имена качеств Б-ГА («Милость», «Суровость»), то каналы-антисфирот называются по именам сил, персонифицирующих отделение человека от ВСЕВЫШНЕГО. Потому благовония, которые воскуривались в Иерусалимском Храме, состояли из одиннадцати компонентов – чтобы нейтрализовать злотворное действие одиннадцати Антисфирот. Считается, что Сфирот и Антисфирот связаны друг с другом аналогом «закона сохранения энергии» – количество полной «энергии», посылаемой от Б-ГА, постоянно, и Антисфирот могут забирать свою энергию только от Сфирот. Когда отбор энергии слишком велик, то происходит явление, именуемое «hэстер паним» (сокрытие лика) или «галут» (изгнание  потеря самоидентификации, состояние в отделености от божественного). При этом присутствие Б-ГА в материальном мире практически не ощущается. Погромы, катастрофы, ужасные стихийные бедствия – все это проявления «hэстер паним», «галут». Кроме этого, в еврейской демонологии фигурируют так называемые «малахей-хабала» («ангелы-вредители»). Это те ангелы, которые подвергают мучениям грешные души в аду. Ад, согласно еврейским представлениям, имеет довольно сложную структуру – это мир Антисфирот с его Владыками различных уровней и его обитателями.

Main page Contacts Search Contacts Search