Зевс–повелитель Олимпа

Зевс принадлежит к третьему поколению богов - Олимпийских, свергших второе поколение — титанов. Верховный бог Олимпа Зевс (он же Юпитер; тетраграматон –Господь; Иегова, демиург; Атум, все выше перечисленные относятся к структуре ума, то есть являются творителями и управителями уже в пространстве, которое было создано еще до их появления, в котором они и создают мир, поэтому о них говорят «Ведающие и управляющие миром» ) - прежде всего повелитель молний и грома. Зевс является главным из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп.

 

Зевс изменчив, как небо, которым правит, каждую минуту он появляется в новом обличии. Это по-настоящему могущественный бог. Если к вершине неба прикрутить канат из золота и при этом все божества потянули бы за него, у них не было бы ни единого шанса сбросить Зевса с Олимпа. Но кабы Зевс потом сам дернул за канат, то море, землю и всех богов поднял бы вверх и привязал к Олимпийской горе. Так, по крайней мере, он хвалился.

Поскольку он правил с Олимпа – высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. (Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону – море, а Гадесу – подземный мир.) Хотя земля и гора Олимп находились в совместном владении, Зевсу все же легче с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей.

Небо очень отличается от моря и подземного мира, – как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю – утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого восприятия мира - видения. Но с заоблачной высоты мы видим лес, и в то же время не различаем отдельные деревья на земле, как бы теряя непосредственный с ней контакт, так и «земные жители» не ведают, что творится на небесах.

Поэтому Зевс – предстает (жителям) как бог-громовержец, его символ – молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением, потому как смертный не может узреть происходящее за облаками (в заоблачной вершине), ведь для этого надо подняться, прежде всего над собой, над своим эго. Но все же будучи подателем дождя, Зевс обеспечивает «земных обитателей» (растения) условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека.

 

Представления греков о Зевсе менялись с развитием цивилизации греков. Когда они еще были полу варварами, то ценили в нем прежде всего его могущество и непредсказуемую разрушительную силу. Со временем его украшали все более идеальными достоинствами разума и сердца, до тех пор пока не возник идеальный образ высшего божества, мудрой власти которого подчиняются все сферы жизни. Полное имя Зевса не произносимо как и тетраграматон, а проявление его качеств как управителя, человек ощущает на себе под разными именами. Например под именем Горкий он выступает как покровитель законов с высоты своего трона, на ступенях которого сидит богиня Правосудия, оберегает святость клятвы, которую дают люди, возводя руки и глаза к небесам и называя его имя.

Как Ксений он охраняет непреложный закон гостеприимства, заботится о пришельцах, которые просят о помощи и приюте, под его покровительством находятся послы и гонцы, его имя защищает от презрения даже самого несчастного нищего: достаточно ему лишь прикоснуться к краю домашнего очага и с этого момента с его головы не упадет ни единого волоса. Зевс придает человеку чувства добра, уважения, и милосердия. Он следит за тем, чтобы люди были благодетельны и добры друг к другу. Зевс стоял на страже единого общества и требовал при этом от богов и людей придерживаться законов морали. Добрый и ласковый, Зевс окружает заботой всякий человеческий труд. На золотых весах он кладет судьбы смертных и, в соответствии с тем, что показывают эти весы, посылает счастье или несчастье, добро или зло. Каждое поселение имеет своего Зевса по прозвищу Геркей (защитник ограды), который оберегает закон собственности и безопасность рода или общины. И наконец, Зевс как Геллений представлял собой божество, целью которого было объединять разрозненные племена в единое целое, которое подчинялось бы единому закону и ограждать от влияния соседних племен, которые были еще управляемы богами второго поколения.

Main page Contacts Search Contacts Search