Аполлон

Один из главных греческих богов, сын Зевса и Латоны. Первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом Солнца, света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств, а также просвещения, врачеватель и прорицатель. Покровительствовал искусствам и сам был прекрасным музыкантом. Брат-близнец Артемиды, он нежно заботился о своей матери и сестре. Убил дракона-чудовище Пифона, который охранял Дельфы, за это 8 лет провел в изгнании, позднее основал в городе свой оракул. Его символ – лавр. Лавровый венок вручали в награду поэтам, и этот обычай пережил стародавние времена, в наши дни о нем напоминает слово «лауреат».

 

Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ, свойства предшествующие третьему периоду развития , то есть становления Олимпа, отсюда разнообразие его функций, которые остались от второго периода титанов. В нем проявлялись наряду с благодетельными сторонами и мрачные, губительные, хоть он и являлся богом света. Его образ выражает стреловержца, губителя, и прорицателя, а так же и блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

Основной функцией Аполлона является "ведовство", "знахарство", выражающееся в "прорицании" и врачевании, ведь чтобы исцелить необходимо ведать о причине, которая кроется далеко не в физическом теле. А исцеление в свою очередь порой дело болезненное ведь поражается причина, а она бывает неотъемлемо связана с телом, в итоге больным приходиться пострадать. Отсюда врачевание тесно связанном с "заговорами" (в "Илиаде" Аполлон насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает Аполлона богом пения и музыки; некоторые формы музыкальной лирики, например: так называемый "номос" и "пеан" были связаны с культом Аполлона. Поскольку "ведун" оформляет и хранит идеологию общества еще с первобытных времен, и подчиняет себе все области его жизни, таким образом функции Аполлона имеют тенденцию к безграничному расширению. Вот над этой тенденции следует задуматься, прежде чем всецело принимать культ данного божества, но безусловно не следует отвергать полезность его функций в целом.

 Аполлон и пророчества

Аполлон был богом пророчеств, хотя, согласно мифам, сам изначально не занимался предсказаниями. Он просто экспроприировал пророческое искусство у более древних богов. В свое время Аполлон взял под контроль дельфийский оракул – место, издавна знаменитое пророчествами. До Аполлона Дельфы были доэллинистическим святилищем Богини – возможно, богини-змеи. Согласно мифам, Аполлон завладел Дельфами, убив великую драконицу, или змею, по имени Пифон. Впоследствии его называли Аполлоном пифийским, а его жриц – пифиями.

Медиумами в храме Аполлона были женщины, и считалось, что способность к предсказаниям у пифий обусловлена их связью с богом солнца. На практике же контроль над пифиями осуществлял экзегет – жрец-толкователь, получавший от них информацию. Когда пифия входила в транс, жрец задавал ей вопросы и записывал ответы. Затем слова пифии передавали другому жрецу, который, как правило, излагал их в стихотворной форме. Часто пророчества были смутными и двусмысленными. Оракула нередко использовали в политических целях.

 Аполлон как архетип

Аполлон мог ясно видеть издалека, обозревая картину жизни в целом и примечая отдельные детали. Он мог попасть точно в цель своей выпущенной из лука стрелой или создать гармонию при помощи музыки. Как архетип, Аполлон олицетворяет тот аспект человеческой личности, который ищет точных определений, стремится в совершенстве овладевать навыками и искусствами, ценит порядок и гармонию и предпочитает смотреть на поверхность, не особенно заботясь о том, что скрывается за внешним покровом.

Лучник

Для того чтобы быть хорошим лучником, требуется воля, навык и практика. Совершенный лучник, стреляя в отдаленную цель, уверен в попадании. Потому как Аполлон обладает логическим складом ума и легко ориентируется в объективной реальности. Ему не приходится постигать причинно-следственные связи на горьком опыте или через родительские наставления. Они словно изначально запрограммированы в его уме. Это программирование и есть архетип – маленький мальчик, знающий, чего он хочет, и обладающий достаточной волей, чтобы добиться желаемого, воплощает в себе архетип Аполлона.

Для того чтобы поразить цель, необходимо обладать ощущением будущего. И оно у Аполлона есть. Он всегда знает, куда хочет прийти, чего достичь, чего добиться, это качество в человеке проявляет себя с  двух сторон, духовное восхождение и политика, каждый быбирает свою дорогу. И по какой бы человек не пошол он не будет мечтателем. Его цели реалистичны и только требуют определенных усилий. 

Любимый сын

Аполлон – любимый сын Зевса и второй после него по значению бог греческого пантеона. Белокурый любимчик отца, он необычайно старательно выполнял волю Зевса.

Любимые сыновья, как правило, не поднимаются высоко, поскольку окружающие видят их только на вторых ролях. Архетипически такой человек играет роль сына или брата, ему не хватает амбиций, чтобы утвердить свою власть и править беспощадной отцовской рукой Зевса.

Архетип любимого сына не омрачается болью и борьбой. Это достигается благодаря склонности мысленно дистанцироваться от чужих страданий и не особенно проникаться собственными чувствами. Однако, когда окружающие воспринимают мужчину как Аполлона, на него проецируются все атрибуты этого архетипа и тогда им уже сложно видеть его иначе.

Музыкант

Аполлон ассоциируется с двумя струнными атрибутами: луком и лирой. Одно из них позволяет ему выпускать стрелы, другое – создавать музыку. То есть ставить перед собой задачу и создавать внешнии условия для ее воплощения, греки так же видели родство между этими двумя искусствами: "В обоих случаях присутствует полет к цели: безупречно направленная стрела и безупречно направленная песня". Песня самого смышленого из богов не похожа на сон опьяненной души, но прямо летит к ясно видимой цели.

Музыка Аполлона, как и он сам, ассоциируется с ясностью и чистотой. В противоположность дионисийской музыке, в которой отражается хаос, экстаз, буйство, эмоциональный конфликт и страсть, Аполлон ценит чистоту ноты и прозрачность звука, когда музыка, подобно математике, несет через время гармонию и меру, поднимая человеческий дух, словно вместе с мелодией приходит бог и безошибочно попадает в цель.

Сущность и плод музыки Аполлона – умеренность и красота. Она укрощает любую дикость, зачаровывая даже хищных зверей. Когда мучимый болью библейский царь Саул попросил юного пастуха Давида сыграть ему на струнном инструменте, чтобы унять страдания, очевидно, Давид исполнил музыку того типа, какую играл Аполлон.

Хранитель закона и порядка

Аполлон давал городам законодательства, толковал законы, боролся за умеренность и порядок, организовывал местное самоуправление и предоставлял механизмы для решения споров. Как в деятельности музыканта, так и в деятельности законодателя проявляется стремление этого архетипа к порядку и форме. Аполлону не по нраву хаос и буйство, несогласованность или страстная напряженность – как в поведении, так и в музыке. Через правила и законы, так же как через размер и интервал, Аполлон несет в мир порядок и строгие формы.

Стремление Аполлона к законности и порядку отражается в его уверенности в том, как должно быть. В своих указах Аполлон четко обозначал, что позволительно, а что нет. Поэтому юрист-Аполлон предпочитает работать с конституционным законодательством или со случаями, где можно уверенно применять законы и прецеденты, и не любит случаи, где нужно учитывать побуждения и особые обстоятельства.

Как идеалисты, верящие, что наступит время, когда все люди смогут жить мирно под сенью закона, который будет гарантировать справедливость и равноправие, так и современные сторонники "закона и порядка", твердо убежденные, что они знают, что "хорошо и правильно" для всех, – черпают свою уверенность из архетипа Аполлона. Здесь еще раз примите предостережение , что бы  не увлечся с головой его игрой. Иначе в человеке возникает  уверенность и он обретает смысл жизни, когда по сути делает ту работу, которая соответствует его архетипу то бишь Аполону. Юрист или судебный исполнитель – так же как музыкант или астронавт – может в глубине души чувствовать, что именно Аполлон делает его работу священной, это помогает политикам и адвокатам, но может стать препятствием для тех кто хочет познать себя.

Далекий и недостижимый

Архетип Аполлона по ряду причин располагает человека к эмоциональной отчужденности от окружающих. Такой человек может жить в будущем, как сориентированный на цель лучник или пророк; может подняться над ситуацией и взглянуть на нее объективно, вместо того чтобы оставаться в плену у собственных чувств; не углубляется в свои эмоциональные трудности и проблемы во взаимоотношениях, воспринимая их как духовные уроки (каковыми они нередко и являются).

Таким образом, архетипу Аполлона свойственна способность видеть вещи рационально или духовно, отстранившись от собственных эмоциональных реакций. Благодаря этому дару человек способен дистанцироваться от своей душевной боли и "перенестись на небеса", найдя опору в интеллектуальном анализе, в осознанной духовной практике или в собственных принципах.

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира – некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Исследователь мифов В.Ф.Отто отмечает, что, когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту "благословенную страну света",   "северная страна за горами" (так греки описывали земли гипербореев)  связана с созвездием Плеяд, а если рассматривать со стороны мистики то в другое измерение.

Не герой

Физически развитый, с благородной внешностью, Аполлон внешне похож на героя, но на деле отвергает эту роль. В частности, он не позволил Посейдону втянуть себя в единоборство, – что никак не вписывается в образ героя, бытующий в нашей культуре начиная с воинов троянской войны и заканчивая ковбоями из современных вестернов. Разъяренному Посейдону Аполлон спокойно ответил: "Не знал бы я ни меры, ни благоразумия, когда бы стал сражаться из-за недостойных смертных, которые ныне многочисленны, словно листья на дереве, но скоро увянут и опадут". Не принял он этот вызов даже после того, как Артемида назвала его трусом.

Более того, Аполлон постоянно противодействовал героям. Он отказался дать предсказание Гераклу, когда тот обратился к дельфийскому оракулу. Он противостоял Ахиллу, самому чтимому и прославленному из греческих героев. Ахилл погиб, когда стрела поразила его в пятку – единственное место, не омытое в Стиксе. Согласно разным версиям, его убил сам Аполлон, – либо в облике Париса, либо собственной персоной. Но в любом случае это было не героическое единоборство лицом к лицу, а выстрел из лука с расстояния. Аполлон ценит благоразумие, избегает физической опасности, не поддается эмоциям и предпочитает занимать позицию наблюдателя.

Main page Contacts Search Contacts Search