Арес

Арес АРЕ́С, АРЕ́Й, АРЕ́ЙОН (греч. Ares — "воитель" родств. uro — "жечь, сверкать")

Грозный бог войны и военного искусства, один из главных олимпийских богов. Был молодым, сильным и красивым любовником. Изображался могучим воином в шлеме. Его символы – горящий факел, копье, собаки и грифы. Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун. В греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой. Ареса отождествляют с италийским (римским) Марсом. В Кармании Аресу приносили в жертву ослов (животная часть человека –тело желаний). Он же в Египетской мифологии, превратился в рыбу лепидот , священную рыбу львиноголовой богини Мехит. Ему поклонялись в Египте, отождествляя с Гором, потому как Мехит, в египетской мифологии богиня- львица, считалась женой Онуриса. Ее сын бог Инмутеф так же отождествлялся с Гором..

Арес–Воитель

Арес

 

Родителями Ареса были Зевс (разум) и Гера (производительная сила, или если так можно выразить – женская составляющая того, что мы называем «небеса», то есть царица богов, Великая мать ). В детстве Арес не проявлял особых способностей, поэтому его предали на обучение одному из титанов( титаны – второе, еще до Олимпийское, то есть до структурирования того что мы называем разумностью, поколение богов). Не обладая никакими умениями, учитель приучал ученика только к физическим упражнениям. Сделал его мышцы крепки и привил ему уверенность, что единственное занятие достойное внимания – война. Заказав у Гефеста целый арсенал мечей, щитов, копий, Арес сошел на землю. До того времени люди не знали военного ремесла. Убивали друг друга очень неумело. Во время ссоры хватались за палки или за камни, а их драки были очень беспорядочны. Участники самых серьезных драк отделывались разве что несколькими шишками, да и все. Воинственными их делали страх и корысть. Только Арес научил их бескорыстному ( в отличие от Гермеса – части разума производящей расчет) геройству, но они стали жестоки, не учитывали свойственные качества, которые присущи человеку свыше его тела (осла). Люди изготовили себе оружие по примеру того, что Арес им показал, и превратились в солдат. Но в последствии Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побежден Афиной, таким образов в конце концов в человеке берет верх та часть, которую можно назвать божеством войны, но уже в мудрости и справедливости.

Но до этого, одно имя Ареса вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Отвратительным было то, что Арес ненавидел Эйрене, богиню мира, и был неразлучен с Эридой, злостной богиней раздора, в ярости отвергая ту другую Эриду, чтимую людьми, которая заставляла их состязаться не в битвах, а в мирном труде. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани не похожего на других небожителей, мудрых и рассудительных. Это находит отклик в библейских сюжетах, в частности о боге избранных (из-брани-оных), которые в последствии , исходя уже из сюжетов евангелия, распинают того кто пришёл к ним с миром. А в египетских аналогах соотносится с рыбой Лепидот , которая всегда считалась нечистой. Посвященным лицам, таким как царь, жрецы и просветленным умершим оную «рыбу» не должны были давать в пищу. С распространением веры в Озириса эта рыба стала соотноситься уже не с Гором, а со злым Сетом. По словам Плутарха, народ верил, что лепидот (нильский карп), оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид леща) вообще сожрали фаллос (мужского оплодотворяющего начала, или зарождение нового «воскрешение из старого») разорванного на куски Озириса (аналог Христа евангелистов, который весьма недвусмысленно заявлял о боге избранных – Боге брани :-«Дьявол ваш отец» ). Но следует заметить, что поскольку Арес это все же архетип, который имеет свое влияние, а влияние это действие, это уже не статика, и оно подвержено переменам, таким образом архетип является гранью целого, это к тому, что бог избранных в соответствии с действием меняет свои имена, поэтому не следует рассматривать данное имя только в негативе, ведь это определенный и не отделимый аспект каждого из нас.

Поэтому в то же время наряду с «отрицательными» свойствами, прямая натура Ареса (без расчетов и без корысти) делает его героем любовником, он был возлюбленным богини Афродиты, которая отдалась его страсти. О их любви и нарушении Афродитой супружеской верности очень часто упоминается в античной мифологии. От союза Ареса и Афродиты родились Эрот (любовь), но так же, как побочные эффекты, такого прямого, инстинктивного (приобретенного от титанов)всепоглощающего действа, родились Антерос (страсть, ненависть), Фобос (страх), Деймос (ужас) , но и Гармония - это то, что уравновешивает предыдущие свойства, а также Гимерос. Еще одним ребенком Ареса был священный змей, охранявший родник в Фивах. Убивший этого змея Кадм вынужден был восемь лет служить Аресу, после чего женился на Гармонии, дочери Ареса и Афродиты, и основал город Фивы. Кстати название Пироэйс , звезды Ареса (планеты Марс), произошло от страстной любви Ареса к Афродите.

Неудивительно, что смертные считали Ареса виновником всех своих бед (как народ избранных сейчас), и им пришла в голову мысль, что от них не избавиться, пока не будет усмирен Арес. Но как справиться с могущественным да к тому же еще невидимым богом? Людям это было не под силу, и они обратились к двум великанам. Те не без труда схватили Ареса, скрутили его и бросили в темницу. Тринадцать месяцев пробыл Арес в плену,- и это число оказалось самым счастливым, ибо за эти месяцы люди постигли в своих мирных трудах больше, чем за семь самых счастливых лет. Виной новых несчастий людей опять оказалась женщина, мачеха великанов. Она выдала место заточения Ареса, и Гермес вызволил бога войны. Впрочем не только люди а сам Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном (ведь это составная часть разума, произведенная от него), он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана.

У Гомера Арес - буйное божество, обладающее в то же время несвойственными ему ранее чертами романической влюбленности. Он вопит как девять или десять тысяч воинов, раненый Афиной. Он простирается по земле на семь десятин. Его эпитеты: "сильный", "огромный", "быстрый", "беснующийся", "вредоносный", "вероломный", "губитель людей", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

 Архетип и психология

 

Интересно будет затронуть более близкую часть определений имеющую непосредственное отношение к нам, а не к «далеким» богам Олимпа. Поговорим отдельно об Аресе как архетипе и далее затронем психологический аспект.

Архетип Ареса, как и сам этот бог, проявляется через страстные бурные реакции. Под воздействием архетипа Ареса всплеск эмоций непосредственно влечет за собой физическое действие. Это реактивный архетип, всецело погруженный в момент "здесь и сейчас". Архетип Ареса, несомненно, предрасполагает человека постоянно жить телесными ощущениями, что может очень позитивно сказаться на сексуальности. Однако, когда в нем вскипает ярость, Арес действует под влиянием инстинктов и нередко попадает в ситуации, неблагоприятные для него самого и опасные для окружающих. Арес не принимает во внимание, с кем имеет дело и каких последствий следует ждать, и из-за этого у него могут возникнуть проблемы.

Любовник

Арес и Афродита были любовниками, – и однажды их поймал муж Афродиты, Гефест, заподозривший, что Арес приходит к жене, когда он уходит на работу. Это были длительные и прочные взаимоотношения равных. У Афродиты от Ареса родились четверо детей. Другие любовницы тоже рожали ему более одного ребенка. В противоположность этому большинство связей олимпийцев представляли собой единовременный акт, – чаще всего бог соблазнял смертную женщину. Даже во взаимоотношениях внутри сообщества богов соблазнение и изнасилование было обычным делом, – женщину брали силой, обманывали или похищали. В этих случаях едва ли можно сказать, что боги "занимались с женщинами любовью".

Страстность натуры Ареса, его склонность к физическому действию и глубина, с какой он погружается в эмоции момента, – все это определяет Ареса как любовника. Занимаясь любовью с богиней, имеющей самый богатый половой опыт, Арес не переживает по поводу того, как он выглядит в сравнении с другими. Его страстная сексуальность носит очень личный характер и лишена дионисийской надличной составляющей

Танцор

Согласно греческому мифу, наставник Ареса Приап вначале научил мальчика танцевать и лишь потом занялся с ним военным делом. Хотя об этой стороне жизни Ареса рассказано мало, искусство танца очень близко данному архетипическому образу. Такой человек больше расположен к деятельности в физической, чем в умственной сфере, его тело и эмоции действуют синхронно. Он вполне может стать танцором, и совершенно логично, что страсть и эмоциональность играют в его творчестве более важную роль, чем техника. В первобытных племенных культурах воины тоже являются одновременно танцорами: перед битвой мужчины совершают ритуальный танец. Барабанный бой и музыка пробуждают в воине Ареса.

Нелюбимый сын небесного отца

Архетип Ареса, – как и сам этот бог – встречает пренебрежение со стороны мужчин, склонных демонстрировать свою силу, не вступая в физический контакт, хладнокровных стратегов и ловких обманщиков (ведь нередко они не гнушаются обманом, когда хотят отнять у кого-то власть или добиться близости женщины). Если Арес мог снизойти до роли простого солдата на поле брани, Зевс предпочитал метать молнии издалека. Зевс ненавидел Ареса. С психологической точки зрения, Арес представляет собой тень Зевса – ту часть натуры, которой тот пренебрегает, поскольку она в нем недостаточно развита и (или) противоречит идеализированному образу себя.

Точно так же отвергают и недооценивают Ареса в нашей культуре. Ныне атрибуты Ареса приписывают разным народностям, в которых улавливают те или иные качества данного божества, к ним проявляют то же пренебрежение и презрение, какое испытывал Зевс по отношению к богу войны. Сексуальность, склонность к насилию, даже хореографические способности Ареса (качества, фактически совпадающие с расистскими стереотипами) – все это атрибуты "плохого" сына. Поэтому многие принимают пренебрежительное отношение к Аресу как должное и подавляют этот архетип в своем характере, чтобы приспособиться к требованиям общества и добиться успехов в жизни. Им неведома радость того, что ты хорошо делаешь дело, архетипически близкое тебе.

Арес – защитник

Благоразумный человек предпочитает не вступать в конфликт с близкими Ареса, ибо это означает навлечь на себя неотвратимую кару. Бог войны всегда готов постоять за своих друзей, дочерей и сыновей. На самом деле Арес – это единственный бог, который так себя вел. Позже бог Марс столь же ревностно защищал граждан Рима.

Арес без раздумий бросается в драку, когда подвергается нападению кто-то из его близких, – особенно если тому приходится туго. Арес (в противоположность мстительному Посейдону) не держит зла на обидчика и не станет мстить ему многие годы спустя. Даже после удивительнейшего поражения Арес спокойно залижет раны и пойдет своим путем. Сегодня, в патриархальном мире, где правит Зевс, архетип Ареса остается недооцененным – его чаще подавляют, чем культивируют. Но если архетип Ареса в психике мужчины подвергается подавлению, остается недоступной характерная для этого бога чувственность. Данный аспект личности просто не получает развития (здесь уместно вспомнить мальчишку-Ареса, заточенного в бронзовый сосуд).

После того как Арес долго просидит в бутылке, физические реакции на людей и события (телесное выражение эмоциональных процессов) могут оказаться полностью вытесненными за рамки сознания. Внешне кажется, что мужчина (или женщина) живет главным образом умственной жизнью, но все же тело реагирует на внешние события напряжением и расслаблением. Например, человек может не ощущать острых приступов гнева или страха, но мышцы напрягаются, ладони сжимаются в кулаки. Обычно он сам не замечает этих физических реакций, пока кто-то не укажет ему на них.

Поскольку Ареса в обществе не любят, как не любил этого бога Зевс, его черты нередко не получают развития или подвергаются подавлению – особенно если это не основной архетип в психике данного человека. Для того чтобы запертый в кувшине Арес был спасен и освобожден, человек должен осознать сложившуюся ситуацию. В этом ему способны помочь окружающие. Если Арес прислушивается к близким и доверяет им, тогда он вскоре сможет понять, что с ним происходит. Он начнет и сам понемногу читать собственный язык тела. Но это только начало. Далее ему нужны живые физические ощущения – физический контакт с другими людьми или деятельность, в ходе которой его тело сможет пробудить в себе подавленного Ареса и дать ему возможность развиться.

Психология.

Арес олицетворяет собой спонтанность, сиюминутный интерес, силу желания, напор, азарт, любовь к сексу и физической активности. Он необуздан, громко заявляет о своем недовольстве и мгновенно вспыхивает гневом в ответ на малейшую провокацию. Он прямолинеен и простоват, не умеет плести интриги и поэтому подвергается насмешкам и презрению со стороны других богов Олимпа, ценящих сдержанность, продуманность, умение действовать стратегически, не предаваясь сиюминутным порывам. Из мифов мы узнаем, что Арес – единственный сын Геры и Зевса – нелюбим обоими родителями. Зевс предпочитает Аресу свою любимицу- дочь богиню Афину, славившуюся мудростью и выдержкой. Гера, его мать, слишком занята похождениями мужа и гонениями его многочисленных возлюбленных. Она озабочена идеей нерушимости брачных уз, и ей не до сына.

Отверженный и непризнанный бог и по сей день подвергается изгнанию на архетипическом уровне психики. Так же как когда-то греки недолюбливали агрессивного и кровожадного бога войны, так и ныне гнев, злость, бурные аффективные эмоциональные реакции считаются неприемлемыми для воспитанного и образованного человека.

Злость, агрессия – и не имеет значения, своя или чужая – вызывают страх и ужас (кстати, Страх и Ужас, по-гречески – Деймос и Фобос - сыновья Ареса). Подавляются не только проявления бурных эмоций, но и сами эти эмоции.

Вновь обратимся к греческим мифам за дальнейшим пониманием этого архетипа. В отличие от презирающего безрассудство Зевса, Арес, не задумываясь, бросается защищать своих детей. Когда один из сыновей Посейдона изнасиловал дочь Ареса Алкипу, бог войны прикончил насильника на месте. Такую же реакцию вызвала весть о гибели его сына Аскалафа во время Троянской войны. Арес яростно бросился в битву, чтобы отомстить – несмотря на то, что Зевс запретил богам вмешиваться в сражения на стороне смертных.

Вероятно, психологически такое поведение означает немедленную аффективную реакцию на вторжение в личное пространство и направлено на защиту того, что дорого, ценно, значимо. Это реакция на нарушение границ. А, поскольку, Арес как архетипическая энергия присутствует в каждом - это естественное поведение человека.

Для ребенка совершенно нормально протестовать, требовать, возмущаться, злиться, ругаться, драться и кричать в ответ на то, что он сочтет нарушением границ своего мироустройства. Когда ребенок хочет познать что-то новое, его не останавливают препятствия и запреты. Если он не желает расставаться с мамой, делиться своими игрушками, или идти в садик, для него естественно протестовать и возмущаться.

Ребенок именно так и поступает, пока не узнает от родителей о том, этого делать нельзя. Родители боятся бурных эмоциональных реакций так же, как Зевс и Гера боялись страстных порывов Ареса. И они начинают прививать своему чаду такие важные социальные навыки – терпение, сдержанность, аккуратность, умение отключить эмоции и решать проблему рационально. Они так же хотят видеть на месте Ареса Афину.

Все бы хорошо, но вместе с нежелательными реакциями под запрет попадает само чувство злости. Нельзя не только драться, ругаться, бурно выражать недовольство – это чревато отвержением родителей, которое ребенок не может пережить, ибо от них зависит его жизнь. Нельзя даже испытывать злость, т.к. это травмирует родителей.

Признаться себе в том, что «я злюсь» кажется равносильным изгнанию из приличного общества. Но, подобно тому, как Зевс проецирует неприсвоенную агрессию на блудного сына, так и люди, не признающие за собой права на злость, проецируют ее на «менее цивилизованные» слои общества или отдельных «невоспитанных» людей. Отрекаясь таким образом от своей Тени, можно питать себя иллюзией, что мы «культурные» люди, не такие примитивные и агрессивные, как те (пьяницы, бандиты, работяги, приезжие и т.п. – у кого на что фантазии хватит).

Но боги жестоко мстят за свое отвержение. Каждый раз, когда происходит нарушение границ и надо бы выразить свой протест, призвав на помощь Ареса, психика совершает привычное действие, подавляя эту мощную энергию. Изгнанный бог бушует в своей темнице, вызывая у своего заточителя чувства вины и страха – те самые, которые он когда-то испытывал перед родителями за свои «неприемлемые» реакции.

И тогда приходится скрывать свою злость, стыдиться ее и ... накапливать. Увы, за долгие годы удержания человек способен накопить энергию, равную по мощности небольшой атомной бомбе. И именно накопленная злость, которая прорывается наружу, становится огромной разрушительной силой.

У некоторых людей Арес вырывается на свободу, когда ослабевает сознательный контроль – во время алкогольного опьянения или в толпе – фанатов, экстремистов, радикалов - когда агрессию «помещают» в рамки идеологии необходимости избавления мира от зла или «поддержки» своих. Но и в этом случае бедный Арес не получает настоящей свободы – его используют для получения ощущения власти и превосходства.

Другие же «сбрасывают» давление пудов подавленного чувства на своих детей. После каждого акта жестокости они испытывают приступы вины, стыда и самобичевания. Но вина, увы, только подливает масла в огонь, способствуя новым и новым вспышкам агрессивности. Чудовищный маховик, раскрученный когда-то запретом на злость, работает бесперебойно и с большим размахом.

Подавляя свою агрессию, мы не только растим свою Тень, которую приходится удерживать ценой своей жизненной энергии. Мы теряем способность к здоровой конкуренции и право делать то, что считаем нужным, и настаивать на своих правах.

Арес олицетворяет собой еще и мощную сексуальную энергию. Страстность его натуры, склонность к физическому действию и глубина, с которой он погружается в эмоции момента, делают его неотразимым любовником. В сексе он неутомим и не волнуется об имидже. Держа Ареса в заточении, мы рискуем навсегда расстаться с сексуальной открытостью, спонтанностью, активностью.

Мы можем пожертвовать своим Аресом, но за это придется заплатить высокую цену. Можно, того не ведая, всю жизнь отработать тюремщиком - даже не догадываясь о том, насколько полноценной может быть жизнь, если просто позволить себе признать обесцененного бога. Незатейливое признание того, что «я злюсь» дает много прав и свободы. Право заявлять о своих границах и свободу выражать свои чувства, не впадая при этом в самообвинения и стыд.

«Я злюсь» дает право злиться и другому человеку. Признание своей агрессии позволяет выдержать ее и от Другого. Вопреки расхожему мнению, легализация злости не приводит к насилию, а избавляет от него, т.к. своевременное обозначение этого чувства сразу же избавляет от напряжения.

Это трудный путь. Невозможно признать Ареса автоматически. Не раз еще придется встретиться со своими привычными реакциями: страхом отвержения, стыдом и виной. Но высока и награда - сила, бесстрашие и преданность признанного бога.

Однако в "Гимне Аресу" Гомер превозносит качества бога войны в таких словах "Арес, могучее сердце", "Арес, отец победы", "Арес, сторонник справедливости", "Арес, вождь всех мужчин", "Арес – носитель жезла мужественности". Его называют "помощником человечества, дарующим первозданную юношескую отвагу". Это отношение к Аресу, также не чуждое греческой традиции, согласуется с позитивным взглядом на бога войны, бытовавшим у римлян (они называли его Марсом).

При сопоставлении с рациональной Афиной мы видим Ареса в негативном свете – этот обезумевший убийца вызывает у нас неприятие. Если же мы хотим представить Ареса в позитивном свете, то прежде всего вспоминаем красоту его сердца и отвагу (английское слово courage – "отвага" происходит от французского слова coeur – "сердце"); это бог, реагирующий на все эмоционально. Но в семье Зевса наибольшей благосклонностью пользуются дети, хорошо владеющие своими эмоциями.

Main page Contacts Search Contacts Search