Эрот

 (греч eros, erotos - любовь, желание, страсть, синоним - Эрос), в мифологии древних греков бог любви, один из четырех космогонических начал наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По мифографу (5 в. до н.э.) Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида (мысль) - дети Эреба и Ночи, происшедшие от Хаоса. У писателя Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита.

 

Этот перечень родителей Эрота можно продолжать, в отцы также можно записать и Зевса, так традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты "златокудрого", "златовласого", "подобного ветру" бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. А в стародавние времена, еще когда на территории, где мы привыкли видеть греков, их не было и в помине, Эрота почитал какой-то малоизвестный народ в беотийский Феспиях, в Париуме возле Гелеспонта и в Левктрах в Лаконии, потому везде там попадаются следы его стародавнего культа. В Феспиях его почитали, поклоняясь необработанной каменной глыбе, которая была самой большой святыней в том месте, и считали, что Эрот—это плод любви бога урожая Гермеса и богини подземного царства Артемиды.

Эрота также называли перворожденным, явленным, сияющим. Эрот - смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара. По Ферекиду (6 в. до н.э.) сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Гесиод, один из древнейших поэтов Греции, писал в поэме "Теогония", что Эрот принадлежал к старейшему поколению богов, так как он родился из первичного хаоса (бесконечного и пустого мирового пространства) вместе с Землей и Небом. В пьесе Аристофана "Птицы" говорится, что от брака Эреба (мрака) и Ночи произошло мировое яйцо, из которого появился Эрот и из смеси всего породил Землю, Небо, океан, богов и людей. В эллинистическом стихотворении "Крылья Эрота" создан образ Эрота, созвучный "Теогонии" Гесиода. "Был я рожден во мраке веков. Недра земли, глуби морей, купол небес - воле моей покорны". Эрот воспринимался как всевластная мировая сила, олицетворение стихийного и созидательного начала в природе. В более поздних произведениях Эрота называют сыном Афродиты, богини любви, и Ареса, бога войны. Он "златокрылый" и "златокудрый", в руках у него колчан со стрелами На своих блестящих золотых крыльях носится Эрот над землями и морями, быстрый и лёгкий, как дуновение ветерка. Его золотые стрелы несут не только радость и счастье людям, но и муки любви, страдания и даже гибель. Обманутые в любви обвиняли Эрота в том, что он пронзил их сердца ядовитыми стрелами. Остальные прославляли его за то, что он украшает человеческую жизнь цветами прекраснейших чувств. Поэт Агафон (Агатон) посвящает такую похвалу Эроту: "Кротости любитель, грубости гонитель, он приязнью богат, неприязнью небогат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами любимый; воздыханье незадачливых, достояние удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирающий, он и в страхах, и в мучениях, и в помыслах, и в томлениях лучший наставник, помощник, спаситель и спутник, украшение богов и людей...". Иногда Эрот рассматривался как бог весны: ему приписывали господство над внешней природой и нравственным миром людей и богов. Перед могуществом Эрота не могут устоять ни люди, ни боги, даже Зевс не защищён от его золотых стрел. Эрот считался не только олицетворением любви мужчины и женщины, но и богом любви и дружбы, соединяющий юношей и мужчин. Поэтому его особо почитали в гимназиях, его статуи ставились рядом с изображением Гермеса и Геракла. Согласно греческим легендам, женой Эрота стала прекрасная девушка Психея (греч. psyche - душа, дух, сознание).

Кто собственно такой Эрот и как его можно себе представить? Шаловливый малец, с небольшим луком и стрелами, который порхает по миру на крыльях бабочки, или могущественный и великий бог, старше и Кроноса и его сына Зевса? Можно сказать, и то и другое, потому что в разные эпохи его по-разному себе представляли.

Так человек в процессе своего развития, соответственно накапливая эмпирический опыт познания, дает уже другие определения Эроту . Эрот позднее становиться сыном и неразлучным спутником Афродиты. С того времени он стал считаться самым младшим среди богов, у которого никогда не было времени вырасти и возмужать, и навсегда остался маленьким мальчиком, беспокойным шалуном.

А Зевс, предвещая злостную натуру божка, хотел умертвить его сразу после рождения, но Афродита спрятала ребенка в лесу, где львицы и тигрицы кормили ребенка молоком. Это были сплетни, придуманные про Эрота обманутыми в любви, которые обвиняли его в том, что он поразил их сердца отравленной стрелой. А остальные люди славили его за то, что он делает человеческую жизнь лучше и украшает ее цветами наилучшего чувства. Эрот также был любимцем поэтов.

Вот список возможно далеко не полный, происхождения Эрота:

Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов[2].

По Алкею, сын Зефира и Ириды.

По Сапфо, сын Афродиты и Урана.

По Симониду, сын Ареса и Афродиты.

По Акусилаю, сын Эреба и Никты.

По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.

По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.

По Пармениду, создание Афродиты.

По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.

По Павсанию, сын Илифии.

У Платона — сын Пороса и Пении.

Сын Хаоса.

По некоей версии, сын Геи.

Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Согласно речи Котты, их было три:

Сын Гермеса и первой Артемиды.

Сын Гермеса и второй Афродиты.

Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

Согласно Нонну, родился у города Берои.

Ну а если просто использовать мифологию как проводник сознания который приведет нас непосредственно к этому неоднозначному божеству, влияющим на нас определенным образом, и встретится с ним что называется лицом к лицу, и рассмотреть внимательно все его проявления в мире. Что за сила, которая нас сближает? Имя этой силы – Эрос...

Читаем в словаре В.Зелинского (Eros) - в греческой мифологии, поэзии и культе бог любви - персонификация любви, космогоническая сила природы; психологически Эрос олицетворяет связующее начало, функцию связи, родства. Как принцип психической активности соответствует, по мнению Юнга, женской психологии. В данном контексте соответствующий принцип в мужской психологии - логос. Правда, во многих случаях Юнг считает возможным сосуществование эроса и логоса в пределах одного индивида любого пола.

Фрейд писал о том, что Эрос действует как инстинкт жизни в противоположность инстинкту смерти и что при рассмотрении либидозного характера инстинкта самосохранения он отваживается на дальнейший шаг и признает «сексуальный инстинкт Эросом». В предисловии же к четвертому изданию «Трех очерков по теории сексуальности» основатель психоанализа подчеркивал, что ставшее необходимым благодаря анализу детей и так называемых перверсных взрослых расширенное понятие сексуальности является близким «к Эросу «божественного» Платона».

В работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) Фрейд сделал дальнейшие пояснения по поводу психоаналитического понятия либидо, любви и Эроса. Под либидо понимается энергия первичных влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви. Под любовью – половая любовь, любовь к себе, любовь родителей, детей, дружба и общечеловеческая любовь.

 

В более широком глубинно-психологическом смысле Эрос как принцип персонифицирует жизненную силу в отличие от Танатоса - бога смерти, который персонифицирует инстинкт смерти. Здесь фигура Эроса ближе к поэтической-метафоре, уместность которой связана и с тем, что Эрос был тайным возлюбленным Психеи - читай, психического. К тому же ему отводилась роль координатора элементов, составляющих Вселенную. Именно Эрос вносит гармонию в хаос и дает жизни на земле возможность развиваться.

Чтобы получить подробный ответ обратимся к греческой и индийской мифологии. Сначала Греция. Как греки называли эту силу создающую влечение? Эрот, Эрос... Бог любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом. Посмотрим на символику атрибутов Эроса.

Цветок — символ вечного круговорота жизни. Расцвет, цветение, процветание, увядание — так описывают и созревание человека, и периоды развития любых систем: цивилизаций, стилей, тенденций. Прелестную юную девушку во все времена сравнивали с цветком не только как объект эротических фантазий, но и как символ беспечной юности, быстротечной, как жизнь лепестков. Собственно говоря, цветы воспринимаются не просто как невинные предвестники весны, но и как символы «плотского наслаждения» и всей сферы эротики. Если смотреть без предубеждения, цветы символизируют жизненную силу и радость жизни, конец зимы и победу над смертью. Самый популярный и любимый цветок на земле — роза. Древние греки ассоциировали ее с Афродитой, богиней любви и красоты. У древних римлян роза символизировала тайну. Бытовало выражение, ставшее пословицей Sub rosa dictum («под розой сказано»), то есть должно сохраняться в секрете.

Изобретателем лиры называют Гермеса, который соорудил её из панциря черепахи и козьих рогов и посвятил Аполлону. У греков инструмент олицетворяет космос (вселенную), брачный союз Неба и Земли (благодаря своей форме, подобной черепахе, выпуклой с одной стороны и плоской с другой), различные уровни вселенной (струны), гармонию космических сил. Как знак соединения противоположностей является древней эмблемой любви и согласия. Существует также параллель между лирой и огнем. Лебедь (священная птица Аполлона) и арфа представляют собой атрибутику пути в потусторонний мир.

Крылья - символ духовностио всех культурных традициях. Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, подвижную, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья - атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способности к сношениям между людьми и богами.

Лук, одновременно и мужской, и женский символ:

мужской – как проявление надежности и из связи со стрелой;

женский – по сходству с двурогой Луной.

Лук и стрелы это атрибут

Аполлона,

Эрота (Купидона),

Артемиды (Дианы);

Геркулеса – иногда.

лук и колчан

Ориона.

Мужская символика основывается на концепции "напряжения", четко определённой Гераклитом и тесно связанной с жизненными и духовными силами. Бенуа отмечает, что лук и стрела, как атрибуты Аполлона, означали энергию Солнца, его лучи и его очищающие и оплодотворяющие силы. Лук, его составные части (тетива, стрела) и последовательность использования (натяжение, спуск, метание) наделены сексуальным значением. Так лук с натянутой тетивой – символ желания, физического и психического напряжения, а направленный вверх – сублимации желания.

Факел-это непременный атрибут:

элевсийских и беотийских культов Диониса (например, менады танцевали с факелами среди леса);

культов Гекаты и Артемиды (Одновременно олицетворяли собой Селену и Персефону).

Жрецы Афродиты часто изображались с факелами — символами сексуального желания.

Горение любовной страсти — тема творчества «факельных певцов».

«Нести факел» — фразеологизм, означающий испытываемое кем-либо чувство любви.

Горящий факел обычный символ мужской силы и плодородия, особенно во время брачных церемоний. Факел - любовное пламя, огонь любви; перевернутый и погасший — указывает, что любовь дремлет или умерла.

По-видимому факел это явный фаллический символ. Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость. Фаллос - ось мира; светило солнечное, плодоносящая мощь солнечного луча, источник сексуального влечения и мужской жизненной энергии; утверждение и вечность жизни. Иттифаллос - фаллос в состоянии эрекции; изображался на греческих гербах, на скульптурах богов плодородия (например, Приапа), служил выражением полового влечения, урожая. Олицетворяет мужское творческое начало, созидательные, творческие силы природы и человека, функцию и потенцию Творца, поток жизни.

Нельзя здесь не вспомнить историю Психеи.В греческой мифологии Психея (греч. y u c h, "душа", "бабочка") — олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы. Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря. Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез. Психея отправляется на поиски Эроса. Она спускается в Гадес, царство мертвых, и там засыпает открыв шкатулку Персефоны. Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет её. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера (Зевса) принять его сторону в споре с сердитой Венерой (Афродитой). В конце концов, им удается умиротворить Венеру. Юпитер благословляет Психею и Эроса. Он превращает девушку в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединяются навеки. Вскоре у Психеи и Эроса рождается дочь, которую называют Наслаждением.

Апулей в "Метаморфозах" пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

Также является символом недолговечности, краткости жизни и счастья, непостоянства. Бабочка, летящая на огонь, — символ гибельного, но неодолимого влечения.

Теперь перейдем к индийским мифам. Там мы встречаем Каму. Ка́ма (санскр. «любовь», «чувственное влечение») — бог любви в индуизме, сын Лакшми и Вишну. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов. Его ездовое животное — попугай.

Здесь мы тоже рассмотрим атрибуты Камы и его связь с Шивой.

Лук как и в буддизме – это сила воли.

Тетива Камы состоит из пчел, олицетворяющих «сладкое мученье».

Лук Шивы, подобно лингаму – эмблема божественной силы. В настоящий момент большинство светских ученых сходятся во мнении, что Лингам представляет собой эрегированный пенис или фаллос. Санскритский термин санскр. liṅgaṃ имеет множество значений, которые часто зависят от контекста самого произведения, в котором употребляется этот термин. Вот лишь некоторые из них: знак; эмблема; символ, метка; симптом; пол (мужской); фаллос; пятно; образ; доказательство; эффект, результат.

Теперь немного о пчелах. В «Атхарваведе» духовное познание уподобляется производству мёда пчёлами. В древности пчелы признаются некими сгустками эфира и трактуются как божественные создания, выступают символом эфира, а также «медовых» Индры, Вишну и Кришны.. Имеют пчелу своим атрибутом:

-Вишну — на лотосе;

-Кришна — синие пчелы на лбу;

-Шива Мадхери «обходительный» — пчела на вершине треугольника;

-Кама — из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива его лука, за ним также тянется вереница пчел;

-Сома — называется «Пчелой».

А вот про Сому или Чандру стоит упомянуть отдельно. Чандра (санскр. ) — буквально «сверкающий», на санскрите «луна». В древнеиндийской мифологии имя одного из божеств луны и многих других персонажей. Это Божество мужского пола. Оно олицетворяет собой: Быстроту, Красоту, Страсть, Эмоции, Отражённый Свет, Всевозможные перемены и Ритмичные движения. Вместе с Сурьей управляет Месяцами Каждого Года и распределяет, упорядочивая, Сезоны Времён Года. Сома также управляет всеми чувствами, эмоциями, ощущениями и различными видами творчества. Чандра часто олицетворяет и символизирует Стихию Воды. Он относится к Земным Богам. Сома является Властелином Напитка Бессмертия, который вкушали Боги и Жрецы. Шива поместил Луну у себя на голове в Волосах. Луна питает Своими лучами (Лунной Амброзией — Сомой) Богов в течение Светлой Половины Месяца, а Питри (Предков) в период Тёмной Её Половины.

Теперь немного о ездовом животном Камы попугае. Вахана (санскр. , vahana от санскр., «восседать, ехать на чём-либо») — в индийской мифологии объект, или существо, используемое богами как средство передвижения (обычно — ездовое животное).Ездовые животные могут быть как реально существующими, так и мифическими, или смесью обоих типов и обозначают злые силы и пороки, которыми повелевает или которые подавляет божество. Вахана зачастую является и символом божества, чьим ездовым животным является В индуизме попугай — атрибут бога любви Камы. Птица вещая и приносящая дождь.В Индии и Центральной Америке считали их способными вызывать дождь. Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем, часто связывался в земледельческих культурах с божественным семенем, содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни и воды.

Известна легенда, о том как Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза. По просьбе богов он пытался у Шивы вызвать страсть к Парвати. Без брака Шивы с дочерью хозяина гор Химавата не мог на свет появиться избавитель богов от всевластья асуров. Но Шива предавался суровому подвижничеству и не обращал внимания на преданную любовь к нему Парвати. Тогда Кама по просьбе Индры, отправившись к горе Кайласе, месту подвижничества Шивы, хотел пустить стрелу любви в сердце сурового бога. Однако Шива увидел бога любви и сжег его в пламени своего гнева, так, что от него не осталось даже пепла. Не достигнув взаимности, Парвати сама стала предаваться подвижничеству. Однажды к ней подошел брахман и стал хулить Шиву. Разгневанная Парвати набросилась на брахмана, горячо защищая любимого бога. Однако брахманом был сам Шива, решивший испытать ее преданность- после Шива женился на Парвати и от этого брака родились победитель Тараки Сканда. Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати, супруги Камы, сделал так, что Кама возродился в теле Прадьюмны, первого сына Кришны и Рукмини или по второй версии после этого бог любви стал бестелесным.

Main page Contacts Search Contacts Search