Посейдон

Мчащийся по морю на запряженной конями колеснице бог океана и бог коней Посейдон олицетворяет два древних символа: коня и воду.

О воде: Вода может существовать в разных состояниях и приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки на поверхности земли, водоносные слои в земле. Вода способна растворять в себе много веществ, приобретая тот или иной вкус. Вода всегда ассоциировалась у человека с бесконечными тайнами, бесконечными возможностями и бесконечными опасностями текучего царства бессознательного. Не обладая собственной формой, бессознательное пребывает в непрестанном движении – никогда не изменяется, но и не остается одним и тем же. А конь с его необузданной мощью олицетворяет инстинктивные побуждения нашей первобытной природы... Посейдон – самый дикий из богов, бог штормов и землетрясений, стремительных и беспощадных приливных волн – опасностей, обнажающихся, когда выходят на волю силы, дремлющие под поверхностью сознания.

Символ содержит в себе значение высшего, которое изначально и вечно. Оно сообщает символу ту силу, которая остается неизменной в веках. Символ вызывает ощущение чего-то священного и спустя тысячелетия служит проводником к той природе, которую он отражал. Символы - сгустки информации, поэтому они передаются из поколения в поколение, представляя собой стабильные изображения, не поддающиеся изменению. Такие символы имеют единую общечеловеческую природу.

Таким образом погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире. Нырнуть в воду - значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде - значит преступить за границу материального мира. В индии повелитель вод - Варуна. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, "ходящий по водам". Лакшми "та, что из лотоса", также "рождена Океаном". Глубокие воды моря, тесно связаны с Великой Матерью. Океан означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение. Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. В индуизме космический океан - это Вишну, спящий на свернувшейся кольцом змее и плавающий в воде. Океан также олицетворяют камни, расположенные вокруг ведического алтаря: "Тот домашний алтарь есть этот мир, окружающие его камни суть воды" (Сатапатха-брахмана). У индийцев Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее.

У евреев "воды Торы - животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, - это мудрость. Перед Твореньем "Дух Всесильного парил над водой".

У мусульман океан означает бесконечную божественную мудрость. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: "Трон Его был над водами" (Коран). Два моря, пресное и соленое (горькое), суть Небо и Земля, Верхние и Нижние Воды, которые исходно были едины; соленое море - это экзотерическое значение, пресное – эзотрическое (В шумеро-семитской традиции аккадические первоначальные воды ассоциировались с мудростью. Все живое возникло из пресных вод - Апсу, и из соленой воды - Тиамат, символизировавших силу вод, женский принцип и слепые силы хаоса). Нижние Воды - это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние воды - царство всеобъемлющих вод. Нижние и Верхние воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

В Арийской мифологии воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов.

В шумеро-семитской традиции Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лкхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес - повелитель глубин, и "Бог с потоками" держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук.

Если кратко то из океана появляется водоворот, который является спиралью, как источник жизни и природной энергии или магической силы. Гезиод говорит, что Афродита появилась из водоворота. В индуистской, скандинавской и галльской мифологиях водоворот считался порождающей жизнь силой. В мифологии зуни водоворот также упоминается как прародитель жизни. Водовороты, связанные с драконами, олицетворяют центр созидательных сил в Китае и Японии. Шумерская морская змея ассоциируется с водоворотом. В индуизме водоворот "заключает в себе зародыш". У даосов океан отождествляется с Дао, изначальным и неисчерпаемым, "одушевляющим все творение, не истощаясь" (Чжуань-цзы).

Так же и Посейдон у греков это:

Колебатель земли и бескрайнего моря,

великий бог вод... сотрясатель тверди,

тот, кого боги чтят вдвойне,

о повелитель коней,

спаситель кораблей,

приветствую тебя, Посейдон,

держатель земли, счастливый темноволосый бог

с добрым сердцем.

Гомер, "Гимн Посейдону"

Посейдон

Посейдон как бог

Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом моря. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке.

Несмотря на то что он отождествляется с морским царством, само имя Посейдон означает "супруг Да" (posis Das). Да – одно из имен Земли. Посейдона связывают с землетрясениями и называют Сотрясателем Земли. Его животные-символы – бык и конь. Символ Посейдона – трезубец, фаллический символ. Трезубец, наряду с именем этого бога (муж земли), свидетельствует о доолимпийских корнях Посейдона, когда он являлся супругом Великой Богини, у которой было три ипостаси: дева, мать и старуха. Трезубец Посейдона является символическим тройным фаллосом. Вместе с двумя животными-символами – быком и конем – трезубец указывает на бесконечный потенциал Посейдона.

Носитель трезубца обладает высокой потенцией, способностью оплодотворять. Эта способность к оплодотворению направлена не только на женственность, способную к деторождению (Богиня как мать), но и на девственную, целостное и чистое в своей природе женское начало (Богиня как дева) и на женственный аспект мудрости (Богиня как старуха). Архетипический носитель трезубца – Посейдон, являющийся мужем девы, матери и старухи, все это сосуществует в одном творении, которое желает наполнится во всех сферах своего бытия.

В наиболее абстрактном значении Посейдон – муж земли, жизнепорождающая влага, необходимая почве для плодородия. Он представляет подземные воды, и трезубец символизирует его способность обращаться к этим источникам, – вспомним, что, ударив трезубцем о землю, Посейдон может пробудить родник.

Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – этому богу сопутствуют бури, смерчи и штормы. Но может он и успокоить море, – любой шторм немедленно прекращается, когда Посейдон мчится над волнами на своей золотой колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми, в окружении резвящихся морских чудовищ.

Генеалогия и мифология

Как все сыновья и дочери Кроноса и Реи (за исключением Зевса), Посейдон был проглочен собственным отцом, который боялся соперничества со стороны сыновей. Но все же ему, как и Зевсу, удалось избежать этой судьбы, Кроносу подсунули вместо Посейдона жеребенка. В другой версии Кронос швырнул младенца в море, едва тот вышел из лона матери. Однако наиболее распространена версия, согласно которой Посейдон, как и другие дети, был поглощен Кроносом и освобожден Зевсом, когда тот в сговоре с Метидой дал титану рвотное, чтобы отец отрыгнул двух сыновей и трех дочерей. Затем братья-олимпийцы и их союзники вступили в битву с Кроносом и титанами – и победили. Когда победители делили между собой мир, Посейдону по жребию досталось море.

Посейдон остался недоволен своим жребием. Он состязался с богиней Афиной за власть над Афинами и Трезеном, а с Герой – за владение Аргосом. Состязание за Афины состояло в том, чтобы преподнести жителям наилучший подарок. Афина даровала горожанам оливу, а Посейдон, ударив трезубцем по скале Акрополя, пробудил родник с солоноватой водой. Граждане города признали дар Афины более полезным, и Посейдон проиграл. Разозлившись, бог наслал потоп на окрестные равнины. Затопил он и Трезен. Не больше преуспел он и в споре с Герой за Аргос. Проиграв в этом состязании, Посейдон в отместку осушил все реки в окрестностях. Столь же безуспешно пытался он оспаривать острова Эгину у Зевса и Наксос у Диониса. Несколько больше преуспел Посейдон в состязании с Гелиосом за Коринф: ему достался перешеек, а Гелиосу – акрополь. Кроме того, Посейдон постоянно восставал против Зевса, безуспешно плетя против него заговоры.

Посейдон как архетип

Представьте себе абсолютно безмятежное море, но при этом не забывайте, что под водной гладью живет вспыльчивый, гневливый и мстительный бог, готовый разразиться яростью и крушить все на своем пути. Если царство эмоций ни как не проявляет себя, то это не значит , что все спокойно , просто все это скрывается за поверхностью водной глади. Но Посейдон не может вечно оставаться в заточении, когда-нибудь гнев и горечь выйдут наружу и человеком овладеет первобытный порыв сокрушить то, что является причиной приносящей боль и страдания, – чего бы это ни стоило. Просто за гладью водной поверхности существует Подводный мир Посейдона, который не виден с горы Олимп и не описан в греческих мифах - «Тихая вода — глубока».

Так же менее известный аспект Посейдона выражен в подземных водах. Это скрытые под землей таинственные глубины непроявленного бытия (у славян – Навь), – непроявленные, незримые, они, тем не менее, присутствуют и имеют свое влияние в явленом мире (Явь) . И у некоторых людей пробуждается поведение, обусловленное преимущественно интересом к внутреннему миру, к самопознанию. А для того, чтобы что-то узнать о них (глубинах), к ним нужно обрести доступ и научиться выражать их.

Помощник «ныряльщику» в морские глубины

Посейдон – единственный олимпийский бог, имеющий доступ в глубины вод. Он может нырять на любую глубину и оставаться под водой, сколько хочет. Но стоит морскому богу сказать лишь слово златогривым коням, запряженным в его колесницу, и они быстро вынесут на поверхность. Вокруг него танцуют и резвятся дельфины. На бытовом уровне это человек, который может окунуться в мир чувств и эмоций, чтобы обрести доступ к тому, что таится в глубинах: воодушевление и грусть, несказанная красота и чудовища дна, – уголки, столь глубокие и сумрачные, что уже почти ничего не видно и можно лишь смутно ощущать, что творится вокруг. Эти подводные глубины и просторы невозможно ни измерить, ни до конца постичь.

Но если человек отделен, от своей посейдоновой природы, то чаще всего входит туда во хмелю, когда он льет слезы, "нырнув на дно стакана", или окунуться в эти глубины в минуты горя и гнева, – тогда он спускается в царство Посейдона и барахтается, словно утопающий, оказавшись на время во власти эмоций.

Поэтому не мешало бы быть своего рода профессиональным ныряльщиком, исследующим глубины посейдонова царства, где можно приобщиться к источнику коллективного бессознательного человечества или как выражают славяне приобщиться к родовой памяти. В культурах, на чью долю в силу исторических обстоятельств выпало много страданий, и где национальный характер более эмоционален (например, Россия и не только), к царству Посейдона, относятся с большим уважением. Мужчинам, представителям этих культур, позволяют вести себя более эмоционально, иррационально и экспрессивно. Такое проявление «цивилизованный мир» называет дикарским, варварским, а народы дикарями и варварами живущих на дне, или в болоте и не позволяют проявлять эти качества в «приличном обществе» ( обычно проявления глубинного подавляется и заменяется на внешнюю и поверхностную политкорректность). Но если освободить «дикаря» в себе, то обретешь большого друга и защитника. Дикарь – это источник силы и могущества (архетип), к которому можно обратиться в час испытания(к предкам Наша и Богам Наша). При этом человек превращается в мужчину, исполненного любви и отваги, а дикарь оказывается величественным королем.

Но при этом необходимо отказаться от потребности доминировать и властвовать, иначе не достичь таково необходимого и основополагающего качества как Любовь.

Полюбив Амфитриту, Посейдон решил, что может подавить ее и добиться доминирования. Однако она сбежала от морского бога и не вышла бы за него замуж, если бы не вмешательство дельфина, сумевшего найти убедительные доводы в пользу этого брака. В благодарность Посейдон поместил его на небо – превратил в созвездие:

Откр. 20:6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Иов.3:20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,

Иов.3:21 которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,

Иов.3:22 обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?

Иов.10:18 И зачем Ты вывел меня из чрева? пусть бы я умер, когда еще ничей глаз не видел меня;

Иов.10:19 пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб! ( Библия)

Имеет место «Гроб Иова» на небе. Это астеризм в созвездии Дельфина.

Если же кто усвоил урок дельфина, – для которого царство морского бога является родным домом, – то он уже не пытается ни над кем доминировать, никого подавлять и не вступает в борьбу за территорию, принадлежащую другим. Если для человека чувства и эмоции являются, так сказать, естественной и гармоничной средой обитания, ему легко достигать согласия и взаимопонимания с другими людьми. Более того, у такого человека есть естественный потенциал для эмоционального самовыражения – который тоже требует поощрения и развития.

Main page Contacts Search Contacts Search