Гера

Величавая, царственная, прекрасная Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она – супруга Зевса-Громовержца (Юпитера у римлян), верховного бога Олимпа, который правил небом и землей. Считается, что ее имя означает "Великая госпожа", женская форма греческого слова hero. Греческие поэты при обращении называли ее "волоокой" – комплимент ее огромным и прекрасным глазам. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры.

Гера 

Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью – кормилицей, обеспечивающей всех пищей. А Млечный Путь – наша галактика (от греческого слова гала, "молоко матери") – отражает более древнюю, изначальную стадию становления, чем культ олимпийцев, что Млечный Путь явился из грудей Великой Богини – Царицы Небес молоко которой било струей из грудей, образовывая Млечный Путь. Капли его, падавшие на землю, становились лилиями – цветами. Гера своего рода это небесная богиня корова, пасущаяся на полях синих (небесных) питаясь растительным, что дают небеса и вскармливая молоком, что порождается в землях. Это великая прародительница всего сущего в нашем мире, призвана отвечать за прядок в мире, организует гармонию неба и земли. «И потекло то Молоко по хлябям небесным, и звездами засветилось над нами в ночи». Здесь под Молоком небесным имеется ввиду Млечный Путь – наша галактика.

В мифах это выражено так: Из темных туч появляется несколько павлинов. За ними еще несколько, и еще-целая стая. Они широко расправляют крылышки, и солнечный свет отражается на них удивительными огнями. Голубоватые шеи птиц выгибаются в полете. Птицы тащат золотую колесницу. Тоненькие, словно паутинки, вожжи уверенно держит в руках крылатая богиня Ирида. Сразу же за ней, облокотившись на свой жезл, видна еще одна богиня: высокая, выглядит гордо, тело богини покрыто пышным одеянием, а в волосах у нее звездная диадема, на тебя смотрят строгие, темные и властные глаза. Это Гера, небесная царица, жена Зевса. В данный момент она как обычно осуществляет утренний променад над миром, который, естественно, считает своей собственностью.

Генеалогия и мифология

Гера – дитя Реи, дочери Протогона, первого бога родившегося из яйца, озарившего мир светом, и Кроноса – многие причисляют его к титанам, но он по сути Верховное божество материи - ВРЕМЯ. Гера была поглощена временем, своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой, которая была отдана на попечение родителям ее матери, двум божествам природы, Океану и Тифеиде, которые воспитывали ее на краю света, став ей прекрасными и любящими родителями.

Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и титанов, тем самым поднявшись над временем как бы обретя «бессмертие» предав забвению титанов (подсознание) и стал единоличным верховным богом Олимпа. Чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой и склонилась Гера. Чтобы согреть замерзшее создание, Гера поместила ее на свою грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Его усилия не увенчались успехом. Она сопротивлялась его любовным домоганиям, пока он не пообещал жениться на ней. Медовый месяц, как гласит миф, продолжался триста лет.

Когда медовый месяц закончился, он действительно закончился. Зевс вернулся к своему беспорядочному добрачному образу жизни. Снова и снова изменял ей Зевс, вызывая мстительную ревность у обманутой Геры. Ярость Геры устремлялась не на ее неверного супруга, а на "другую женщину" (которая чаще всего была соблазнена, изнасилована или обманута Зевсом), на детей, зачатых от Зевса, или на невинных свидетелей.

Существует множество историй о гневе Геры. Когда Зевс перенес Эгину на остров, чтобы овладеть ею, Гера освободила чудовищного дракона, уничтожившего множество народа. А когда она пришла в ярость от рождения Диониса, то в безуспешной попытке уничтожить его наслала безумие на его воспитателя.

Нимфа Каллисто была другой несчастной, попавшей под перекрестный огонь Зевса и Геры. Зевс обманул Каллисто, приняв облик богини охоты Артемиды, а затем соблазнил ее. Гера противодействовала этой любовной связи тем, что превратила Каллисто в медведя и попыталась заставить ее сына по неведению убить ее. Но Зевс поместил и мать, и сына на небо как созвездия Большой и Малой Медведиц.

Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса. Он позорил их брак, который был священным для нее, и вызывал дополнительное горе своей благосклонностью к детям от других женщин. Дав жизнь своей дочери Афине самостоятельно, он добавил к прежним обидам и ранам новое оскорбление, продемонстрировав тем самым, что жена не нужна ему даже для этой функции.

У Геры было несколько детей. В отместку за рождение Афины Гера тоже решила стать единственным родителем сына. Она зачала Гефеста, бога огня и кузнечного мастерства. Когда он родился с изуродованной ступней – хилый и уродливый ребенок в отличие от совершенной Афины, – Гера отвергла его и сбросила с Олимпа.

Гера, по некоторым мнениям, была также единственным родителем Тифона, "ужасного и губительного" монстра. А вот Арес, бог войны, был сыном Геры и Зевса. (Зевс презирал Ареса за то, что тот терял голову в пылу битвы.) У Геры также были две бесцветные дочери: юная Геба, подносившая богам во время пира нектар и амброзию, и Илифия, богиня родов, разделявшая эту роль с Артемидой (во время родов женщины взывали к ней как к Артемиде Илифии).

Гера обычно бурно реагировала на каждое новое унижение. Гера очень близко к сердцу воспринимала все, что говорили про ее красоту. Не терпела никаких сравнений, считая, что царица неба должна быть самой прекрасной в мире. Поэты, чтобы угодить ей, восхваляли ясную белоснежность ее рук и большие темно-голубые глаза, сравнивая их с глазами коровы. Но женщины думали об этом иначе. Дочки царя Прета, не укрываясь, говорили, что не уступают ей красотой. Гера наслала на них безумство, и они убежали в лес, мычали, паслись на лугах, считая себя коровами. Других заносчивых девушек она наказала тем, что превратила их в каменные ступени храма. Их отец, который был жрецом, каждый день ступал по окаменевшим телам дочек и слышал тихий стон своих детей у себя под ногами.

Но гнев и мстительность не были ее единственными реакциями. В некоторых случаях она просто удалялась с Олимпа. Мифы повествуют о странствиях Геры на край; земли и моря, в течение которых она окутывалась глубоким мраком, отделяя себя от Зевса и других олимпийцев. В одном мифе Гера вернулась в горы, где провела счастливые дни юности. Когда Зевс увидел, что она не собирается возвращаться, он попытался расшевелить ее ревность слухом о том, что собирается жениться на местной принцессе. Затем он устроил шутливую церемонию со статуей женщины. Эта проделка развлекла Геру, она простила Зевса и вернулась на Олимп.

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню – по контрасту – Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой.

Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни «госпожи-хозяйки», снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Main page Contacts Search Contacts Search