Славянские обереги

Велес

Велес — один из величайших богов древнего мира. Велес (сын Рода, брат Хорса) Покровитель домашнего скота и богатсва, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях.

 

Велес 

Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»: «Любовь, что движет Солнце и светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите — свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.

Если же верхний конец свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя. Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу, будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим, что оно правое, то есть правильное.

Этот закон правильности движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это слово образовано от имени Велес) бога.

Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.

 Именно ему подчинялись все низшие духи. Велес - бог Воли, волшебства, бог мудрости и искусств, он покровительствует магическим искусствам, восходящим к охотницкой магии и оборотничеству, Велес мог принимать любые обличья, он повелитель животного мира, в его власти все пути и Перекрестки. Он Страж на дороге из мира явного в мир сакрального - навий мир.

Он же - властитель, пастырь и водчий мертвых, посмертный судия и Суд, то есть Навий бог, подготавливающий мертвую материю к новому рождению. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же Велес является стражем и хранителем реки Смородины, и Черного камня. "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому Калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко...""

Велес сын Рода и брат Сварога, именно он привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу.

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель. Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (IV, 5.5-13).

А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмольда в "Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".

Боже ле Власе ле

Жива ма Юда учила

Да си пее Ясна Книга,

да си пее и да пише.

Учила ма, Боже, научила.

И ты, Боже, да ма учишь

Да си праве кушер-та.

Да ми дадешь триста вола,

Триста вола, триста крави

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге , где проводился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.

Итак, Велес:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.

2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников

3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.

5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.

6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.

7. Податель богатств.

8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому

9. Бог удачи.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.

Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина борода.

 Чаще всего его Велеса изображали мудрым стариком, защитником растений и животных, его тотемные звери - медведь, волк, священная корова.

Одно из имен Велеса - Мокос - муж Макоши, посмертный судья - Суд-Усуд, и в этом качестве он представлен в Прави. Другой женой Велеса была Азовушка (дух азовского моря (дочь Сварога и Матери Сва) Их волшебной обителью стал остров Буян.

Имя Велеса, по мнению многих исследователей происходит от слова «волохатый» – мохнатый, согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Развивая тему родства имени Велеса со словами «волосатый», «волохатый» любопытно обратить внимание на то, какое значение имели и имеют сами волосы в народной культуре. Волосы считаются определенным вместилищем духовной силы, здоровья, богатства.

Велес - это трикстер, скрывающийся под маской, бог, проверяющий претензии героя на Силу. И как посмертный судья он также связан с Судьбой. Велес выступает под именем Деда-Всеведа того, что снабжает героя путеводным клубочком.

С именем Велеса у славян связывалось звёдное скопление Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи). Названное в честь жены Велеса - Волосыни. "Волосу светити быть девице" - говорят о девушке - невесте. Волосожары - Млечный Путь – дорога Велеса,. Лось – Лесная Корова, созвездие Большая Медведица, небесные чертоги Велеса.

Велес изначально был лунным богом, и переход от лунного календаря к солнечному ни как не отражается на его (Велеса) функциональности. Бог Велес добавил в солнечном цикле к своим многочисленным обязанностям еще одну – он стал пoпечителем загробного мира. Точнее, Велес стал богом перехода из мира нашего в мир тот. Именно он определял, кому идти в страну Света, а кому в страну Тьмы. Но если в стране Света у Велеса имелись мощные конкуренты в лице сиятельных и божественных родственников, то царство Тьмы оказалось подвластно только ему. Он правит там в лице своего помошника или можно назвать ипостаси по имени Вый, Вуй или Вий. Изначально Вуй был повелителем сил стихии. Хаоса. Страна Тьмы носила еще и другое название – страна Нави. Именно из Нави, по мнению наших предков, вырывался Дракон, который сковывал ледяными обручами богиню Ладу, олицетворяющую землю. Именно Велес, Вуй и Дракон, именуемый так же Ящером, а иногда и вовсе Яшкой, и составляли изначально триаду Чернобога. Кто читал сказку «Иван – Коровий Сын», эта сказка по сути является переложением древнего мифа о Яриле и Чернобоге. Но здесь есть одно примечательное обстоятельство Ярило был сыном Велеса. Его мать Дива-Додола, которая всего лишь понюхала ландыш, не зная ни сном ни духом, что коварный Скотий бог использовал ее страсть к цветам в своих целях. Распаляемый животной страстью к прекрасной Додоле он превратился в ландыш исключительно для того, чтобы соблазнить богиню. Словом, похвальная женская тяга к прекрасному обернулась большими потрясениями как для народа, так и для власти, которую олицетворял бог-обманщик. Велес, судя по всему, упустил из виду одну очень важную деталь – Ярило живет и действует согласно заповедям бога Рода. Ярило, согласно божественным установлениям, просто обязан убить Дракона и освободить прекрасную Ладу из ледяного плена. Яриле отныне придется действовать в рамках циклов не только природных, но и социальных. И убивая Дракона, он тем самым устраняет и Велеса, олицетворяющего Власть. Ибо в циклах социальных добрый дядя Велес, даритель всех земных благ, неотделим от сурового карателя Дракона. Вот так и появляются циклы, из вечно воскресающего и вечно умирающего бога плодородия Ярило превращается в бога Власти Велеса, тоже вечно умирающего и вечно воскресающего. Но если в природных циклах Ярило умирает прекрасным юношей, то в циклах социальных он умирает старцем, превратившемся в Дракона - Велеса, под ударами нового Ярилы, которого он сам же и порождает.

Славяно-Арийские часы

Main page Contacts Search Contacts Search